"Как чудо": тонкости работы маркетплейса добрых подарков

Набор юной волшебницы, плюшевые игрушки, прекрасные букеты, авторские сладости, дизайнерские вещи и даже обеды в ресторане! Все это можно найти в благотворительном маркетплейсе kakchudoshop.ru. В каталоге магазина только подарки со смыслом или, если хотите, подарки с особенной ценностью. Ведь вы не просто приобретете здесь товар или услугу – вся прибыль с магазина направляется в Фонд "Жизнь как чудо", который помогает детям с заболеваниями печени.

"Вот было бы здорово…"

Благотворительный фонд "Жизнь как чудо" учредил замечательный и неравнодушный человек Алексей Мошкович. Он случайно познакомился в одной из больниц с мамами, собиравшими средства на операции по трансплантации печени своим детям. Причем в России таких операций тогда не делали, и единственным шансом спасти ребенка была такая операция за границей. Сначала Алексей Мошкович помогал отдельным семьям, затем возникло их сообщество, а потом, это было 15 лет назад, и фонд. Сейчас это единственный фонд с таким направлением работы в России.

Причем здесь оказывают не разовую помощь детям (а у фонда уже больше 650 подопечных), а системную поддержку семьям, которые столкнулись с такой проблемой.

Кроме того, фонд проводит гигантскую работу, оказывая помощь врачам в повышении квалификации, совершенствовании уровня диагностики заболеваний печени в региональных больницах и т. д.

Фонд фандрайзинговый, а значит, у него нет волшебного единственного спонсора, поэтому команде благотворительной организации приходится постоянно придумывать разные механизмы для привлечения средств.

"И самый болезненный для благотворительного фонда вопрос – это стабилизация поступления средств на административные нужды: зарплату сотрудникам, аренду офиса и т. д. На эти цели фонду собирать деньги тяжелее всего, – рассказывает директор фонда Анастасия Черепанова. – И однажды я подумала: вот было бы здорово, если бы у фонда была некая коммерческая деятельность, доходы от которой шли бы на эти цели".

Так и родилась идея онлайн-магазина товаров и услуг друзей и партнеров фонда, которые готовы были жертвовать их в поддержку организации.

Но сначала нужно было найти правовую форму для функционирования бизнес-проекта при некоммерческой организации. А это не так просто, как кажется. После консультаций с юристами и даже Минюстом было решено открыть отдельное ООО с двумя учредителями – это сам фонд "Жизнь как чудо" и Анастасия Черепанова, которая отказывается от прибыли магазина в пользу фонда. Это четко закреплено документами.

"Я верю в наш проект"

Витрина маркетплейса kakchudoshop заработала год назад. И весь 2020-й был поиском оптимальных путей, ошибок и уроков из них, а еще маленьких побед. За это время сотрудникам благотворительного фонда пришлось научиться бизнесу, освоить новый, предпринимательский, тип мышления, найти множество партнеров и единомышленников.

"Я верю в наш проект, – говорит Анастасия. – Некоторые привлекают огромные инвестиции на открытие своего дела, а мы это сделали с нулевым бюджетом, силами одной команды из четырех человек!"

Первоначально в магазине было представлено многообразие товаров и услуг друзей и партнеров фонда. И это, по словам Анастасии, оказалось не самым удачным решением: "Наши друзья готовы были отдавать товары и услуги с 90%-й скидкой. Казалось бы, это здорово! Но в тот момент мы мыслили как фонд, а не как бизнес. И хотя магазин благотворительный, но это магазин, и его задача – продавать! А получилось, что продукты, представленные изначально, не были интересны целевой аудитории. Люди приходили в магазин и видели там набор товаров совершенно разных типов и направлений, непонятно чем объединенных".

За год команда проекта погрузилась в маркетинг, продажи, продвижение, целевую аудиторию и т. д. В результате сформировалась новая концепция магазина – маркетплейс добрых и оригинальных подарков. Вам нужно что-то милое и новое? Значит, вам нужно зайти в каталог доброго маркетплейса.

