Лоренс Брам. Лучше, чем социализм

19 августа образовательный проект Knowledge Stream от центра Digital October организовал телемост с Лоренсом Брамом — экономистом, международным юристом, социальным предпринимателем и человеком, помогавшим руководствам Вьетнама, Лаоса, Монголии, Камбоджи и Китая разрабатывать и проводить поступательные рыночные реформы. Портал "Новый бизнес" выступил информационным партнером лекции.

В 1990-е он шел наперекор рекомендациям МВФ и Всемирного банка, известным как Вашингтонский консенсус (включают понятия шоковой терапии и условности кредита), — и оказался прав. Сегодня он реализует на практике новую концепцию: «гималайский консенсус», который он открыл в Тибете и который теперь распространяется и в Африке.

В ходе лекции Лоренс Брам подробно объяснил, как инструменты микрофинансирования, разработанные с учетом самоидентификации и осмысленного использования ресурсов, могут стабилизировать местные и глобальную экономику, а также рассказал:

  •     почему отец капитализма Адам Смит присоединился бы к движению «Захвати Уолл-стрит»;
  •     об экономике слияния и о том, почему прагматизм в экономике нам нужен больше, чем идеология;
  •     о том, почему так важно помогать сообществам, о сострадательном капитале и о ценности участников совместного дела;
  •     как мы все сможем стать прагматичными идеалистами.

Из лекции

Как известно, самое темное время – перед рассветом. И затянувшийся экономический кризис, обещающий темные времена многим развитым странам, заставляет специалистов задуматься о новой модели мировой финансовой архитектуры. Одно из таких решений, подсмотренное у жителей Тибета, развил и адаптировал Лоренс Брам, экономист, социальный предприниматель и консультант правительств Китая, Вьетнама и ряда других стран Востока.

В 12 ночи по пекинскому времени Лоренс, вот уже два десятилетия живущий и работающий в Азии, вышел на связь с гостями центра Digital October, чтобы рассказать аудитории проекта Knowledge Stream о новой экономической парадигме, которую он называет «гималайской».

«Являются ли Всемирный банк и МВФ релевантными сегодня? Они создали огромные долги для развивающихся стран, но были не в состоянии вытащить мир из кризиса. Давайте посмотрим, кто управляет экономикой сегодня – нефть и Уолл-стрит. Вот почему ведущие международные организации и правительства блокируют многие альтернативные решения».

«Однако страны БРИКС, например, уже заявили, что им нужна новая финансовая архитектура. В 2011 году о собственном экономическом консенсусе, в основу которого будут заложены принципы самоуважения и доступа всех людей к экономической власти, объявили и представители африканского континента».

«Сегодня я говорю руководству Китая, что мы должны заново изобрести индустриальную революцию. Даже будь у вас самый лучший ВВП в мире, если вы загрязняете все вокруг, это аукнется проблемами с экологией и здравоохранением в будущем. Мы должны оставить нашим детям не красивые машины, а чистые воздух и воду. Ведь увеличение разрыва между богатыми и бедными, исчезновение среднего класса, острые экологические проблемы – вот они, вызовы нашей эпохи».

«Чтобы достойно ответить на эти вызовы, мы должны пересмотреть мораль, господствующую в обществе.

Может, лучшим измерением успеха будут не пять Ferrari и четыре Lamborghini,

а то, сколько клиник бизнесмен открыл на заработанные деньги, его социальная позиция?»

«Ценности, продвигаемые в массовой культуре и СМИ, искажены. Посмотрите на Гималаи – там у людей другое отношение к жизни. Поэтому, думая о названии концепции, которую я вам представлю, мы решили назвать ее «гималайским консенсусом».

«Чем плох старый экономический строй? Вашингтонский консенсус, на котором основана экономическая политика развитых стран,– это формула рыночного фундаментализма, основанная на идеях жадности, приписываемых Адаму Смиту».

«Но давайте обратимся к первоисточнику – о чем писал Смит?

Почитав его внимательно, мы выясним, что он осуждал монополии, ратовал за справедливую оплату труда, но его работы не говорили ни о глобализации, ни о корпоративных ценностях, ни, тем более, о жадности как той самой «невидимой руке рынка».

«На протяжении десятилетий этот искаженный подход, вашингтонский, одна за другой закрывал двери для среднего класса – вот они, корни «Захвати Уолл-Стрит», вот откуда у нас столько движений против глобализации. Если объединить их чаяния в одной фразе, наверняка это будет: «Нам нужна экономика без фундаментализма».

«Может быть, нам пора придумать что-то взамен? Десять лет назад я увидел новую финансовую архитектуру, зарождающуюся в отсталых в плане экономики странах.

Но скоро она станет релевантной и для развитых стран,

где показатели бедности сейчас растут огромными темпами».

«С чего все началось? В 1991 году я приехал в Китай – после многих веков экономической национализации они столкнулись проблемой открытости. Слишком резкие шаги могли привести страну к шоку в экономике, и правительство Китая сказало: «Мы не хотим этого». Вместе мы объединили рыночную и плановую модели в экономику прагматизма».

«Но после десяти с лишним лет работы на макроуровне, я подумал, что стоит сменить фокус и найти рецепт, как оздоровить экономику на уровне локальном. Стал путешествовать по Китаю и нашел ответ».

«Вот первый пример, который вдохновил меня.

Я встретил монахов, которые создали небольшое сыроваренное предприятие: сырье закупали у кочевников, а вырученные деньги тратили на поддержание их культуры и образование их детей. Они рассказали мне: «Цель – не вывести продукт на рынок, а сохранить традиции этих племен».

«Дальше мой путь лежал на Тибет. Как-то я решил позавтракать на улице, и ко мне привязались несколько детей-попрошаек. Когда я покупал хлеб, то заметил, что продавщица отдала часть денег детям и сказала: «Вот, отстаньте от него».

«Я начал считать, сколько ей стоила выпечка этого хлеба; оказалось, она вполне могла регулярно кормить этих детей, при этом продолжая получать прибыль. По вычисленной модели я создал свою социальную корпорацию: сеть гостиниц, где мы использовали возобновляемые источники энергии, нанимали на работу местных жителей и пускали вырученные деньги на локальное здравоохранение и сохранении местной культуры».

«Но если дерево падает в лесу, кто услышит?

Вашингтонский консенсус – это «религия конфликтов». Нельзя обеспечить качественный рост, делая ставку лишь на потребительский рынок. Мы поняли, что должны создать целый новый социальный рынок, поэтому стали путешествовать по региону и рассказывать о своем опыте. Разнообразие, устойчивое культурное развитие, доступ локальных сообществ к экономической власти – вот то, на что мы хотим опираться. Люди этого заслуживают. Их самоуважение – лучшая прививка от конфликтов в обществе».

«А бизнес должен служить лишь инструментом, лишь драйвером, который обеспечит переход к новой экономике. Наравне с инфраструктурными инвестициями в переход от использования невосполнимых ресурсов к «зеленой экономике» (технологическая основа для этого уже существуют, нужно лишь масштабирование) и вложениям в образование для людей».

Дата публикации: 20 августа 2013

#knowledgestream

 1675   164  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно