Все хорошее начинается с любви

В негосударственной калининградской "Школе жизни" не просто нет оценок, здесь избегают любых оценочных суждений, даже слова "молодец". Здесь не пытаются оградить детей от конфликтов, верят в гуманную педагогику и создали настоящую инклюзивную среду.

Начинали без рубля в кармане

"Школу жизни" открыла в 2015 году в Калининграде молодая супружеская чета – Антон и Анна Бучинчик. Еще до свадьбы у них был опыт совместных образовательных проектов по английскому языку."Я как-то сказал Ане: "Может, тебе свою школу открыть?" И оказалось, что это и правда была ее мечта. Она воскликнула: "Да! Точно!" Через две недели собрала единомышленников, они обо всем договорились, а уже той осенью набрали первую группу детей. То, что она имела в виду общеобразовательную школу, а я –английского языка, мы поняли несколько позже",– рассказывает директор "Школы жизни" Антон Бучинчик.

В коллектив новой школы вошли известные в Калининграде педагоги и психологи, поэтому первая группа набралась мгновенно.

Начиналась история необычной школы, как говорит Антон, без рубля в кармане. В аренду взяли помещение в 70 квадратных метров: в одной комнате занимался нулевой класс, в другой – первый. В общей сложности 12 детей. Спасением стал парк – часть занятий проходила на природе.

Через год учеников уже было 36, а классов стало три: нулевой, первый и второй.

"Получается, что за год мы выросли в три раза, – говорит Антон. – Это позволило нам снять новый дом. Искали его долго – в Калининграде непросто с недвижимостью. Мы уже почти отчаялись, и вдруг нашелся особняк, в котором мы и сейчас находимся. Он нам подходил по всем условиям: и домашняя обстановка, и техника. Грубо говоря, оставалось лишь повесить классные доски и начать работать".

Сейчас в школе учатся 80 детей с нулевого по пятый класс, особняков, или точнее школьных корпусов, уже два, на 1000 квадратных метров. Причем Антону и Анне предлагают в будущем снять и особняки по соседству, чтобы получилась целая улица "Школы жизни".

В 2018 году "Школа жизни" стала участником акселерационной программы "Формула роста" Фонда "Наше будущее". Калининград стал первой площадкой для акселератора, для многих социальных предпринимателей города это стало поворотным моментом. "Мы как раз тогда подошли к потолку возможностей сарафанного радио, но психологически не были готовы к широкой рекламе. Благодаря акселератору мы осознали ее необходимость, решились на рекламную кампанию и увеличение количества клиентов, – рассказывает Антон Бучинчик. – Мы смогли увидеть себя со стороны, получили массу ценной информации, появились идеи, которые я собираюсь внедрить в школьном процессе. Кроме того, увидели представителей власти, поняли, что они не хотят нам мешать, наоборот, они хотят поддержать социальный бизнес".

Аттестация и инклюзия

Ребята учатся четыре дня в неделю, а пятый отводится под самообразование. С его помощью школьникам помогают освоить такие непростые умения, как целеполагание, планирование, тайм-менеджмент, управление своим эмоциональным состоянием. Среди предметов не только необходимый перечень дисциплин, но и шахматы, искусство, словесное творчество, азбука общения (занятия с психологом). После окончания уроков – продленка и различные кружки на базе школы.

Дети проходят промежуточную аттестацию два раза в год, а в первом, четвертом и последующих классах ежегодно сдают всероссийские проверочные работы. Средний балл по школе – выше четырех. Это очень хороший показатель, учитывая, что 10% учеников – это ребята с особенностями развития, в том числе с расстройствами аутического спектра, СДВГ и других.

"Это огромная ответственность, – говорит директор "Школы жизни", –и мы тщательно взвешиваем наши силы: сможем ли мы дать образование особенному ребенку. А если дело касается аутического спектра, выраженного СДВГ и некоторых других нарушений, условием приема может стать сопровождение ребенка тьютором – это взрослый сопровождающий, который помогает ребенку в школе: удерживать внимание на уроках, справляться с эмоциональными трудностями и пр. Без него учеба в школе может стать непосильной для ребенка".

