Минэкономразвития создаст рабочую группу по социальному предпринимательству

С 17-19 ноября в Москве состоялось большое событие - IX Национальная Конференция «Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности». Конференция собрала более 500 представителей организаций микрофинансирования, банков, федеральных и региональных органов власти, институтов развития из России и других стран. Обсуждали, как регулировать микрофинансирование, как сделать финансовые услуги доступными для всех групп населения и бизнеса в посткризисных условиях, практические примеры внедрения финансовых инноваций.

В рамках конференции прошла сессия «Социальный бизнес в России: перспективы развития». Впечатлениями поделился с читателями Портала ведущий сессии, референт президента Российского Микрофинансового центра по правовым вопросам и специальным проектам Иван Бирюков.

- Сессия прошла очень успешно. Изначально у многих моих коллег «по цеху» микрофинансирования возник вопрос: какое отношение имеет микрокредитование к социальному бизнесу? Поэтому в начале сессии мне показалось полезным пояснить место микрофинансирования в таком явлении как социальный бизнес.

Для этого я продемонстрировал данный слайд (рисунок 1.), иллюстрирующий региональные диспропорции в банковском обслуживании (чем светлее регион, тем ниже уровень доступности финансовых услуг). В стране по-прежнему существует проблема доступности финансовых услуг для населения, само решение данной проблемы уже является социально значимым действием. Микрофинансирование повышает доступность финансовых услуг, то есть, по сути, само является социально-предпринимательским проектом. Кроме того, микрокредиты – это важный финансовый продукт для самих социальных предпринимателей, для многих из которых классический банковский кредит малодоступен.

Рисунок 1.
Среди социальных целей микрофинасирования можно выделить следующие:

  • Борьба с безработицей и бедностью
  • Интеграция социально незащищенных слоев населения в полноценную жизнь: мигрантов, бывших военнослужащих, матерей-одиночек, пенсионеров, молодежи
  • Повышение уровня социально-экономической и гражданской активности населения

В соответствии с классическим определением, используемым ООН, под термином «микрофинансирование» подразумевается «предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их услуг, направленных, с точки зрения макроэкономического эффекта, на сглаживание социального неравенства в обществе, развитие частного предпринимательства, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости». На мой взгляд, это определение полностью ложится в канву социального бизнеса. Но вернемся к самой сессии...

Мы постарались вызвать на сессии разностороннюю дискуссию. Это удалось, ведь на сессии присутствовали - в качестве экспертов - люди, представляющие самые разные институты поддержки социального предпринимательства, причем как частные, так и государственные (фонд Oxfam и Министерство экономического развития РФ, например). Отрадно, что активное участие в работе сессии принял и крупный бизнес, в частности, представители Финансовой корпорации «УралСиб». Довольно показательно, что такие «гиганты» отечественной экономики как «УралСиб» начинают понимать значение института социального бизнеса. Кстати, присутствовавший на сессии советник Финансовой корпорации «УралСиб» Игорь Соболев, также является руководителем Благотворительного фонда «УралСиба» - так что ему не понаслышке знакомы как механизмы социальной поддержки, так и методы извлечения коммерческой прибыли.

Естественно, на сессии принимали активное участие и представители науки. Так заместитель директора Института управления социальными процессами Высшей школы экономики Александра Московская презентовала итоги своего исследования «Особенности социального предпринимательства». Исследование обобщило итоги развития социального предпринимательства в России за последние годы. Как признавались некоторые представители микрофинансовых институтов, участвовавшие в исследовании Александры: «До участия в исследовании мы и не знали, что занимаемся социальным бизнесом!». То есть для многих социальных предпринимателей в России все еще актуален вопрос самоидентификации: кто они? Как назвать их бизнес?

Собственно, вопросом, что можно считать социальным предприятием, а что нет, задаются многие. Конечно и в этот день, мы не смогли пройти мимо этой базовой темы. Давно назрела необходимость выработки неких общепризнанных критериев социального предпринимательства. По итогам дискуссии было высказано предложение - создать на базе министерства экономического развития РФ рабочую группу для определения критериев и стандартов оценки социальной составляющей деятельности предприятий. Участник сессии - заместитель директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин поддержал это предложение и сказал, что такая группа может быть создана в самое ближайшее время.

Некоторая работа в этом направлении была начата на самой сессии. Динара Хегинг из рейтингового агентства «Микро-Финанс Рейтинг», представила опыт этой международной компании в области проведения социальных рейтингов (их на счету агентства уже более 70). По словам Динары, такие рейтинги помогают не только выделить лучшие организации, но информируют общественное мнение о миссии института социального предпринимательства. В рамках своего выступления Динара Хегинг также рассказала об «исследовании воздействия» - инструменте, основная задача которого измерить, насколько изменились условия жизни населения, вследствие деятельности социально ориентированных предприятий (рисунок 2.).

Итак, основным итогом сессии «Социальный бизнес в России: перспективы развития» можно считать решение о создании специальной рабочей группы для выработки стандартов социального предпринимательства. Этот вопрос особенно важен, если говорить о возможных льготах для социальных предпринимателей, о чем на данном портале некоторое время назад развернулась оживленная дискуссия (а также дискуссия о том, может ли в принципе бизнес быть социальным). Для эффективной работы данной группы необходимо активное участие в ее работе непосредственно самих социальных предпринимателей. Я был бы крайне признателен всем, кто смог бы поделиться своими идеями на этот счет и принять участие в работе над определением стандартов оценки социальной составляющей деятельности предприятий. Ваши идеи можно высказать в комментариях к статье или в моем блоге.

Рисунок 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.

 


 

 

 

 


Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
 ноябрь 2010г.

Дата публикации: 2 декабря 2010

#минэкономразвития россии #социальный бизнес #поддержка социального предпринимательства

 967   194  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно