"Дорадники" из Закарпатья
В самой западной области Украины - Закарпатской вот уже семь лет успешно действует Центр сельскохозяйственного консультирования “Terra Dei”. Для области, в которой 60% населения занимается сельским хозяйством, такой консалтинг более, чем актуален. Центр консультирует местных фермеров и сельскохозяйственные предприятия по всему спектру агро-бизнеса: обучает эффективным технологиям, помогает со сбытом, подсказывает наиболее прибыльные культуры, распространяет опыт успешных хозяйств. Своим опытом социально-коммерческого консалтинга на селе делится исполнительный директор центра “Terra Dei” Александр Омельченко.
По моим наблюдениям социальное предпринимательство в каждой стране понимается немного по-своему. В самом словосочетании есть какой-то антагонизм, ведь «социальное» – это общее, а «предпринимательство» – всегда индивидуально. Неудивительно, что зачастую возникают споры: что относить к социальному предпринимательству? Встречаясь с коллегами из Венгрии или Словакии, я узнал, что, и там, оказывается, как на Украине, в законодательстве нет четкого определения «социального предпринимательства», и каждый трактует этот термин на свой лад. По моему убеждению, социальное предпринимательство - это хозяйственная деятельность, прибыль от которой направляется на удовлетворение нужд тех групп общества, которые не в состоянии сами обеспечить свои жизненные потребности. Как раз таким социальным предпринимательством и занимается наш Центр сельскохозяйственного консультирования «Terra Dei», реализующий проект «Зеленый дом» или как его называют наши европейские партнеры «The Green House».
Сначала - немного истории. Центр сельскохозяйственных советников (на Украине их называют «дорадниками») «Terra Dei» был создан в феврале 2003 года с целью передачи опыта голландских сельскохозяйственных советников аграриям Закарпатья. В Голландии подобные службы существуют больше двухсот лет, и отлично себя зарекомендовали. Было ли что-то подобное у нас? В начале прошлого века на территории Львовской области и Закарпатья, входивших тогда в состав Австро-Венгрии, действовали прообразы нынешних кредитных союзов или кассы взаимопомощи - так называемые «райфайзенки». В таких организациях не только давали деньги, но и тиражировали положительный опыт, проводили технологические консультации, например, какую культуру выращивать или как содержать скот. Жизнь заставляла людей объединяться и искать помощи друг у друга, причем, как видим, не только финансовой. При Советском Союзе кредитные союзы были упразднены, а функции управления и обучения в сельском хозяйстве взяли на себя государственные органы. После 1991 года мелкие производители остались один на один со своими проблемами - именно тогда, когда помощь советом и знаниями им была нужна как никогда. Неудивительно, что даже в нашем – традиционно благополучном с точки зрения развития сельского хозяйства крае - начался стремительный упадок села. Люди стали пить, на все это больно было смотреть. Тогда группа энтузиастов объединилась для того, чтобы попытаться как-то помочь закарпатскому селу найти себя в новых условиях. Так и появился Центр сельскохозяйственного консультирования «Terra Dei».
За 7 лет работы Центр провел пять областных конференций по сельскому хозяйству, причем три из них были международными, сотни семинаров в селах и тысячи индивидуальных консультаций. Наши клиенты – мелкие производители, у которых, как правило, не более 2-3 гектара земли. Именно на таких производителей приходится львиная доля всего объема сельскохозяйственного производства Закарпатской области (например, 90% овощей), но при этом они, зачастую, не могут нанять квалифицированного агронома и страдают от недостатка не столько денег, сколько знаний. При этом по украинским законам такие производители практически не могут получить помощь от государства. Государство их просто не замечает.
Три вопроса социального предпринимателя
С самого начала мы задались несколькими важными вопросами:
- Где взять первоначальный капитал? Ведь любая помощь с нашей стороны предполагала какую-то материальную базу.
- Кому конкретно помогать? Ведь помогать сразу всем аграриям Закарпатья мы были не в состоянии.
- Как помогать таким образом, чтобы помощь не развращала, а наоборот мотивировала на более интенсивный и продуктивный труд?
На первый вопрос мы ответили сразу. Мы стали искать деньги в некоммерческих организациях Украины и мира. При этом с самого начала мы решили не претендовать на бюджетные средства, так как их получение, увы, почти всегда связано с коррупцией.
Ответ на второй вопрос мы сформулировали следующим образом: наше будущее - это дети, значит надо помогать многодетным семьям, живущим на селе. Это стало для нас приоритетом.
