Мировое начало
Практика социального предпринимательства с каждым днем пополняется свежими кейсами, к движению подключаются новые и новые участники. Во многих странах сегодня уже накоплена весьма любопытная статистика, найдены нестандартные решения насущных проблем. Интересные примеры из опыта западных стран – в материале газеты «Социальный бизнес», издаваемой ЦИСС Татарстан.
Франция
Около 80% тех, кого устраивает на работу компания Жана-Луи Рибса – люди с ограниченными возможностями, которые прежде ещё нигде не работали.
Деятельность специальной рекрутинговой компании направлена на то, чтобы обучить людей с физическими ограничениями и предоставить им место работы, на котором они могли бы совершенствоваться и развиваться в профессиональной сфере. Так, например, человек, который не может писать, вполне способен стать ИТ-менеджером благодаря приложению распознавания голоса, которым оснащено его рабочее место.
Кроме того, французская компания по трудоустройству людей с ограниченными возможностями предоставляет компаниям не только работников, но и налоговые льготы, которые получают работодатели, принимая в штат обученных и готовых работать людей.
Танзания
Компания, которую основала Виктория Кисомбе, даёт шанс женщинам-предпринимателям Танзании увеличить доходы через выдаваемые микро-лизинги, что положительно сказывается на экономической и социальной независимости заёмщиц.
Микро-лизинг – эффективный и практичный способ облегчить бремя кредитов, что значительно способствует росту и развитию бизнеса. Поддержка малого предпринимательства особенно важна в стране, где 75% населения проживает в сельской местности и более 60% зарабатывает меньше 1 доллара в день.
Подобная лизинговая компания уже выдала в кредит более 22 млн. дол. женщинам Танзании. Кроме того, компанией также проводятся обучение бизнес-навыкам и правоведению. Благодаря такой программе около 200 тысяч женщин смогли выбраться из ловушки бедности.
ЮАР
«Развитие через дизайн» - таков девиз компании Патрика Шофилда. Передовой опыт дизайна и маркетинга используется для открытия совершенно новых рыночных диапазонов. Дизайнеры работают непосредственно с ремесленниками, создавая продукт, который находит своего покупателя благодаря маркетинговой составляющей проекта. Таким образом, замыкается круг развития - продажи дизайнерских продуктов, сделанных кустарными ремесленниками, предоставляют возможности для развития малому бизнесу и дают стабильный доход.
Филиппины
По меньшей мере, 20 миллионов филиппинцев не имеют доступа к электроэнергии, ещё 10 миллионов довольствуются непостоянной подачей питания. Компания Джима Аяла первой разработала инновационную программу «Доступ» для обеспечения сельских жителей энергией солнечных батарей. Получая финансирование от более 40 общественных организаций, компании удалось подключить около 30 тысяч сельских жителей к солнечной энергии. Фонари на солнечных батареях заменили сельским жителям керосиновые лампы, сделав их жизнь более светлой и чистой.
Мексика
В Мексике 69 % населения не имеют доступа к компьютерам и Интернету, что серьёзно ограничивает возможности в сфере образования. Решением этой проблемы занялся Моис Арана, разработав специальную Сеть обучения и инноваций. Сеть представляет из себя 70 образовательных центров, которые предоставляют малообеспеченным группам населения образовательные возможности и доступ к информационным технологиям. Благодаря успешному сотрудничеству с социальными, общественными и частными организациями Центры стали доступными для более 350 тысяч людей.
Япония
Масуэ Китаяма и Адачи Сейко управляют частными домами престарелых и лечебно-реабилитационными центрами для пожилых с помощью государственных субсидий.
Масуэ инициировала и оплатила разработку стандарта для домов престарелых, который был успешно сертифицирован и принят в качестве национального стандарта.
36 домов престарелых и 8 учреждений по уходу за детьми финансово устойчивы благодаря 35% дохода от клиентов и 65% государственных субсидий.
Испания
La Fageda – не совсем обычный производитель молочных продуктов. Компания ежемесячно выпускает 3,5 миллиона йогуртов из натуральных ингредиентов при том, что из 280 работников 160 страдают той или иной формой психического заболевания. Кроме того, предприятие по производству молочных продуктов находится в собственности самих работников, которые становятся акционерами, заплатив при поступлении на работу 60 евро.
Германия
Компания Норберта Кунца стремится снизить безработицу, особенно в восточных районах Германии, реализовывая образовательные, наставнические и финансовые программы для людей с ограниченными возможностями, которые хотят стать предпринимателями.
Перу
Как превратить уборку мусора в прибыльное предприятие и тем самым улучшить санитарные условия миллионов бедных людей в Перу, знает Альбина Руиз.
Сотрудничая с муниципалитетами, Альбина организовала 1500 сборщиков мусора, тем самым создав рабочие места в неблагополучных и замусоренных районах по всему Перу. Компания, созданная Альбиной, занимается утилизацией отходов, создавая конкуренцию органам муниципальной власти. А маркетинговые стимулы побуждают людей ежемесячно платить за вывоз мусора именно её компании. Так, например, постоянные клиенты получают скромные подарки.
Появление компании по утилизации отходов сыграла важную роль в создании первого закона в Перу по регулированию деятельности организаций по переработке отходов.
Швейцария
Компания «Job Factory» (в переводе с англ. «Фабрика работы») предоставляет стажировки и образовательные программы для безработной молодежи, которые потеряли надежду и ищут второй шанс на рынке труда.
Ежегодно «Job Factory» предлагает шестимесячную стажировку 300 безработным молодым людям. Уникальное сочетание ориентированных на рынок рабочих мест и специализированного обучения позволяет молодым специалистам успешно стартовать в профессиональной жизни.
На сегодняшний день более 2500 человек прошли стажировку в «Job Factory». 80 % успешно окончивших стажировку смогли найти работу или решили продолжить образование.
Бразилия
Институт Шапада, созданный в 1999 году, улучшает качество образования в сельской местности, возлагая ответственность за результаты образования на самих студентов, преподавателей и чиновников. Проект Шапада - это своеобразная система повышения квалификации учителей. Учителя проводят открытые уроки, которые потом детально анализируются. Проект Шапада разработал своеобразный показатель результативности учителей, который прежде всего основан на успехах учеников. Благодаря данному проекту качество образования школьников повысилось с 33% до 74%. На сегодняшний день Институт Шапада обучил уже около 4 тысяч учителей, которые преподают более 72 тысячам школьникам.
Источник: газета «Социальный бизнес»
Дата публикации: 12 мая 2014
#соцпредпринимательство #франция #мексика #перу #бразилия #танзания #юар #испания #япония1137 93