80% социальных предпринимателей хотят освоить методики оценки эффективности проектов
Фонд «Наше будущее» представил результаты исследования осведомленности предпринимателей и НКО о методах оценки социальной результативности бизнеса
Российские социальные предприниматели (СП) наиболее активно интересуются методами оценки социальной результативности бизнеса, однако сталкиваются с недостатком информации, ресурсов и методической поддержки. Представители малого и среднего предпринимательства (МСП) и некоммерческих организаций (НКО) проявляют умеренный интерес к оценке, нуждаясь в дополнительной информации. Таким образом, для успешного внедрения методов оценки необходимо разрабатывать образовательные программы, создавать доступные инструменты и активно популяризировать тему в профессиональной среде. Эти выводы можно сделать из данных исследования «Осведомленность о методах измерения и оценки социальной результативности бизнеса», которое Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» провёл совместно с платформой Яндекс Взгляд в октябре-декабре 2024 года.
63% соцпредпринимателей заинтересованы применять метод SROI
«Результаты исследования подтвердили, что понимание важности оценки социальной результативности бизнеса растет, но практическое применение методик пока ограничено, а уровень информированности о них остаётся низким. Более 90% опрошенных социальных предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса признают значимость оценки социальной эффективности. Однако, как показало исследование, барьеры, – нехватка знаний, отсутствие доступных методических материалов, дефицит специалистов в этой области, – все еще значительны. Фонд «Наше будущее» продолжит работу в этом направлении. В планах у нас – расширение образовательных программ и запуск новых проектов по оценке социальной результативности бизнеса», – рассказала Наталья Зверева, директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
По мнению большинства участников исследования, оценка пользы бизнеса для общества является значимой задачей: об этом заявили 100% представителей НКО, 87% представителей МСП и 97% социальных предпринимателей. Несмотря на это, уровень знания о существующих в этой сфере методиках остается невысоким: менее четверти респондентов знакомы с такими подходами, как SROI (Social Return on Investment) и другими методами измерения социального эффекта.
Наибольший интерес к изучению и применению метода SROI проявляют социальные предприниматели – 63% участников этой группы выразили заинтересованность. Среди представителей малого и среднего предпринимательства этот показатель составил 48%, среди НКО – 43%.
Измерение социальной результативности – фактор развития
Ключевыми целями оценки социальной результативности респонденты назвали привлечение инвестиций и грантов (такой ответ дали 75% социальных предпринимателей, 36% МСП и 26% НКО), повышение доверия со стороны общества (72% СП, 41% МСП, 36% НКО), улучшение качества услуг и внутренних процессов (57% СП, 50% МСП, 46% НКО), а также повышение прозрачности деятельности (46% СП, 43% МСП, 42% НКО).
Исследование также показало, что все три группы считают измерение социальной результативности важным фактором развития. Для социальных предпринимателей это прежде всего связано с повышением прозрачности и доверия, привлечением инвестиций и улучшением качества услуг. Представители малого и среднего бизнеса акцентировали внимание на улучшении качества продукции и повышении эффективности, а также на возможности продвижения услуг. НКО выделили в качестве ключевых результатов улучшение качества работы, оптимизацию процессов и повышение доверия со стороны клиентов и общества.
Источники информации о методах измерения социального эффекта – интернет, курсы, конференции
Опрос продемонстрировал, что многие участники не знакомы ни с одной методикой оценки социальной результативности: 67% представителей НКО, а также по 57% представителей МСП и социальных предпринимателей сообщили об отсутствии знаний в этой области. Наиболее известным подходом остаётся оценка с использованием натуральных показателей, с которой знакомы от 23% до 29% респондентов. Метод SROI известен 12–16% опрошенных, а такие подходы, как теория изменений, – не более чем 17%. Остальные методы и инструменты практически не упоминаются, что подчеркивает необходимость популяризации темы.
Источниками информации о методах оценки чаще всего становятся интернет-ресурсы и социальные сети (41% МСП, 33% социальных предпринимателей, 30% НКО), образовательные курсы и тренинги, а также профессиональные конференции. При этом 48% представителей НКО, 46% МСП и 35% социальных предпринимателей отметили, что не знакомы ни с одним источником информации о таких методах.
56% предпринимателей хотят получать методические материалы
Заинтересованность во внедрении методик оценки также высока. 80% социальных предпринимателей сообщили о стремлении к практическому применению таких подходов. Среди представителей малого и среднего бизнеса этот показатель составил 61%, среди НКО – 51%. Однако успешное внедрение требует доступных инструментов, обучающих программ и экспертной поддержки.
Большинство социальных предпринимателей заинтересованы в получении помощи в виде методических материалов (56%) и индивидуальных консультаций (51%). МСП также отдают предпочтение консультациям (33%) и вебинарам (31%). НКО в меньшей степени заявляют о необходимости помощи (29% не нуждаются в поддержке), однако заинтересованные участники чаще выбирают обучающие вебинары (27%).
Оценивать действия и думать стратегически
Результаты исследования подтверждают высокий интерес к теме оценки социальной результативности и необходимость системной работы в этом направлении. Для поддержки представителей бизнеса и некоммерческого сектора важно развивать образовательные инициативы, создавать доступные инструменты и укреплять профессиональные сообщества, где такие практики будут обсуждаться, изучаться и внедряться. Фонд «Наше будущее» продолжит работу по популяризации методов оценки социальной результативности, стремясь к повышению эффективности и прозрачности социальных инициатив в России.
«Опрос, который мы провели совместно с Яндекс Взгляд, позволяет сделать вывод, что тема оценки социальной результативности актуальна, но доступных решений в этой сфере по-прежнему не хватает. Достаточно сказать, что методология SROI известна лишь 12-16% респондентов, а ведь именно она позволяет в цифрах показать, какой общественный эффект создает тот или иной проект на каждый вложенный обществом рубль. Среди позитивных сигналов – высокая заинтересованность в обучении. Например, 80% социальных предпринимателей хотят внедрять методики оценки в свою практику. Это говорит о готовности к изменениям. Всё больше людей и организаций готовы оценивать свои действия, думать стратегически и делать мир вокруг лучше – не на словах, а на практике», – уверена Екатерина Бесшапошникова, руководитель образовательных программ фонда «Наше будущее».
Дата публикации: 28 июля 2025
#фонд наше будущее #исследования #оценка эффективности52 0