Третий вопрос был сложнее. Сначала мы подумали, что надо покупать и передавать таким семьям, например, корову. Но для получения дохода, который мог бы кормить семью, нужны, как минимум, три коровы, нужно уметь за ними ухаживать, нужна помощь ветеринара и так далее. В общем, очень сложно. Тогда мы стали прорабатывать вариант с инкубаторами для птицы, потом выращиванием свиней, разведением пчел и так далее. В итоге остановились на более простой и, вместе с тем, универсальной бизнес-схеме - теплицах. Дело в том, что Закарпатье с Северо-востока очень хорошо защищено горами, и в равнинных районах области весна приходит на 2-3 недели раньше, чем в других регионах Украины. А если поставить теплицу, то первый урожай овощей можно вообще снимать на месяц раньше, а осенью выращивать культуры на два-три месяца позже, то есть получать дополнительные урожаи. Вот эти-то «выигранные» за счет теплицы и благоприятного климата месяцы при грамотном подходе и дают хорошую прибыль. Поэтому мы в итоге остановились на теплицах.
Было и еще несколько соображений. Во-первых, теплицы – это, прежде всего, ручной труд, который заменить машиной почти невозможно. А это значит, что если в семье есть большая теплица, то высока вероятность, что дети будут заняты и у них не останется времени на всяческие глупости от безделья и скуки. Для нас это было важно, поскольку мы сознательно в основу работы Центра заложили особое попечение о детях.
Во-вторых, выращивание овощей - по сути понятный и удобный с точки зрения бухгалтерии и логистики бизнес: при небольших объемах, вы получаете вполне реальные деньги, причем сразу. Это – мини-производство и торговля «в одном флаконе».
Так в образе теплиц мы нашли наш вариант «удочки», которую можно было давать людям вместо рыбы. Мы назвали наш проект «Зеленый дом».
400 квадратных метров «Зеленого дома»
Мы принципиально решили, что не будем помогать деньгами, потому что получить сразу на руки большую сумму для сельского жителя - соблазн. Мы пошли другим путем: ставим теплицу, даем технологию, семена, обучаем, но деньги не даем. Чтобы получатели помощи «не расслаблялись», помощь предоставляется не безвозмездно, а в виде беспроцентного товарного кредита. Стоимость теплицы из поликарбоната и семян необходимо вернуть в течение трех лет, без процентов. За три года семья возвращает деньги, которые мы вновь реинвестируем в проект - покупаем новые теплицы другим семьям. Без этого наш Центр уже прекратил бы свое существование.
Почему именно за три года? Вообще-то при образцовом ведении хозяйства теплица окупается за год, но, если сделать скидку на неопытность начинающих «теплицеводов», три года возврата займа – разумный срок. Три года семья «без надрыва» отдает часть прибыли на покрытие займа, и на четвертый – при благоприятном течении событий - мы уже видим крепкое семейное производство. В большинстве случаев именно так оно и происходит.
Стандартная теплица, которая задействована в нашем проекте, имеет площадь 400 кв. метров (10 на 40 метров) при высоте 4,5 метра. Стоимость такой теплицы – 23-25 тысяч гривен (92-100 тысяч рублей) в зависимости от условий установки. В среднем, в условиях Закарпатья, такая теплица дает 50-70 гривен (200-280 рублей) прибыли с квадратного метра, то есть, примерно, 20-28 тысяч гривен (80-112 тысяч рублей) в год. Семья должна ежегодно возвращать 7-8 тысяч гривен (28-32 тысячи рублей).
По нашему опыту для того, чтобы досконально освоить тепличное хозяйство «с нуля» необходимо 2-4 года обучения. У многих уже есть предварительный опыт, поэтому они осваивают технологию быстрее и успешнее. За каждой семьей закрепляется агроном, который бесплатно обучает азам агрономии. Без помощи специалиста затевать такой проект не стоит.
Технологии выращивания овощей в небольших теплицах очень развиты в Венгрии, Румынии и Польше. Туда мы и ездим за опытом. Даже литература, которую мы используем, в основном - на венгерском языке. Благо в нашей области – немало венгров и трудностей с переводом нет. Специальной литературы на украинском или русском, нужного нам уровня не хватает, так как в наших странах внимание официальной агронауки долгое время было отдано в основном тепличному производству в промышленных масштабах.
