В поисках “золотого” руна

Мы пьем молоко, полученное из химического,  сухого, а мясо   покупаем по баснословным ценам заграничное. Все потому, что  в постперестроечное время сельское хозяйство вышло из моды. Не рентабельно, бесперспективно, к тому же тяжело, не престижно и даже убыточно. Но это не так, считают многие фермеры. Оно может приносить не только прибыль, но и пользу людям.

Одним из победителей Всероссийского конкурса проектов “Социальный предприниматель – 2012” стал глава крестьянского (фермерского) хозяйства из Забайкальского края Биликто Цыбенов. Он создал овцеферму и на ее базе проект: “Овцеводство как одно из решений социальных проблем и безработицы на селе”. Кратко мы назвали этот проект “Овцеферма Цыбенова”.

Координаты проекта ищите в рубрике "География"

На развитие своего проекта Биликто получил беспроцентный заем на пять лет в размере трех миллионов рублей от Фонда “Наше будущее”. Цель проекта – возрождение и развитие села Могойтуй в Забайкальском крае.  Сейчас у Цыбенова в основном крупный рогатый скот, а создание большого овцестада – для него дело новое. Каждый год в рамках деятельности овцефермы Биликто Цыбенова будут стажироваться семьи с небольшим достатком, которым для того, чтобы “поправить жизнь” не хватает немногого – например, купить еще одну корову или несколько овец. Но денег на это нет.  Через год, пройдя стажировку у Биликто и обучившись ухаживать за овцами,  каждая семья получит по 50 овец и сможет вести самостоятельное хозяйство в своем селе.

Все начинается с семьи

Овцевод Биликто, можно сказать, потомственный. Как у нас обычно принято, внуками занимаются бабушки. А бабушка у него была профессиональным чабаном, работала в местном колхозе. Все детство маленький Биликто провел вместе с ней на пастбищах, а когда пошел в школу, стал приезжать на каникулы. Где пасти, как стричь, чем кормить и поить, что делать, если вдруг гроза застала в степи или скотина заболела, все секреты раскрыла ему старушка.  

Трезвость – норма жизни

Коровы, козы, куры и прочая скотина в семье Цыбеновых была всегда, так принято на селе. Это не считалось за работу. Когда Биликто вырос, он пошел учиться, получил профессию и стал работать сапожником. “Пьет как сапожник” – в этой присказке, по его словам, есть горькая правда. Не скрывает, пил. Сильно и много. А потом бросил.

Появилась масса сил, свободного времени и даже денег. Все это надо было куда-то применить. Он начал челночный бизнес, ездил за товаром в Китай. Купил старенькую машину и на ней возил свой ширпотреб по окрестным деревням на продажу. Тогда Цыбенов и увидел, как плохо живут люди, начал задумываться почему… И как им помочь...

Хотя подобная коммерческая деятельность “купи-продай” и приносила прибыль, но не давала морального удовлетворения. “Душа всегда лежала к сельскому хозяйству”, – говорит он. Начал разводить скотину, поголовье все увеличивалось.

“Для работы мне нужны были помощники. Чтобы их найти, я поехал по окрестным деревням. И увидел, что деревенские жители живут очень плохо, бедно, но, как ни странно, по инерции многие просто ничего не хотят делать. Их это положение устраивает. Они пьют, живут на копейки, но говорят, что лучше встанут на биржу труда. Будут жить на мизерное пособие, но не работать. А ведь имея свое, пусть и небольшое, стадо овец, можно жить безбедно. Им самим нужен помощник, чтобы наладить жизнь. Немного наставник и учитель, немного ментор-руководитель. Тот, кто поведет за собой и будет держать под контролем”. 

“В итоге лишь один человек согласился пойти ко мне в помощники, – вспоминает Биликто. – Хотя его соседи говорили о нем, что он никчемный человек, пьющий, но он втянулся и работал. Через год я дал ему двух телят, он женился, начал строить дом, остепенился. Еще через год он получил от меня еще четырех телок.  У него уже свое крепкое хозяйство – шесть коров. Я понял, что таким способом могу помочь начать жить достойно и другим людям”.

Трудности пути

Конечно, все легко и просто выглядит только на бумаге, а были и свои трудности. Цыбенов живет в районном центре. Когда его личное подсобное хозяйство разрослось до 18 голов скота (коров с телятами), он понял, что их надо где-то пасти. Нужна своя земля, чтобы построить ферму, стоянку и находиться там по несколько дней.
Рядом с районным центром когда-то был крупный колхоз, именно в нем работала чабаном бабушка Цыбенова. Но после распада СССР и колхоз развалился, землю поделили на паи и раздали бывшим работникам. Под свое личное хозяйство Цыбенов начал покупать эти паи-участки у людей. Тут-то и начались проблемы.

“Колхозное руководство начало всячески мне препятствовать, – вспоминает Цыбенов. – Мол, ты не там межуешь землю, это участки колхозные, ты не имеешь права. Но я родился здесь и вырос, знаю, где чья земля, и знаю закон. Я купил паи – и где хочу, где мне надо, там и межую”.

На своей земле Биликто построил ферму. Но колхозное руководство продолжало предъявлять претензии к слишком активному частнику.

На покупку и оформление земли Цыбенов брал кредит 300 тысяч под поручительство жены. Его супруга – акушерка в роддоме, зарплата хорошая, работа стабильная. Чтобы отмежевать территорию, пришлось еще раз брать в банке такую же сумму. И надо отдать должное супругам, все кредиты погасили. 

Поселок городского типа МогойтуйТогда Цыбенов зарегистрировался как фермер, чтобы все было по закону и не возникало лишних вопросов. После этого его оставили в покое. “Зарегистрироваться фермером было несложно, достаточно было принести все необходимые справки и через полчаса ты – индивидуальный предприниматель”, – вспоминает Цыбенов. Кроме того, Цыбенов – член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

Сейчас у него 500 га земли, оформленной в собственность, недавно купил еще 10 паев – хозяйство растет. Земля эта – степь, проблем с выпасом скота никаких. Кроме того, отмежевывая территорию, Биликто предусмотрел, чтобы и вода была близко, часть его территории – это берег реки Оби. На берегу будет располагаться так называемый “летник” – загон для стада, которое может вольно пастись на прилагаемых участках степи и пить чистую речную воду. Здесь овечки будут жить в теплое время года и только с наступлением холодов переберутся в “зимник”. Это стационарная кошара, собственно говоря, помещение фермы, которое будет расположено ближе к дороге, чтобы удобно было подвозить сено. Здесь будет и водопровод.

Я – социальный предприниматель?

В Интернете Цыбенов увидел сайт конкурса “Социальный предприниматель” и очень удивился: оказывается, социальное предпринимательство – это то, чем он занимается.

“Я решил сделать проект и написать заявку. Если человек на меня будет работать год и потом получит 50 овец, он сможет на это жить”, – заключил Биликто.

Кроликов разводят многие, но это неприбыльно, коровы – тяжело, считает Биликто, другое дело – овцы. На овцеводстве прибыль составляет 50%. Во-первых, баранина сегодня очень дорогая и цена на нее растет с каждым днем. Во-вторых, породистая хорошая овца дает приплод дважды в год, а стоимость ягненка только за год выросла минимум в три раза. В-третьих, овцевод также получает деньги за шерсть и шкуру животных. А в содержании овцы неприхотливы, им нужны кошара (хлев), вода и трава – затраты такие же, как при содержании кроликов.

В проекте Цыбенова будут участвовать сельские жители, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Ежегодно у него будут обучаться и стажироваться по 2 семьи, которые станут самостоятельными хозяйственниками. За 5 лет будут обучены 10 семей из 5 сел. Каждая семья получит по 50 овец, после окончания срока проекта предполагается продолжение. Результат:  за 5 лет 20 человек будут иметь свое дело. И тогда, планирует Цыбенов, мы создадим кооператив…

Сегодня среди первых претендентов на помощь Цыбенова – бывший детдомовец. Сейчас парень просто бомж, но готов работать и налаживать свою жизнь. Небольшой опыт ухода за животными у него есть, а вот жить негде. Если через год работы у Цыбенова он получит 50 овец и начнет далее расширять свое стадо, то, продав часть животных, сможет купить в деревне себе небольшой дом, жениться. Пока, говорит Биликто, видимо, придется ему жить на стоянке.

На участие в проекте Цыбенова дала согласие и еще одна местная семья. У них в деревне свой дом, но, как говорит Цыбенов, проблема одна – оба супруга выпивают. А ненадежных людей брать не хочется – лишние материальные и физические трудности, проблемы в работе.  

Чтобы создать приемлемые условия для чабанов, Цыбенов привез из Китая юрту, там они и будут проживать. Прямо на пастбище он будет учить их азам овцеводства, как сделать свое хозяйство с нуля: провести правильно сенокосную кампанию, заготовить сено, стричь овец и так далее.        

Реализация проекта

Бюджет проекта: 4 миллиона рублей (3 миллиона заемных средств, 1 миллион собственных). Срок реализации проекта: 5 лет. Заемные деньги на счет предпринимателя поступили в конце июня, и дело стартовало.
Сейчас у Цыбенова 76 коров и 20 своих овец. На полученные от Фонда средства он планировал купить еще 300 овечек. Но в прошлом году, когда он писал свой проект, овца стоила 3500 рублей. В этом же году племенных животных стали продавать на вес. Породистая племенная овца весит 50–60 килограммов, цена за килограмм – 150 рублей, получается, от 7500 до 9000 рублей за животное. То есть теперь овец он сможет купить меньше.
“Чтобы выйти на запланированные цифры, мне надо купить овец и размножить их, – говорит фермер. – Я найду выход из ситуации. Возьму еще кредит и в Россельхозбанке. Баранина очень подорожала, даже неплеменные овцы стоят 5000 рублей. У нас килограмм мяса стоит 250 рублей, а в соседней Якутии уже 380 рублей. Мне быстро удастся вернуть затраченные средства”.

У предпринимателя свой небольшой мясо-молочный магазин, через него он будет реализовывать продукт. Барашков Цыбенов планирует отправлять на убой и продавать мясо, а овец-маток оставлять себе, получать приплод, расширять стадо. От купленных трехсот овец, по самому пессимистическому сценарию, он рассчитывает получить за один окот 80 ягнят, которые вырастают мгновенно и через полгода уже сами могут давать потомство.
Но прежде чем покупать овец (деньги на их приобретение пока находятся на счете), нужно подготовить место, где они будут жить, и сено, чтобы их кормить. Для строительства кошары и стоянки, согласно проекту, Цыбенов уже купил автомобиль УАЗ. Когда писал проект, автомобиль стоил 450 тысяч рублей, сейчас он подорожал до 470 тысяч. На нем фермер возит стройматериалы, ездит на сенокос. Сейчас у него горячая пора, надо накосить и насушить травы на долгую зиму, чтобы было чем кормить скот.

Чтобы заготовить сено, купил мини-трактор со всем необходимым навесным оборудованием. Покупка тоже сделана согласно проекту, на выделенный Фондом заем.

“Я посмотрел, что белорусский трактор я не потяну, он стоит под миллион рублей, – рассказывает об изменившихся планах Цыбенов. – Тогда я купил китайский мини за 260 тысяч рублей и навесное оборудование к нему. Получилось примерно полмиллиона”.   

Для строительства овцефермы уже куплены брус, доски. Раньше кошары строили из камней или бревен, сейчас Цыбенов рассчитал, что дешевле снаружи обить ее досками, а изнутри фанерой, утеплив пенопластом. Если в прошлом году необрезная доска стоила 3 тысячи за куб, то в этом – 5 тысяч рублей. Экономия предпринимателю важна. Кстати, постройку он планирует удешевить за счет рабочей силы, призвав односельчан на помощь. 
Кошара будет размером на 500 овец. 300 Биликто купит, доведет стадо до 500 голов, а больше, говорит, держать трудно.

Пока, как мы видим, несмотря на незначительные трудности, связанные с повышением цен, проект развивается. 
Частных предпринимателей, занимающихся овцеводством, сегодня очень мало. Но если у Цыбенова все получится, то он предполагает, что его опыт можно с легкостью тиражировать и в других регионах. Тогда нам не придется везти ягнятину из Новой Зеландии, а в деревнях люди не будут нищенствовать, но жить своим трудом, заниматься исконным делом – сельским хозяйством.
 

Автор: Юлия Гончарова

Дата публикации: 30 августа 2012

#развитие села #сельское хозяйство #овцеферма цыбенова #биликто цыбенов #могойтуй #забайкальский край

 1758   135  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно