Чистое предпринимательство
История экопроизводства «Ми&Ко» немножко сказочная: компания, выросшая из домашнего мыловаренного производства, сейчас изготавливает несколько тонн продукции в месяц. При этом вся она соответствует самым высоким экологическим стандартам. О том, каково строить бизнес без вреда природе в России, порталу «Новый бизнес» рассказала хозяйка и основательница социального предприятия Екатерина Матанцева.
Экологичность и натуральность для «Ми&Ко» – это не средство раскрутки бренда. Производство, открытое в Кирове Екатериной и ее родителями, с первых дней основывалось на этих принципах. Началось все с того, что молодая мама озаботилась вопросом, действительно ли средства гигиены и бытовой химии для детей так экологичны, как утверждают производители. Поняв, что ответ отрицательный, приняла решение: делать все самой, дома. Вопроса о том, делать ли экологичным сам бизнес, не стояло вовсе. Матанцева убеждена, что любое производство должно быть безопасным для окружающей среды. «Обычный мусор на виду, а после мытья посуды вода утекает в раковину и мы не видим, что она загрязняет природу, что очистные сооружения не справляются полностью, что она вновь поступает в наши дома из крана такая же грязная», – объясняет Екатерина.
И снаружи, и внутри
К контролю качества в «Ми&Ко» относятся очень ответственно. У компании есть собственная лаборатория, проверяющая сырье. Оно имеет природное и чаще всего отечественное происхождение. Последний момент не только проявление патриотизма: «Растения работают с проблемами, возникающими в том климате, в котором они живут, – говорит Екатерина. – Поэтому наша косметика эффективна».
Кроме этого, Матанцева считает, что российское сырье, пусть даже несертифицированное, экологически чище зарубежного: «У нас малая плотность городов и много чистой территории. Во Франции, например, территория экологического хозяйства может располагаться в 20 километрах от крупного завода, а в России между ними будут тысячи километров. Поэтому фраза, которую мне часто говорят – «У вас экстракты не экологичные, потому что вы их не в Европе закупаете», кажется мне абсурдной».
При всем этом «Ми&Ко» не отказывается от заграничного сырья: «Мы используем ингредиенты, которых в России нет, – говорит Екатерина, – например кокосовое масло или экстракт черимойи – инновационное сырье, которое пенится в шампунях. За рубежом мы закупаем только экосертифицированное сырье».
К вопросу упаковки продукции в «Ми&Ко» относятся не менее внимательно, чем к вопросу выбора сырья. По словам Екатерины, в массовом производстве проблем с упаковкой много – она вредна для окружающей среды, производители часто используют ее в избытке и не беспокоятся о том, что произойдет с ней потом. В «Ми&Ко» упаковку не транжирят: все вновь идет в дело. Этикетки и пластиковая тара производятся из перерабатываемого материала. Производители искали такой материал целых два года! Вся косметика выпускается только в стекле. Эти баночки и пузырьки потребители могут отправлять обратно в «Ми&Ко», где их обработают и вновь пустят в производство. Одна баночка может использоваться до 5-6 раз.
О роскоши и о деньгах
Не секрет, что экотовары обычно стоят очень дорого. Екатерину такой подход не устраивает. Ее принцип: экологичность должна быть нормой, а не роскошью. На этом строится и ценовая политика компании: «Себестоимость нашей продукции достаточно высока, но мы хотели создать продукт, которым смогут пользоваться обычные россияне, поэтому производимые нами товары относятся к среднему ценовому сегменту», – говорит Екатерина.
При этом заработанные средства компания постоянно вкладывает в развитие проекта. «Ми&Ко» расширяет ассортимент, развивает сеть дистрибьюторов, ищет и пробует новые пути продвижения. Продукцию компании распространяют специализированные экомагазины: не так давно она появилась на прилавках «Вкусвилла», работающего с натуральными продуктами. От выхода в крупные торговые сети останавливает лишь одно: экологичная продукция, стоящая рядом с обыкновенной бытовой химией, впитывает ее запахи. «Это основная проблема, мы над ней работаем», – говорит Екатерина.
В планах – закупка более производительного оборудования: продукция делается практически вручную, при этом в компании работают всего двадцать человек.
Отношение основательницы «Ми&Ко» к экологии разделяют и сотрудники компании. «Может, у нас не самая высокая зарплата на производстве, – признается Екатерина, – но общая цель, миссия помогает сплотить коллектив. Некоторые в городе жалуются на дефицит кадров, а в «Ми&Ко» тем временем очередь из потенциальных сотрудников».
Было дело вначале
Начиналось же «Ми&Ко» с домашнего мыловаренного производства и двадцати тысяч рублей стартового капитала – на сырье. «Изначально у нас не было понимания того, что бизнес – это очень затратно», – говорит Екатерина. Пришлось привлекать сторонние источники финансирования: предприятие активно участвовало в грантовых конкурсах; не обошлось и без кредитов: «В 2009 году очень легко давали потребительские кредиты, я просто шла в разные банки и получала несколько кредитов одновременно... Минимальная ставка была 19% годовых, максимальная – 25% . Я понимала, что это дорого, но иначе было бизнес не развить».
В 2009 году Екатерина получила в Центре занятости населения субсидию на открытие собственного бизнеса – 112 тысяч рублей. Когда потребовалось закупить оборудование для расширения производства, соцпредпринимательница обратилась с заявкой в Фонд «Наше будущее». «Ми&Ко» был одним из первых экопроектов, поддержанных Фондом.
В 2012 году Матанцева приняла участие в конкурсе «Социальный предприниматель», где одержала победу; на развитие бизнеса был выделен заем на пять миллионов рублей сроком на пять лет.
Чистая миссия
Сегодняшняя миссия «Ми&Ко» – привнести ответственное отношение к экологии в массы. Борьба за чистоту для Екатерины не просто часть бизнеса; она работает в сфере экопросвещения среди детей и взрослых, участвовала в переговорах по новому техническому регламенту по бытовой химии, которые, к сожалению, ничем не закончились. «Я лично в прошлом году вела переговоры с организациями, которые входят в комиссию по принятию регламента, спрашивала: «Что вы конкретно делаете?», предлагала: «Давайте отменим фосфаты, давайте что-нибудь для этого сделаем». Но сколько мы ни провели мероприятий, бесполезно», – сетует Екатерина.
Идею экологичности она старается пропагандировать и среди промышленников; в этом помогают выступления на многочисленных бизнес-мероприятиях, куда создательницу «Ми&Ко» приглашают рассказать историю своего успеха. Сегодня Екатерина Матанцева подумывает о том, чтобы зафиксировать, описать весь процесс производства, чтобы предприниматели знали, как этот происходит, и не боялись делать свой бизнес экологичным.
Автор: Валентина Петрова
Дата публикации: 18 декабря 2014
#эко #мико #екатерина матанцева1519 77