От «Мерседеса» пришлось отказаться
Когда мы только начинали наш проект, нас согласился поддержать голландский фонд Dorcas. Голландцы как цветоводы №1 в Европе предложили разводить в теплицах розы, поскольку это – одна из самых прибыльных культур в пересчете на квадратный метр используемой земли. Но очень скоро опытным путем мы пришли к выводу, что для средней семьи, с которой мы работаем, технология выращивания цветов слишком сложна. И мы плавно с цветов перешли на овощи, тем более, что у нас довольно много консервных заводов, которые охотно и в любых количествах покупают овощи. Так, вместо того, чтобы, условно говоря, выпускать «Мерседес», мы перешли на «Жигули», зато – с гарантированным результатом. Это не вызвало большого восторга у наших основных финансовых доноров - голландцев, но со временем они с нами согласились, тем более, что дальнейшая практика полностью подтвердила нашу правоту. Например, в Румынии – по тем же голландским технологиям – построили теплицы для лилий, но теперь там – серьезные проблемы с вирусными заболеваниями. Наш проект - проще, зато охватывает больше семей и универсален. По бизнес-плану нашего Центра за следующие пять лет мы должны поставить сорок теплиц. Но сегодня темп реализации программы таков, что, скорее всего, мы достигнем этой цифры уже на третий год.
Конечно, есть и проблемы. Примерно, каждая двадцатая семья не возвращает деньги. Происходит это чаще всего по банальным причинам: муж пьет, дети не хотят помогать родителям. Кто-то просто не умеет считать деньги. До тех пор, пока деньги не возвращены, теплицы находятся в залоге. Если семья не возвращает деньги, мы имеем право забрать теплицу, но идем на это в самых крайних случаях. Стараемся воздействовать на должников морально. Вспоминаю один такой случай. Как-то одна семья не возвращала нам денег. Семья состояла из мамы и четверых детей. Приезжаю к ним в село и наблюдаю такую картину: мама работает в теплице, а все дети сидят у телевизора. И судя по всему, это для семьи - типичная картина. Конечно, одной маме такой теплицей не справиться. Я пригласил главу села, при нем пристыдил и хозяйку, и детей. Хозяйка Сильвия плачет, просит не отбирать у них теплицу. Почти все село собралось, маме стыдно, детям тоже. Надо сказать, что в закарпатском селе еще сохранилось такое понятие как стыд, мнение односельчан все еще имеет огромное значение. Через какое-то время опять приезжаю в село и вижу разительное отличие: старшая дочь помогает матери, младшие рядом на подхвате. В общем, дело пошло. Весной они получили хороший урожай лука, продали его к Пасхе, подготовили рассаду огурцов. Я на радостях даже пообещал подарить этой семье компьютер, если они начнут возвращать деньги. Вот так гибко иной раз приходится работать.
Что мешает социальному предпринимательству?
Мы бы очень хотели передать опыт «тепличного» проекта «Зеленый дом» в южные области России. Для этого нужно немногое – средства на постройку теплиц и пройти небольшое обучение у нас, ведь самое важное в этом проекте – опыт. Для обучения у нас есть небольшое показательное хозяйство. Считаю, что надо организовать проект «Зеленый дом - Россия».
Получив положительный опыт в проекте «Зеленый дом», мы начинаем подумывать о новых проектах. Скорее всего, нашим новым проектом будет создание сбытового кооператива. Ведь сейчас львиную долю прибыли забирают перекупщики, и это – реальная проблема для нормального развития села.
Что нам мешает в работе? В том числе несовершенство законодательства. Не знаю, как в России, но на Украине много глупых перегибов. Например, я могу подарить теплицу детскому дому семейного типа, но не могу подарить теплицу многодетной семье. Украинский закон «О налогообложении доходов физических лиц» не разрешает кому-то помогать без оплаты налогов больше, чем на 800 гривен, то есть на 3000 рублей. Если я помогаю частному лицу более, чем на 3000 рублей, то этот человек или я за него должен уплатить с суммы помощи налог в 17%. То есть официально я не могу оказывать помощь, например, больному туберкулезом или сахарным диабетом, только - клинике. Но клинике помогать, извините, порою не продуктивно – иной раз до больных ничего и не дойдет. Когда я объяснял это нашим партнерам - голландцам, они не смогли понять логику наших депутатов. Честно говоря, я и сам не могу понять эту логику. Зато, продавая банк за миллиард долларов, у нас можно совсем не заплатить налоги. Абсурд. Поэтому, конечно, для развития социального предпринимательства нужно менять законодательную базу. Думаю, что это сегодня актуально и для Украины, и для России.
Считаю, что задача социального предпринимательства – создавать эффективные гражданские механизмы помощи граждан друг другу. Приглашаю всех желающих к дискуссии о социальном предпринимательстве и о возможных совместных проектах. Наш адрес: Благотворительный фонд «Терра Деи» 90202, Украина, Закарпатская область, Берегово, улица Хмельницкого, дом 30, vdo@bereg.net.ua, телефон (факс ): 380314324174
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Автор: Александр Омельченко
Дата публикации: 17 мая 2010
#санкт-петербург #региональный конкурс #помогать легко #летающие звери #студия да #инвалиды #туризм #дети #онкология #гаспарян1401 107