Британский дебют «Ашоки» (Репортаж о чествовании лауреатов в Лондоне)
28 апреля в Лондоне «Ашока» впервые чествовала британских лауреатов. Для новой, еще не освоенной ассоциацией территории это долгожданное и радостное событие.
Вот уже двадцать лет «Ашока» придерживается предельно простого, но очень важного принципа: самый мощный двигатель изменений – идея в руках ведущего социального предпринимателя. И такие люди, нестандартно мыслящие лидеры, которых нужно выделить, поддержать, объявить их имена и наградить по заслугам, есть в каждой стране.
На короткой церемонии в Лондоне новых победителей представляли «лауреаты-старики» из разных стран. Говорили о том, что означало для них знакомство с «Ашокой», как неожиданно и всегда вовремя приходила поддержка со стороны фонда, какое удивление вызывала первая встреча и как это важно – принадлежать к такому интересному и значительному международному сообществу. Новым членам большой семьи дали возможность рассказать о том, чем они занимаются, и вручили молодые дубовые деревца – символ «Ашоки».
Фонд отбирает номинантов тщательно и медленно, руководствуясь пятью критериями. Дабы понять, что объединяет новых британских лауреатов с остальными 1850 более чем из 70 стран, перечислим эти критерии:
1. Новизна идеи, глубинное изменение
«Ашока» инвестирует средства только в носителей новаторских идей (нового решения или подхода к социальной проблеме), которые влекут за собой системные изменения на национальном и региональном уровнях. 2. Творческий подход
«Ашока» поддерживает только тех предпринимателей, которые ставят перед собой визионерские цели и творчески подходят к решению проблем. 3. Предпринимательская жилка
«Ашока» ищет первоклассных предпринимателей, которые в глубине души одержимы идеей и будут ее совершенствовать, упорно проверять и распространять до тех пор, пока общество не примет ее в качестве новой нормы.
4. Социальное воздействие
Идея предпринимателя должна быть применима на практике, другими словами, повторяема и тиражируема.
5. Этическая составляющая
Прежде всего, кандидат должен быть нравственным человеком и вызывать абсолютное доверие.
Элесдер Харрис – научный руководитель «Голубых предприятий»
Новизна идеи
Эл создал систему обмена знаниями между изолированными сообществами Мадагаскара, выживание которых зависит от хрупких и подвергаемых постоянной угрозе уничтожения экосистем. Его модель позволяет создать управляемые местными сообществами Защищенные морские зоны (ЗМЗ), которые, с одной стороны, приносят большой доход и улучшают качество жизни населения, с другой – служат сохранению морей.
«Голубые предприятия» организуют экспедиции, в состав которых входят научные сотрудники и добровольцы (последние – платно). Экспедиции ведут исследования, направленные на повышение экологической грамотности и защиту окружающей среды. Плата за участие добровольцев покрывает расходы на сбор данных, на поддержку региональных охранных мероприятий, образовательных и социальных программ. Полученные в ходе исследований данные передаются в местные сообщества, и эта информация позволяет контролировать принятие важных решений. Последнее, в свою очередь, имеет влияние на жизнь людей и окружающую среду.
Эл пришел к выводу, что условием успеха для местных сообществ является незамедлительная (а не отложенная) реализация экономических возможностей, возникающих с принятием восстановительных и природоохранных мер. Такие действия приносят среднесрочное улучшение по показателям добычи рыбы и долгосрочное – по широкому спектру экологических проблем.
Воздействие
«Голубые предприятия» начинали работу с одной рыболовецкой деревни. За два года организации удалось убедить еще 23 поселка присоединиться к эксперименту, а потом и жители других районов Мадагаскара и островов Индийского океана пожелали повторить этот опыт.
«Голубые предприятия» помогли установить диалог между поселениями. Благодаря распространению модели среди местных сообществ стали возможны межпоселковые договоренности об оптовой продаже рыбы и договоры о совместном управлении ЗМЗ.
Модель оказалось успешной, и команда Эла разработала методику ее тиражирования и сопроводительные инструкции, которые помогают получить максимальный эффект от ее реализации в самых разных регионах. Модель все еще находится на начальной стадии разработки, но «Голубые предприятия» уже привлекли интерес местных сообществ и некоммерческих организаций в регионе Индийского океана.
Боб Петерсон – Земельные трасты сообществ
Новизна идеи
Боб развивает промежуточный жилищный рынок, где граждане получают возможность контролировать распределение земли и управлять ею в интересах будущих поколений. Чтобы такой рынок работал, необходимы три элемента. Именно их и обеспечивает Боб.
1. Руководство движением с участием земельных трастов сообществ (ЗТС) за доступное жилье. ЗТС способны изъять земли из рыночного оборота и передать их трастам, стоящим на службе местных сообществ.
2. Создание инновационных финансовых механизмов, которые апробирует и проверяет специально создаваемый фонд содействия при ЗТС и которые, в конце концов, берут на вооружение займодатели.
3. Организация кампаний и взаимодействие с государственными органами в целях изменения политики и создания новых законодательных рамок в отношении бессрочного владения землей и общественной собственностью.
Комплексный подход Боба к решению вопроса доступности жилья привел к созданию целого движения, которое способно изменить британский жилищный рынок. Земля будет использоваться в общественных целях, а не обогащать отдельных людей. Преимущественные права при этом будут бессрочно передаваться гражданам, которые ранее были лишены возможности распоряжаться землей. Воздействие
Усилия Боба направлены на совершенствование государственного подхода к созданию промежуточного жилищного рынка путем высвобождения капиталов и формирования спроса. Сообщества, которые получат возможность контролировать собственное экономическое, социальное и общественное развитие, смогут в корне изменить положение с доступностью рыночной собственности. Создание промежуточного жилищного рынка поможет в ближайшие десять лет построить 50 000 – 100 000 новых домов.
Камила Батмангхелидж – учредитель и директор «Детской компании»
Новизна идеи
Камила создает особую модель заботы о детях, которая применима в школах, домах и на улице и может заменить неэффективную ортодоксальную систему. Подход Камилы – полная противоположность существующей в Великобритании государственной модели воспитания и развивается параллельно с ней.
Холистический (системный) подход, предлагаемый Камилой, работает на разных уровнях.
Во-первых, Камила сотрудничает со школами, расположенными в самых бедных районах, где подавляющее большинство ребят – жертвы грубого отношения или насилия в семье. Она дает таким детям и их семьям медицинские, социальные, психологические, юридические и иные консультации в доброжелательной обстановке. Подобная деятельность обеспечивает продолжительную работу с детьми.
Во-вторых, через центры для беспризорных Камила работает с детьми, которые пострадали от насилия, и реинтегрирует их в общество.
В-третьих, Камила работает с исследовательскими центрами, специалистами и средствами массовой информации, чтобы изменить существующую систему отношения к детям из неблагополучных семей. Грубость и насилие по отношению к ним имеют психологические последствия, и Камила ищет возможность помочь детям, используя свой метод.
Воздействие
За последние 10 лет «Детская компания» помогла изменить тысячи жизней. Более 95% детей обращаются в организацию сами или рекомендуют сделать это своим ровесникам. В 2006 году «Детская компания» оказала помощь 11 000 детей. Сегодня она действует в 33 школах в разных частях Лондона и двух дневных центрах и поддерживает 11 925 ребят.
Фаизель Рахман – основатель и директор Fair Finance
Новизна идеи
Фаизель бросил вызов кредиторам Великобритании, дискриминирующим и исключающим из сферы услуг маргинальные группы населения. Предоставляя необходимую информацию ключевым фигурам, принимающим решения (банкам, регламентирующим органам и заемщикам), Фаизель пытается изменить существующую систему – трансформировать методику кредитования и включить в нее людей, находящихся в уязвимом положении, побуждая государство урегулировать этот процесс.
Фаизель также ведет просветительскую работу среди заемщиков, предоставляя: консультации о деньгах и управлении долгами, о финансовых продуктах, конкурирующих с предложением «займодателей с доставкой»; приемлемые предложения для заемщиков, которые и отражают их действительный уровень риска.
Фаизель развивает и предоставляет новые финансовые продукты, услуги, рассчитанные на маргинальные группы и учитывающие их интересы и возможности. Он создает модель, которая демонстрирует банкам, что эти люди платежеспособны.
Воздействие
За два с половиной года Fair Finance помогла примерно 3000 человек. Организация дала в заем около миллиона фунтов стерлингов 1000 граждан, которых займодатели считали некредитоспособными или «рисковыми». При этом процент случаев невыполнения обязательств не поднимался выше пяти. Фаизель продемонстрировал, как можно оказывать услуги тем, кто не соответствует требованиям банков и не может воспользоваться услугами ведущих финансовых учреждений, и бросил вызов практике завышенных ставок при займах, используемой «акулами кредитования».
Фаизелю удалось погасить долгов на сумму 1,2 млн фунта стерлингов. Только за прошедший год структурированная программа управления денежными средствами Fair Finance помогла более 500 человек избежать лишения имущества.
В зависимости от темпов роста и инвестиционных возможностей его компании Фаизель планирует в следующие два года открыть как минимум еще три офиса и помочь десяткам тысяч людей. Он надеется, что его модель распространится в национальном масштабе.
Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»
Май 2008
Дополнительную информацию можно найти на сайте «Ашоки»: www.ashoka.org.
Дата публикации: 13 мая 2008
596 18