Как научиться предпринимательству
18 июля в МФПУ «Синергия» состоялся круглый стол, на котором эксперты обсудили содержание профессиональных предпринимательских компетенций в процессе обучения предпринимательству. В работе круглого стола приняли участие представители Департамента образования г. Москвы, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», Центра предпринимательства Института "МИРБИС". Модератором дискуссии выступил ректор МФПУ «Синергия», президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству Юрий Рубин.
В силу исторических обстоятельств в России отсутствует традиция понимания предпринимательских компетенций. Предпринимательство в сознании обывателя – это божественный дар, что-то иррациональное, ему нельзя научиться, предпринимателем рождаются. При этом оно имеет отрицательные коннотации – предприниматель «систематически извлекает прибыль», эксплуатирует трудящихся, выражаясь на языке новой истории России. Именно в таком смысловом контексте происходило становление рыночных отношений, однако мировая практика доказывает доминирование профессионального компонента в главном институте капитализма.
Заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Дмитрий Князев отметил во вступительном слове, что интерес общества к тому, какое место занимает предприниматель в профессиональной структуре общество, растёт: «Предпринимательство – это профессия или же это что-то иррациональное? За рубежом, в странах, где исторически сложились рыночные отношения, этот вопрос решен давно в пользу профессионального компонента». Он объяснил важность профессионального стандарта тем, что он даст образовательным организациям квалификационную рамку, «на основе которой можно будет готовить квалифицированных, патриотично настроенных предпринимателей».
Юрий Песоцкий, вице-президент, руководитель комитета по кадрам для МСП и образованию общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», рассказал о ретроспективе главного вопроса круглого стола: «Когда ОПОРА только создавалась, возникал вопрос, можно ли обучить предпринимательству, ответ был категоричным: Конечно, нет!. Предпринимательство – это состояние души, предпринимателем нужно родиться и т.д. Пять лет назад стали допускать мысль, что предпринимательству можно учить».
Кроме того, Юрий Песоцкий рассказал так же об исследовании «ОПОРЫ РОССИИ» предпринимательского климата, согласно которому было установлено, что главным препятствием развития предпринимательства является не коррупция, не большие налоги, а отсутствие кадров. Тогда ОПОРА совместно с ведущими вузами создала кафедры предпринимательства, но на этих кафедрах начали готовить менеджеров. «Произошла подмена тезиса – мы хотели видеть предпринимателей, а получались менеджеры. Такой профессии как предприниматель до сих пор в стране не существует», - заключил вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ».
Директор центра предпринимательства Института МИРБИС Елена Переверзева рассказала о международном опыте обучения предпринимательства. По ее словам, предпринимательство как курс читается почти во всех западных университетах независимо от специализации, потому что считается, что на кого бы не учился студент – химика, физика, управленца – он должен знать, как создать компанию, как управлять ей.
В США ежегодно создается 2 миллион новых предприятий, которые создают 85% новых рабочих мест. При этом предпринимательское образование в США – это третья специальность по интересу со стороны студентов. «Там никто не дискутирует, нужно ли предпринимательство как отдельный курс, там этому обучают - есть масса программ различного уровня», - рассказала Переверзева.
Кроме того, она сформулировала компетенции, разделив их по блокам: организационный (планирование, лидерство, самостоятельность и ответственность), мыслительный (инициативность, проектное воображение, решительность в ситуации неопределенности), эмоционально-коммуникативный (контактность, стрессоустойчивость), личностный (целеустремленность, ориентация на результат, амбициозность). Она отметила, что обучение предпринимательству должно проходить на всех этапах общего образования, а начинать нужно со школьной скамьи – дети наиболее восприимчивы к развитию личностных компетенций.
Юрий Песоцкий отметил, что озвученные коллегой компетенции не являются исключительно предпринимательскими: «Всем нужна стрессоустойчивость, ситуационное планирование тоже, умение вести переговоры нужно и таксисту, а вот чисто предпринимательских компетенций нет».
Президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству Юрий Рубин объяснил разницу в российском и западном подходах к предпринимательству: «Несколько десятилетий у нас не было предпринимательства, потому что действовал уголовный кодекс. Кроме того, существуют мифы и иллюзии, что предпринимателям становятся от бога. Но есть другой подход, что предприниматель – это обычный человек, который реализует свой профессиональный и личностный потенциал в занятии предпринимательством и который живет за счет трудовых доходов от предпринимательской деятельности».
Юрий Рубин сформулировал список компетенций, указывая на которые можно было бы выделить предпринимателей в отдельную профессиональную группу. Во-первых, предприниматели изобретают дело; определяют цели и задачи бизнеса, предпринимательскую миссию, расставляет основные приоритеты деятельности, определяют направление развития бизнеса, формируют структуру владения бизнеса, привлекают и консолидируют ресурсы, управляют материальными и нематериальными объектами, выполняют обязательства перед партнерами и наёмными сотрудниками, защищают бизнес от различных посягательств, аккумулируют и распределяют доходы, знают, как реорганизовать или ликвидировать дело.
«Совокупность предпринимательских компетенций составляет функциональный стандарт профессионального предпринимательства. Ему должен соответствовать стандарт обучения предпринимательству, который предполагает совокупность предпринимательских компетенций и приобретение соответствующей квалификации», - объяснил Юрий Рубин.
При этом он отметил, что предпринимательство имеет отраслевой характер, поэтому компетенции предпринимательские должны иметь общие и отраслевые компоненты - в рамках разных образовательных программ можно добавлять компетенции в зависимости от специфики отрасли.
На вопрос из зала о том, нужно ли разграничивать социальный бизнес и предпринимательство на уровне компетенций, руководитель образовательного проекта Фонда «Наше будущее» Екатерина Бесшапошникова, объяснила, что социальность – это лишь дополнение к общим компетенциям. Так, социальный предприниматель ставит перед собой цель – решение социальных проблем, при этом прибыль – задача не первого, а второго порядка. При этом социальные предприниматели отличаются от представителей традиционного бизнеса альтруистическими личностными установками.
«Я уверен, что мы выйдем на ту точку пересечения, в которой создадим проект по развитию предпринимательских компетенций как у молодежи, так и у предпринимателей, тем самым расширим горизонт возможностей бизнеса», - поделился своими надеждами заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Дмитрий Князев. По мнению Юрия Рубина, эта точка пересечения будет достигнута уже в 2015 году.
Автор: Руслан Ходжаев
Дата публикации: 20 июля 2014
#круглый стол #бизнес-образование #фонд наше будущее #Опора России #синергия #мирбис1532 45