"Антон тут рядом" и его "защищенные мастерские"
Весной 2013 года по Первому каналу был показан документальный фильм "Антон тут рядом" – про Антона Харитонова, молодого человека из Санкт-Петербурга с диагнозом "аутизм". Мама Антона умерла от рака, после чего ему пришлось скитаться по социальным приютам. После выхода фильма отец забрал Антона в свою новую семью, а режиссер фильма Любовь Аркус вместе с единомышленниками создала центр поддержки людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), который так и называется – "Антон тут рядом".
Из центра вырос благотворительный фонд "Выход в Петербурге", в активе которого – 15 различных программ, помогающих людям с аутизмом всех возрастных групп: от рождения до зрелости. Мир человека с аутизмом очень специфичен. Как правило, эти люди испытывают серьезные трудности в общении, например не понимают шутки и сарказм, не "считывают" мимику, кто-то вообще не может говорить. При этом степень расстройства – очень индивидуальна: кто-то и шага не сделает без посторонней помощи, а кто-то – при некоторой поддержке – способен работать и зарабатывать. Миссия центра "Антон тут рядом" и фонда "Выход в Петербурге" – подготовить как можно больше людей с РАС к самостоятельной жизни, раскрыть их социальный и творческий потенциал. И спасти таким образом от психоневрологических интернатов, куда почти с неизбежностью попадает человек с аутизмом после смерти родителей или опекунов.
"Наш центр начинался с мастерских, – рассказывает координатор проектов "Антон тут рядом" Юлия Зубцова. – Мы нашли помещение на Троицкой площади Санкт-Петербурга и открыли там несколько мастерских: швейную, керамическую, бумажную, валяльную. Появились первые студенты – так мы называем ребят с аутизмом, волонтеры и тьюторы – это профессионалы в том или ином ремесле, обучающие студентов. Когда мы подбираем мастера, то ищем не педагога, не социального работника или дефектолога, а прежде всего специалиста, например швею или столяра. Специфические навыки общения с ребятами этот человек приобретает уже у нас в центре".
Адаптация к жизни
Сегодня фонд "Выход в Петербурге" курирует две площадки. Это Центр творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом "Антон тут рядом", с которого и начинались все программы фонда, и Центр подготовки к трудоустройству, открывшийся два года назад. В первом центре ремесло используют, скорее, как лечебно-развивающий фактор – о каких-то целенаправленных трудовых усилиях речь не идет, а во втором по-настоящему готовят к взрослой и самостоятельной жизни – акцент делается на навыках взаимодействия с потенциальным работодателем: дисциплине, ответственности за выполнение рабочих задач и за результат.
"В первом центре проходят абилитацию (Адаптацию к жизни. – Прим. ред.) более сложные ребята, – рассказывает Юлия Зубцова. – Некоторые из них невербальные – не разговаривают, у них больше поведенческих проблем. Для них составляется плавающее расписание: одну неделю студент может ходить в одну мастерскую, затем – в другую. Ребята из второго центра – более самостоятельные, они сами приезжают, выполняют определенную работу и получают за это деньги. Выбирают какую-то одну специализацию и в ней совершенствуются: если человек работает, скажем, в швейной мастерской, то он все время работает именно там, не переходя из одной мастерской в другую".
В первом центре сегодня работает четыре мастерских: швейная, декораторская, где украшаются изделия из дерева, керамическая и бумажная – там изготавливаются открытки и графика. Валяльную пришлось закрыть. Во втором центре есть переплетная мастерская, где делают блокноты, швейная (более профессиональная, чем в центре первой ступени) и столярная. Есть мастерская по растениеводству и компьютерный класс, но там ребята ничего не производят, а занимаются стажировкой для дальнейшего трудоустройства. В каждой мастерской работают несколько профессиональных мастеров и волонтеры, которые сопровождают студентов.
Защита и оплата
"Взаимодействие профессионалов с нашими "особыми" ребятами не в режиме помощи, снисхождения к ним, а на основе подлинной импровизации и настоящего совместного дела – это единственное, что по-настоящему будет менять их жизнь", – говорит основатель центра Любовь Аркус.
Центр подготовки к трудоустройству "Антон тут рядом" работает по модели так называемых "защищенных мастерских". Это система поддерживающего трудоустройства для тех, кто пока не готов к самостоятельным взаимоотношениям с работодателем. Ребята работают и получают деньги – не такие большие, как на обычной работе (как правило, это определенный процент от выручки), но все же – это уже оплачиваемый труд.
"Зарплата является одним из инструментов работы по изменению поведенческих установок, отношения к своей деятельности, – объясняет координатор проектов Юлия Зубцова. – Это тренировка навыков сотрудника. Не просто: захотел – поработал, захотел – встал и ушел. Это преддверие дальнейшего этапа, связанного с реальным трудоустройством".
От клинеров до офис-менеджеров
Цель всего проекта – изменить ситуацию к лучшему для максимального числа студентов. С аутизмом, по мнению организаторов "Антон тут рядом", можно и нужно работать: "Наш опыт показывает, чем раньше начинать социальное взаимодействие, тем быстрее и эффективнее результаты. Да, для многих ребят трудоустройство невозможно, но кто-то может и дорасти. В прошлом году несколько студентов очевидным образом переросли рамки первого центра – их перевели во второй, а из второго центра некоторые ребята устраиваются у обычных работодателей", – поясняет Зубцова. По сведениям фонда "Выход в Петербурге", в 2018 году порядка 30 выпускников центра "Антон тут рядом" нашли работу за пределами "защищенных мастерских" и трудятся помощниками офис-менеджеров, рабочими в садовом центре, клинерами, курьерами и даже продавцами.
"Я устроился помощником менеджера в рекрутинговую компанию Antal Russia, – рассказывает выпускник центра "Антон тут рядом" Даниил Грязнов. – Выполняю различную монотонную работу. В центре я прошел курс подготовки к трудоустройству, готовился к собеседованиям, изучал интересный материал. Было нескучно. Учился ответственности, не опаздывать. Теперь увереннее чувствую себя. Конечно, я мог бы рассчитывать только на государственную пенсию, но это дорога в никуда".
"Все наши студенты очень разные, ведь каждый человек с аутизмом уникален. Даже в пределах одного центра есть разные группы, занятия и индивидуальные профессиональные "маршруты" – в зависимости от особенностей каждого студента", – говорит Юлия Зубцова.
Искусство монетизировать
Фонд "Выход в Петербурге" аккумулирует деньги благотворителей, но работа мастерских "Антон тут рядом" была бы невозможна без коммерческой составляющей. В центре изготавливают и продают блокноты, керамическую посуду, деревянные органайзеры для рабочего стола, значки, открытки, подушки, деревянные игрушки и другую продукцию ручной работы.
"Начиналось все с обычных городских ярмарок, в которых участвуют хендмейд-производители, – вспоминает Юлия Зубцова. – Мы и сейчас активно в них участвуем – в Санкт-Петербурге это очень распространенный формат торговли. Но это еще и способ рассказать о себе. Сначала человек покупает какую-то чашку, потому что она ему понравилась, потом узнает, что она сделана руками необычных ребят, открывает для себя, что такое аутизм, начинает помогать фонду. Так что для нас торговля не только способ заработать деньги, но и возможность рассказать о себе".
Постепенно продукцией "Антон тут рядом" заинтересовались сувенирные лавки, книжные и музейные магазины (это Питер!). Изделия мастерских сегодня можно купить даже в Эрмитаже и Музее Фаберже, а в Москве продукция центра, к примеру, продается в Музее современного искусства "Гараж". География продаж мастерских шагнула и за пределы столиц, достигнув Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
"В 2018 году мы стали выходить на ритейл, – делится успехами проекта Юлия Зубцова. – В Петербурге есть финская сеть супермаркетов "Призма" – они взяли на реализацию наш товар, что удивительно и необычно для магазинов такого формата, потому что их заинтересовала не тиражная продукция, а штучные вещи ручной работы: керамика, декор, блокноты, игрушки".
Действительно, помимо изделий ручной работы, центр смог наладить более массовое производство, взяв за основу эскизы и литературное творчество ребят с аутизмом. Рисунки и цитаты наносятся на футболки, значки, магниты. "Можно сказать, что у нас два дизайнерских актива: рисунки и цитаты ребят, – поясняет Зубцова. – Высказывания иногда смешные, иногда мудрые, но всегда – добрые. Их хочется дарить другим". Пока центр самостоятельно организует товарное производство, но активно ищет партнеров: "Мы готовы за роялти продавать дизайн. Дело в том, что многие наши ребята замечательно рисуют – у них необычный взгляд на мир, и рисунки получаются необычные. У нас накопился солидный банк таких оригинальных рисунков".
Команда фонда и мастерских осваивают корпоративный рынок – все больше компаний от стандартных новогодних сувениров сотрудникам переходят к культуре "подарков со смыслом", когда потраченные для поощрения персонала деньги работают на социальные цели. Так, недавно для одного из ведущих российских поставщиков подарочной и сувенирной продукции "Проект 111" в мастерских "Антон тут рядом" сшили комплекты новогоднего текстиля.
"В последнее время все популярнее становятся предновогодние корпоративные ярмарки, когда какая-нибудь компания организует благотворительную ярмарку непосредственно в своем офисе, приглашая благотворительные фонды и некоммерческие организации. Сотрудников, как правило, заранее оповещают, рассказывая о том, на какие цели пойдут вырученные от продажи средства", – говорит Зубцова.
"Многие готовы переезжать из других городов"
Фонд "Выход в Петербурге" охватывает своими программами порядка 250 семей из Санкт-Петербурга, но этого, конечно, недостаточно, ведь, по подсчетам медиков, аутистическими расстройствами страдает каждый сотый человек.
"Я горячо рекомендую эту программу родителям – она именно для родителей, особенно если вы только недавно узнали о том, что у вашего ребенка аутизм. Мне программа помогла улучшить коммуникацию с сыном, а также познакомила с родителями других ребят, и мы продолжаем общаться и поддерживать друг друга после программы. И я постепенно начала выходить из скорлупы, в которую забрались сама, узнав о диагнозе сына", – признается мама одного из студентов "Антон тут рядом".
В Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках немало организаций для людей с расстройствами аутистического спектра, но там, как правило, предлагают помощь иного рода: досуг, консультации психолога, общение. Других специализированных центров, которые в таких же, как "Антон тут рядом", масштабах и столь же результативно занимались бы реальной трудовой адаптацией людей с аутизмом, в России, похоже, нет.
"Спрос очень большой, и мы не можем его удовлетворить, – говорит Юлия Зубцова. – Существует большая очередь из семей, желающих устроить ребенка в наши мастерские. Многие ради этого даже готовы переезжать из других городов. К сожалению, места в мастерских освобождаются не так часто, потому что аутизм – это не болезнь, от которой можно избавиться. Это особенность развития, которая сохраняется на протяжении всей жизни человека. Невозможно взять человека, поработать с ним, а через год сказать: все, ты прошел курс обучения, ты исцелен – иди работай. Тех, кто успешно окончил наш центр и трудоустроился, не так много. И наша очередь не сокращается, а только растет. Мы стараемся создавать новые проекты, чтобы вовлекать большее число семей".
Автор: Кирилл Ольгинский
Дата публикации: 27 декабря 2018
2723 4