Важное отличие в том, что это магазин сертификатов. Совершив оплату, вы получите сертификат с промокодом, который в дальнейшем надо предъявить производителю подарка и оформить доставку.

Если это товар или услуга с коротким сроком годности, например сыр, сладости или обед в ресторане, то реализация сертификата имеет географическую привязку, как правило, это Москва и Московская область. Если таких жестких условий нет, то доставка куда угодно.

Сделано с душой

Другое важное отличие – это сами производители подарков. Они фантастические! "Мы поняли, что нашей целевой аудитории интереснее подарки не всем известных крупных брендов, а нечто уникальное от локальных брендов", – объясняет Анастасия.

Зачастую это производители из регионов, товары которых не представлены в столице и в соседних от нее регионах. Но всех их отличает огромная социальная ответственность и … чувство доброты, желание не только заработать, но и помочь кому-то.

Так, в каталоге kakchudoshop.ru есть сладкие наборы от Brownie Mama.

"Их делает замечательная девушка Ульяна. И когда мы все сидели по домам в период ограничений, она организовала ежедневные бесплатные обеды для подопечных фонда в одном из домов милосердия, – рассказывает директор фонда. – Пожалуй, именно общение с Ульяной сконцентрировало нас на мысли, что нам подходят не все локальные бренды, а лишь те, что разделяют наши ценности. Сначала было много тех, кто хотел использовать нашу площадку как классический маркетплейс – для продаж и только. Но ведь наш покупатель приходит не только за товаром, он еще и отдает процент помощи в пользу программ фонда. Так вот оказалось, что те партнеры, которые разделяют наши ценности, ведут совершенно другую коммуникацию с покупателями, нежели, скажем, обычные продавцы. Например, производитель чудесных корон и наборов волшебника Pompio пишет покупателям так: "Большое спасибо, что вы купили сертификат именно на kakchudoshop.ru, мне важно, что вместе мы поддержим детей". Нам интересны бренды, которые будут отвечать клиенту с душой".

Одна из задач, которую поставил маркетплейс, – это поиск новых партнеров, чтобы выбор подарков был как можно больше.

"Работа эта двухсторонняя – с одной стороны, к нам приходят сами предприниматели. А с другой, – нам помогают волонтеры, которые как раз отыскивают маленькие локальные бренды в соцсетях", – объясняет Анастасия Черепанова.

Конечно, многие отсеиваются, тут важны общие ценности, подходы к коммуникации, внешний вид и качество продукта. Каждый производитель сам определяет, какой процент от прибыли он направит в пользу фонда. Кстати, эта информация прописана на страничке каждого подарка.

Уникальный проект

Изначально целевая аудитория магазина сформировалась из лояльных и знакомых с проектами фонда людей. Но за этот год пришло и много "холодных" клиентов, которые не знали о социальной миссии магазина. И оказалось, что для многих это важно. Они остались с командой фонда – статистика показывает, что 70 % покупателей сделали вторые заказы. Это отличный результат!

Всего за этот год через маркетплейс было реализовано 500 сертификатов, в клиентской базе магазина – 912 человек.

"Есть еще один показатель, которым я горжусь, – говорит Анастасия Черепанова. – За все время работы магазина у нас была всего одна отписка от рассылки! Это просто отлично! Мы сейчас только в начале пути, но уже вышли на самоокупаемость, я верю и надеюсь, что у нас все получится".

Хочется добавить, что это единственный подобный проект в России. По словам Анастасии, у ряда благотворительных фондов есть свои магазины, но там другая механика. Как правило, они продают свои товары и мерч. А формат маркетплейса уникален для нашей страны.

Фото предоставлено командой маркетплейса

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 22 марта 2021

#добрый бизнес #Фонд "Жизнь как чудо" #Форум «Социальное предпринимательство. В ритме будущего». Фестиваль «Импульс добра» #маркетплейс

 1563   7  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно