Рецепты от бизнеса
Участники круглого стола «Бизнес с социальной миссией», прошедшего в Тюмени, долго не могли определиться в понятии, что же такое социальный бизнес. Наконец, кажется, определились: социальный бизнес занимается социальными функциями, зарабатывая при этом деньги.
Анжелика Гембарская, директор института предпринимательства Уральского федерального округа, пытается сделать конкретное дело для конкретных людей с ограниченными возможностями. Совместно с Всероссийским обществом глухих проводится работа по трудоустройству инвалидов данной категории. Сейчас готовится 268 мест, на которые Минздрав выделил деньги. Данный проект интересный, как и люди, участвующие в нём. Правда, в него трудно вкладываться, не зная, когда будет отдача. Тем не менее есть желание помочь, быть неравнодушным. «Расчёт на то, что у нас сохранятся постоянные рабочие места для всех, несколько преувеличен, — уверена Анжелика Гембарская. — Однако большую часть людей мы всё-таки оставим на своей работе без ограничения срока». Уже сейчас сами инвалиды активно участвуют в подготовке мест, где будут трудиться, зная, что создают их для себя: моют, красят, убирают…
Марине Бакулиной, руководителю детского развивающего центра «Ступеньки», победителю Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель», пришлось нелегко, да и сейчас особых оснований для оптимизма нет. Однако она продолжает работать. Занимаясь бизнесом с 2004 года, столкнулась со всякого рода трудностями. Но мир не без добрых людей: та же Анжелика Гембарская и глава «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов через собственный Фонд развития предпринимательства помогли не одному предприятию встать на ноги, направить свою деятельность на оказание помощи людям, очутившимся в сложной жизненной ситуации, по их трудоустройству.
Очень много проблем, связанных с законодательством, с финансированием социального бизнеса. Отсутствуют программы по господдержке… И само социальное предпринимательство в России только-только начинает развиваться.
«Этот бизнес, конечно же, низкорентабельный, хотя функция его благородная — решать проблемы общества, зачастую подменяя тем самым государство, — считает Марина Бакулина. — Хотелось бы верить, что государство поймёт наконец значимость проблемы и пойдёт нам навстречу». Что же касается развивающегося центра, то он всегда открыт для всех детей, в том числе имеющих инвалидность по слуху и опорно-двигательному аппарату…
Марину Бакулину как бизнесмена и как просто человека тревожит укоренившееся в сознании людей понятие, что здоровые дети не должны находиться в обществе сверстников с ограниченными физическими возможностями: учиться в одном классе, посещать секции, кружки. И это — тоже проблема.
Таисия Филиппова, директор фирмы по производству сувенирных изделий, чувствует социальную ответственность бизнеса не только за детей-сирот, инвалидов, но и взрослых, лишившихся по каким-либо причинам работы и ощущающих себя неполноценными членами общества. Вовлекая их в своё дело, она стремится, чтобы изделия, производимые её работниками, не были пресловутыми матрёшками, а представляли бы интерес для отечественного и зарубежного покупателя, отражали историю Сибири, области, рассказывали о легендарных, знаменитых личностях, наших земляках.
Председатель Тюменской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Андрей Толстов сказал, что работа организации, которую он возглавляет, больше построена на взаимодействии с органами государственной власти: с учреждениями, которые занимаются созданием рабочих мест, трудоустройством граждан.
Согласно Закону Тюменской области о квотировании рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями предприятия численностью более ста человек обязаны обеспечить рабочие места для данной категории граждан. Если же в силу каких-либо причин они не могут принять людей с ограниченными возможностями, то должны арендовать для них рабочие места на другом предприятии или в учреждении.
— На сегодняшний день сто человек трудятся в нашей организации, — сказал в своем выступлении Андрей Толстов. — Они не работают на производстве, а выполняют социальную функцию: информируют людей, относящихся к такой же категории населения, как и они сами, устраивают для них мероприятия…
Поскольку привлечение бизнеса к социальным проблемам — дело, по сути, новое, то и полемика в поисках правильного решения разразилась бурная. Было высказано множество мнений по этому поводу, подчас нереальных либо наивных, а порой абсурдных. Например, прозвучало предложение одного из предпринимателей привлечь к работе по изготовлению пельменей так называемых бомжей, что отнюдь небезопасно для населения. Словом, бизнесмены пока в поиске. И готов ли вообще бизнес выполнять социальную миссию? На сегодняшний день вопрос остаётся открытым.
Вадим Самсонов, заместитель директора департамента труда и занятости населения Тюменской области, внёс оптимистичную нотку, говоря о существующих программах, к участию в которых призвал представителей бизнеса. Если им будет сопутствовать удача, тогда можно расширяться, входить в глобальный проект.
— Мы — сторонники развития компенсационного принципа, — подытожил представитель власти, — когда предприниматель, выполняя условия по трудоустройству каких-либо групп населения, получает денежную компенсацию тех или иных расходов, словом, живые деньги. Вот главное, что характеризует наши программы. И мы считаем, это правильно.
Марина Бакулина: «Социальный бизнес, конечно же, низкорентабельный, хотя функция его благородная — решать проблемы общества, зачастую подменяя тем самым государство».
Источник: Тюменские известия
Фото: Вслух.ru
Автор: Светлана Глотова
Дата публикации: 9 августа 2012
#дошкольное образование #тюменская область997 98