10 способов сделать бизнес социально ориентированным
Сегодня социальная миссия бизнеса не экзотика, не прихоть чудаков-альтруистов, а необходимость. Даже тот, кто отчего-то равнодушен к проблемам местного сообщества и планеты Земля в целом, вынужден с этим считаться. Но как?
Потребитель – вопреки своему наименованию – не согласен более исключительно потреблять. Он потребляет ответственно и хочет, чтобы продукт был произведен со вниманием к природе, животным, людям. Его уже не столько интересуют лейблы и качество, сколько «экологический след», справедливое использование труда, помощь местным производителям. И компании вынуждены с этим считаться – даже если моральная сторона вопроса их совершенно не интересует. Социально ответственный бизнес и социальное предпринимательство привлекательны не только для потребителей, но и для сотрудников. Талантливые, творческие, молодые и инициативные стремятся туда, где будут приносить пользу, а не просто зарабатывать деньги и строить карьеру.
Но с чего начать создание социального бизнеса или смену ориентации, если он уже существует? Предприниматель и бизнес-консультант Мюррей Ньюландс (Murray Newlands) дает несколько советов.
Создайте социальную миссию
Прежде чем начинать что-то делать, нужно сформулировать цель. Продумайте, как именно вы хотите (и можете) спасать мир. Будет ли это помощь обездоленным, поддержка местных фермеров или борьба за экологию? Миссия должна быть сформулирована четко и ясно. Расплывчатое «Мы помогаем людям» не вызовет интереса ни у сотрудников, ни у потребителей, ни у инвесторов. А ведь именно основываясь на этой формулировке, вам предстоит выстроить свою социальную стратегию.
Ставьте перед собой реалистичные цели
Невыполнимые миссии выполнимы лишь в кино. В жизни мы достигаем лишь правильно поставленные цели. Для начала посмотрите, какие у вас есть ресурсы и что вы можете делать – и лишь потом формулируйте свою социальную миссию. А после переходите к ее проработке: что именно и как именно вы будете делать. Составьте список целей, которые вы намерены достичь в ближайшие 3-6 месяцев (не стоит заглядывать на первых порах слишком далеко). Важно, чтобы они не влекли за собой слишком значительной перестройки уже налаженных бизнес-процессов и не требовали больших затрат дополнительных ресурсов. Краткосрочные цели должны касаться каких-то животрепещущих проблем местного сообщества – тогда они найдут мгновенный отклик у всех заинтересованных сторон. После этого составьте список целей на перспективу. Результат должен поддаваться измерению – непременно обратите внимание на это.
Информируйте сотрудников
Чтобы ваш бизнес стал социально ориентированным или социально ответственным, рядом с вами должна трудиться команда единомышленников. А значит, каждый шаг нужно сверять с ними – и привлекать их к выполнению всех ваших целей, больших и маленьких. Сотрудники должны понимать, что происходит в компании – и зачем это происходит. Непонимание ни к чему хорошему не приведет и вполне может вызвать ничем не другим не мотивированное сопротивление. Чтобы этого не произошло, соберите коллектив (а лучше – делайте это регулярно), чтобы рассказать людям о происходящих переменах.
Создайте социальный отдел
Если речь идет о социальной ответственности предприятия, хорошо, когда этим вопросам занимается специальная команда служащих. Если организация небольшая, они могут уделять этому часть рабочего времени. Для начала этой команде очень полезно заняться краудсорсингом: кто лучше жителей вашего города или района знает, как именно вы можете изменить их жизнь к лучшему и какие проблемы нужно решать в первую очередь.
Сотрудники этого отдела должны быть людьми неравнодушными и стремиться помогать людям. Так что назначать на эти должности силовым решением никого не следует: люди должны изъявить желание сами. Когда команда сформирована, она составляет списки краткосрочных и долгосрочных целей. В обязанности этих людей входит проведени пиар-кампаний и акций, распределение ресурсов, которые вы выделили на социальные цели, составление отчетов о выполнении социальной стратегии предприятия.
Делайте прямые вложения
Социальную ответственность предприятия можно реализовывать через традиционную благотворительность. Жертвуя на регулярной основе местным фондам, вы можете оказать значительное влияние на их деятельность. Часто стартапам трудно выделить даже небольшие средства на эти цели. Выход: поставить ящик для сбора пожертвований или организовать фандрайзинговую акцию. Все это, конечно, не касается вас, если вы – социальный предприниматель и решаете местные проблемы с помощью бизнес-инструментов.
Поощряйте волонтерство
Придумайте систему бонусов для сотрудников, которые подключаются к волонтерским программам. Вы можете отслеживать благотворительные мероприятия, проходящие в вашей местности, и сами предлагать сотрудникам отправиться туда в рабочее время.
Думайте о сотрудниках
Социальная ответственность распространяется прежде всего на тех, кто находится рядом с вами. Начинается она изнутри компании, с ваших собственных служащих. Относитесь к ним с уважением, цените их труд, давайте им возможность карьерного роста, гарантируйте справедливую оплату, создавайте безопасные и не вредящие здоровью рабочие места.
Не забывайте об экологии
Спасать планету можно всегда, занимаясь любым делом. Экологическая ответственность – обязанность любого предпринимателя. Начните с малого: постарайтесь исключить бумагу из своего документооборота; участвуйте в программах переработки, по мере возможность; используйте экологичные системы отопления и освещения; экономьте воду и энергию; поддерживайте местных поставщиков.
Сотрудничайте с единомышленниками
Кооперация с теми, кто мысли так же, как вы, поможет вам увеличить свое социальное влияние.
Не останавливайтесь на достигнутом
Ваша социальная деятельность не разовая акция и не преходящая кампания. Это – долгосрочная стратегия, неотъемлемая часть вашей бизнес-стратегии. Одно не может существовать без другого – так и только так вы должны расценивать свою социальную деятельность. Она должна быть регулярной и постоянной – и лишь в таком случае принесет пользу местному сообществу и вашей компании.
По материалам сайта entrepreneur.com подготовила Екатерина Савостьянова.
Дата публикации: 24 августа 2017
#бизнес советы #социальная ответственность4943 181