ЗНАЕМ, КАК стать социальным предпринимателем
Вечером в среду 18 января в артистической атмосфере Design Boom Café на Сретенке издание "Московские новости" провело лекцию из цикла "Знаем как", вызвавшую необычайный интерес аудитории. Второй месяц МН проводят такие мастер-классы практиков своего дела, которые рассказывают о формуле счастья. "Вы думаете, что где-то за рубежом трава зеленее, а надо попробовать изменить нашу реальность. Как? "Московские новости" берутся ответить на этот вопрос," – объяснил цель всех лекций заместитель руководителя мультимедиа редакции МН Ростислав Вылегжанин. Количество слушателей, собравшихся на лекцию "Знаем, как стать социальным предпринимателем", оказалось в два раза больше привычного – около 80, и, несмотря на то что регистрацию закрыли за два дня до даты X, экстренно пришлось искать новое, более просторное место для проведения мероприятия.
О необыкновенно интересном опыте ведения социального бизнеса рассказала социальный предприниматель культуролог Наталья Никитина, приехавшая из Коломны, чей проект стал победителем конкурса проектов в сфере социального предпринимательства Фонда “Наше будущее”. Экспертом лекции стала Ирина Павлова, руководитель Дирекции по развитию и поддержке социального предпринимательства Фонда.
С проектом Натальи Никитиной Фонд работает уже два года, мы с коллегами посещали музей пастилы и (тогда еще) строящееся здание музейной фабрики, которая была открыта осенью 2011-го, я делала интервью с автором проекта и архитектором-реставратором фабрики, следила за новостями, но на лекции проект Натальи лично для меня превратился из локального в глобальный – столько пластов информации представила Никитина.
Лекция Натальи Никитиной "Как стать социальным предпринимателем, или Пастила как формула счастья?"
Мы с подругой и коллегой Еленой Дмитриевой изначально не стремились заработать, хотя в итоге коломенская пастила, которую мы выпускаем по старинным рецептам, оказалась очень востребованным продуктом. Но когда мы начинали, то думали только о том, как сохранить культурное наследие, Коломенский посад. Бизнес-city был когда-то вынесен администрацией Коломны из исторической части города, и постепенно посад пустел, приходил в упадок. Был, правда, в этом и плюс – не появлялось новостроек и никто не разрушал ветхие старинные домики. Наши письма с просьбой о помощи веером ложились на стол чиновников, но ответа не было. И тогда мы поняли: надо предложить новый контент, который, с одной стороны, был бы интересен публике, а с другой – мог бы существовать без протянутой руки, имея бизнес-составляющую. Тогда в Коломне в только что построенном прямо на фоне исторического Кремля современном спортивном комплексе готовились проводить Международный кубок Европы и нас попросили организовать культурную программу мероприятия. Мы стали искать что-то старинное, традиционно отличающее Коломну от других городов и наткнулись на описание коломенской пастильницы… и пастилы. Но рецепта не было… Мы и не собирались сами готовить ее, обошли многочисленные кондитерские фабрики, но все нам отказали. Мы стали искать в летописях рецепты и неожиданно нашли в Ленинской библиотеке! “Белопенная, рыхлая, в три пальца толщиной” – такой она должна была стать. И, конечно, без искусственных консервантов. Мы не знали ни как сушить пастилу, ни как нарезать, но методом многочисленных проб и ошибок вышли на правильный путь. В XIX веке пастилу выпускали в трех городах. А сейчас только мы. Мы думали, что сделаем проект для кубка и закроем его, но нас стали просить снова приготовить старинное коломенское лакомство: то ректор пединститута для приема губернатора, то для выставки в "Крокус-Экспо". Конечно, у нас тогда не было никакой организации… Сейчас в музее пастилы работает 41 сотрудник, а на фабрике – 23 кондитера! Почему музей? Я культуролог и хотела сделать проект по сохранению культурного наследия Коломны. Мы никогда не думали делать академический музей. И я очень кстати прочла, что вкусы, звуки признаны культурным наследием, и теперь можно создавать музеи таких эфемерных вещей. Мы делали все с нуля, и чтобы проект состоялся, я просто жила в музее. Мы решили предложить посетителям концепцию real lived life, то есть прийти и прожить кусочек своей жизни у нас, где все можно трогать, пробовать, брать и рассматривать.