Королева буква "а"

До третьего класса в "Школе жизни" не выставляют оценок. Причем здесь применяют безотметочный и безоценочный подход. Безотметочный – это как раз отсутствие классических отметок. А безоценочный – это избегание любых оценочных высказываний: "хорошо", "молодец", "слабая работа". Вместо этого учитель дает развернутую обратную связь: что сделано правильно, а что нет, оценивает динамику выполнения заданий.

"Некоторым учителям было трудно отучаться давать оценки, корректировать и контролировать в этом плане свою речь. Но это очень важно! Дело в том, что в первые годы учебы ребенок не способен отделять оценку и отметку от своей личности. Если он получил плохую отметку по математике, то он думает, что это он плохой. А на самом деле он просто плохо выучил урок. Но и постоянно говорить "молодец", тем более если работа сделана плохо, не менее вредно,– говорит Антон. – Вместо этого наши учителя дают объективную обратную связь, а со временем дети переходят на 100-балльную систему. С 5-балльной они тоже знакомятся, но только потому, что промежуточные аттестации оцениваются внешней школой по такой системе".

Настрой на позитив здесь достигается не с помощью похвалы, а с помощью педагогических приемов. Так, учителя пользуются не красной, а зеленой ручкой. И отмечают не ошибки, а успехи. Например, когда ребенок только учится чистописанию, его в конце урока просят выбрать самую красивую букву на странице – Королеву, а потом предлагают потренироваться, чтобы эта буква чаще выходила такой красивой. И таких приемов много.

В течение года у детей проходят и проектные работы. Например, изучали калининградский порт. Ребята ездили туда с экскурсией, строили пространственную модель порта, изучали его историю, брали интервью у сотрудников, затрагивали экономические моменты его функционирования.

Кадры и волшебники

Учителям, пришедшим из общеобразовательной системы, действительно трудно перестроиться. Слишком разные подходы. Поэтому в какой-то момент в "Школе жизни "решили готовить кадры самостоятельно.

Сначала был день открытых дверей для тех, кто хотел бы трудоустроиться, пройдя программу подготовки. Половина пришедших подала заявки на участие. Потом они некоторое время готовились к работе в школе, были школьными волонтерами, работали с психологами, изучали процесс. В итоге половина из них стала преподавателями, тьюторами, администраторами. Сейчас в "Школе жизни" задействовано в работе с детьми 30 человек, из них 4 психолога и около 20 учителей.

Такое количество психологов не случайно. Здоровое психологическое развитие и социализация – одна из главных ценностей школы. Родители это ценят и приходят в школу не только за математикой и русским языком.

Но одна из самых частых причин и проблем, с которыми приходят родители в "Школу жизни", звучит так: "Верните моему ребенку любовь к учебе, пожалуйста".

"Малыши и так стремятся познавать мир, главное не отбить у них это желание, –говорит Антон Бучинчик. – А вот когда приводят третьеклассника или четвероклассника, который давно потерял всякий интерес к учебе, имеет большой багаж опыта из прошлых школ, и просят вернуть эту способность – это непросто. К сожалению, мы не волшебники. Иногда на это уходят месяцы и годы. И мы гордимся теми примерами, когда ребята начинали заново получать радость от учебы. Но иногда это бывает нам не по силам".

Принцип доброты и уважения

В концепцию вошли как оригинальные разработки калининградских учителей, так и многое из гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. Это выдающийся советский и российский педагог, который верил, что педагогика должна быть основана на любви и принятии ребенка. И главным ее принципом является очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение его личности, терпение в процессе его становления.

"В честь книги Амонашвили "Школа жизни" мы и дали название, – рассказывает директор школы. – Но не только поэтому. Многие родители у нас спрашивают: "У вас в школе тепличные условия, как же дети смогут подготовиться к жизни?" Конечно, смогут! Дети с учетом продленки и кружков проводят в школе большую часть жизни. И это полноценная жизнь, мы не ограждаем от ее проявлений. Они ссорятся, мирятся, конфликтуют, дружат, испытывают радость и горе. Мы не решаем за них проблемы, а помогаем им самим выйти из них. И в этом смысле это тоже школа жизни".

Фото: Негосударственная калининградская "Школа жизни"

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 1 апреля 2020

#инклюзивное образование #бизнес-акселератор #частные школы #калининград #формула роста

 1171   9  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно