Инвестируя в будущее
14-16 октября в Москве прошел Форум «Открытые инновации», в рамках которого состоялся круглый стол «Инвестиции в социальные инновации. Лучшие международные практики и российский опыт». О его тезизах, дебатах и выводах — в репортаже нашего корреспондента.
В этом году тема импакт-инвестиций была вынесена на форум впервые. Задачей круглого стола, посвященного этому довольно новому для современных предпринимателей и экономистов феномену, стало формирование комплексного представления о рынке импакт-инвестиций, оценка текущей ситуации и определение драйверов развития рынка импакт-инвестиций в России — в том числе через призму зарубежного опыта в этой сфере.
По оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие мировой рынок инвестиций в социальные стартапы составит более $500 млрд, однако эти проекты требуют особого подхода к их реализации и консолидации усилий, направленных на его развитие. Открывая мероприятие, модератор круглого стола руководитель НП «Национальная ассоциация рынка альтернативных инвестиций» Александр Панков подчеркнул, что на протяжении последних 20 лет как рынок, так и государство исследуют инструменты и возможности для создания добавленной стоимости социальных проектов. «Порядка 15 лет назад появился термин impact investing, – отметил Александр Панков. – Хотя до этого около 50 лет многие крупные американские благотворительные фонды — Ford Foundation, Rockefeller Foundation – так или иначе использовали этот инструментарий, он не был выделен в единое направление. Сейчас же эксперты насчитывают в мире порядка 200 фондов, которые занимаются инвестицией в социальные стартапы».
Расширяя влияние
Эндрю Гренфелл, сооснователь Impact Hub Moscow, рассказал о принципах организации Impact Hub, — организации, работающей по всему миру. Сегодня Impact Hub представляет собой глобальную сеть местных сообществ, которые стремятся обеспечить социальное воздействие, в том числе инвестируя в определенные социальные миссии и обеспечивая устойчивость своих инвестиций диверсификацией портфеля. Только в 2013 году в рамках работы Impact Hub запущено более 400 стартапов и новых инициатив, создано более 1500 рабочих мест и заработано 100 млн фунтов прибыли. И, как подчеркнул Эндрю Гренфелл, объем новых идей и возможностей у проекта — неисчислим, так как все изменения сейчас происходят очень быстро.
Ключевая тема
Согласилась с основателем Impact Hub Moscow и руководитель дирекции реализации программ Фонда «Наше будущее» Ирина Павлова. Она отметила, что вызовы, которые стоят сегодня перед Россией и перед миром в целом, не могут быть отложены, и в этой парадигме тема социальных инноваций становится одной из ключевых. «Социальный предприниматель — это предприниматель, который прежде всего действует в расчете на социальный эффект своего проекта, – сказала Павлова. – Прибыль ему необходима только для устойчивости. Поэтому мы и говорим, что развитие социального бизнеса — это новый этап в развитии общества, новый этап в общении между стейкхолдерами».
Поддержка сверху
Директор департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин в своем выступлении рассказал о планах ведомства по развитию социального предпринимательства. Шадрин обозначил один из возможных механизмов поддержки сектора — стимулирование спроса на услуги социальных предпринимателей через расширение конкурсных механизмов бюджетного финансирования. Спикер отметил, что Минэкономразвития уже запланировало ряд пилотных проектов в регионах, которые должны показать возможность перехода к этим конкурсным механизмам. «Еще один важный шаг — распространить на НКО инструменты поддержки, которые уже есть у малого и среднего бизнеса, например, льготное кредитование, – заявил Артем Шадрин. – Другое перспективное направление — развитие механизмов государственно-частного партнерства». В заключение директор департамента инновационного развития МЭР привел пример социального инвестирования в профилактику рецидивной преступности на Западе, — схему, в рамках которой НКО берут на себя обязательства по работе с заключенными и их социализации. Если уровень рецидивов в результате их работы снижается, социальный предприниматель получает грант. Одновременно в систему встроены фонды социального инвестирования, обеспечивающие социальных предпринимателей стартовым капиталом.
От потребления — к соучастию
«Есть апологеты точки зрения, что мы должны создать более комфортные условия для социальных предпринимателей, дать им доступ к государственным заказам и к частному капиталу, – обратился к участникам Александр Панков. – Но, например, США — они пошли по другому пути, повышая градус социальной активности в обществе, популяризуя предпринимателя как героя нашего времени. Так должно ли государство вести патерналистскую политику или пропагандистскую?». Отвечая на этот вопрос, Эндрю Гренфилд отметил, что государство уже оплачивает решение социальных проблем, но с помощью социальных предпринимателей, став заказчиком и клиентом социальных услуг, оно сможет оптимизировать эту деятельность. Продолжая тему, Ирина Павлова напомнила: «Истории предпринимательства в России всего 23 года, поэтому то, что мы имеем на сегодняшний день — это уже достаточно много. Социальный предприниматель берет на себя двойную нагрузку: не только предпринимательские риски, но и ответственность перед целевой аудиторией». Говоря о предпринимательской активности в стране, генеральный директор группы компаний «Йополис» Владислав Крейнин отметил, что сегодня ее градус достаточно низок, — по мнению спикера, сегодня можно говорить о десятках тысяч пассивных участников и лишь о сотнях, готовых быть локальными лидерами. И все же, отметил Крейнин, перспективы у сектора, несомненно, есть. «Мы в начале очень больших интересных изменений — от общества потребления и “я — потребитель” мы переходим к обществу участия, “я — соучастник”», – подчеркнул он.
Автор: Валентина Петрова
Дата публикации: 20 октября 2014
#открытые инновации #павлова #шадрин #фонд наше будущее #йополис #МЭР #impact hub voscow #мск1306 180