Монах Рубен Шарм в своей книге говорит: “Люди стали забывать, ради чего живут, и заботятся не о высоких целях, а о высоких ценах”… У нас не было цели заработать. Мы с большой любовью делаем наш продукт, подбираем каждую мелочь, например упаковку, кропотливо и придирчиво отбирая верный вариант. Долго, например, разрабатывали дизайн, искали форму коробочки, неровную, как будто сделанную эксклюзивно для вас (в итоге остановились на ручной работе), очень сложно добывали принт, который нанесли на коробочку… У нашей музейной команды есть главная цель, чтобы каждый посетитель вышел от нас счастливым, мы стараемся каждому уделить внимание, с каждым поговорить, даже если приехала большая группа туристов. Сотрудников музея тщательно отбираем: сначала предлагаем месяц поработать волонтером, чтобы понять, подходим ли мы друг другу, а потом моя команда музея решает, да или нет. Пастила и музей пастилы – это первые шаги по возрождению Коломенского посада. Теперь у нас есть музейная фабрика – именно в том здании, где была фабрика пастилы Чуприкова, которую мы открыли на заем, выданный на 4 года Фондом "Наше будущее" (без него мы не смогли бы так быстро развиваться, в октябре 2011 года фабрику посетили 4100 человек!). Считаю, что надо создавать в посаде музейный квартал с кафе и магазинами – то есть туристическую инфраструктуру, подключать творческие индустрии, чтобы люди приводили детей в детские студии, приходили на праздники на выступления. Мы уже организуем разные программы, выступления, потому что успешность музейного объекта измеряется количеством повторных посещений, а чтобы людям было ради чего вернуться (чего-то нового), придумываем праздничные театрализованные программы, фестивали, киностудию, музыкальный театр, преподаем правила ораторского искусства… Еще мы издаем журнал "Общество любителей вольных прогулок", чтобы продолжить разговор с нашими посетителями, чтобы продлить их пребывание в исторической Коломне, где-то в XIX веке, создать ощущение умиротворенности.
Мы стараемся все время думать не конкретно о пастиле, а сразу о комплексе вещей. И у нас все время поэтому рождаются новые проекты и идеи, от глобальных (про развитие всего исторического центра Коломны и даже некой защиты его от новостроек) до очень простых, лежащих на поверхности. Знаете, пастилу, например, делают из белка, а яичный желток остается. Когда нам стало жалко выбрасывать ведрами желтки, мы решились – будем делать лапшу. А от яблок (основной ингредиент пастилы) у нас остается сок – можно делать конфитюр. Видите, так и до открытия собственного ресторанчика недалеко. (Смеется.)
Я знаю, что мы уже смогли поменять жизнь в Коломне к лучшему. Для простых жителей, для которых устраиваем праздники, для тех, кто работает в турбизнесе (поток туристов увеличился в три раза!), пастила становится брендом города. И тем не менее кто-то может задать вполне логичный вопрос: фабрика пастилы прямо в сердце города – это часть концепции сохранения культурного наследия или все же дымящий завод в историческом центре Коломны? Будьте уверены, для нас на первом плане посад. Мы сохраняем традиции: сделали печь для выпечки пастилы по старинным эскизам, на том же месте, где она и была у Чуприкова. Мы не строили новое здание, а реконструировали старое, хотя это и гораздо сложнее, и дороже. Даже в деталях видна наша любовь к делу, а не желание выгоды: посетителей фабрики (она же и наш второй музей) встречает в старинном костюме сам Павел Чуприков, на производстве, как и раньше, работают одни мужчины (приготовление пастилы – трудоемкое дело для мужских рук, испытание на выносливость).
В планах у нас включение музея и фабрики пастилы в международные туристические маршруты. Для этого не так много и нужно: качественный туристический продукт, обеспечение доступа на объект инвалидов, установление банкомата и англоязычных указателей. Все эти планы мы намерены реализовать.
Стать социальным предпринимателем
Ирина Павлова рассказала аудитории о конкурсе "Социальный предприниматель", который с 2011 года стал всероссийским, проходит в онлайн-формате, в режиме нон-стоп. И предложила желающим попробовать себя в деле, чтобы изменить мир вокруг себя к лучшему.
Сладкое завершение
Наталья Никитина и Ирина Павлова держали внимание аудитории два часа, и отведенного времени не хватило… Стрелки часов давно перевалили за девять, но никто в кафе не собирался покидать лекции, однако беседу надо было завершать. Слушатели ловили последнюю информацию. И тут со второго этажа неожиданно раздались театральное “Браво” и аплодисменты посетителей Design Boom Cafe – случайных слушателей лекции, невольно заразившихся идеей социального предпринимательства. И в ответ на столь теплый прием Наталья предложила всем попробовать пастилу, ту самую: белопенную, рыхлую, в три пальца толщиной…
____
Смотрите наш фоторепортаж на страничке "Социальное предпринимательство" в Facebook
Дата публикации: 24 января 2012
#знаем как #московские новости #мн #наталья никитина #пастила #коломна #ирина павлова #москва #фонд наше будущее #design boom cafe #ростислав вылегжанин1786 178