4 идеи для социального предпринимательства

Построить бизнес, который приносил бы доход, непросто, но построить бизнес, который при этом приносил бы и ощутимую пользу обществу, еще сложнее. Тем не менее социальное предпринимательство развивается во всем мире.

Многим людям почему-то хочется не только богатеть, но и делать что-то хорошее для других (хотя создание успешного предприятия, казалось бы, дело довольно полезное само по себе). Тренд этот с каждым годом набирает силу.

Многие идеи для социального бизнеса, реализованные на Западе, могли бы быть использованы и в России. Вот пять таких идей, заслуживающих внимания (не всегда соцпредпринимательство в чистом виде, иногда просто принципы справедливой торговли).

«Не плачу мафии»

В 2004 году в Палермо группа выпускников решила открыть бар и столкнулась с необходимостью платить подати местной мафии, именуемой Pizzo. Мафия эта существовала много лет и была уже фактически частью местной экономики. С каждого торговца, ресторатора и отельера собиралось от 500 до 2000 евро в месяц, что в итоге приносило до 160 млн евро доходов в год. Не желая мириться с этим, молодые предприниматели создали движение «Addio Pizzo» («До свидания, Pizzo»), развернув масштабную информационную кампанию под лозунгом «Тот, кто платит мафии, не имеет достоинства». Разработали логотип и наклейки «Pizzo Free», которые участники клеили на витрины. За первые три года существования в организацию вступило более 200 независимых торговцев, и более 9000 потребителей стали делать покупки только в магазинах «Pizzo Free». Чем не вариант для России? Здесь вполне можно было бы выпускать наклейки «Не даю взяток» или «Плачу все налоги». Может, и сработало бы.

Экоупаковка

В зависимости от качества пластика срок его разложения составляет от нескольких десятилетий до нескольких сотен лет – это знает уже каждый школьник. Чтобы спасти планету от загрязнения, можно пропагандировать использование бумажных пакетов, а можно изобретать современную, но более экологичную упаковку. Лидер индонезийского рынка упаковки компания Tirta Marta (доля рынка – около 90%) начала выпускать пакеты, срок разложения которых составляет уже всего два года. Это позволило ей стать настоящей национальной гордостью Индонезии и активно продвигать новый продукт за рубежом. У нас пока все-таки больше проектов по переработке неразлагающегося пластика, чем по решению проблемы в корне. К примеру, существует несколько проектов по созданию из вторичного пластика строительных материалов: проект Вячеслава Гришина по производству строительных гранул в Череповце и производство плитки и черепицы в Волгограде. Главная сложность тут – не что и как производить, а из чего. Системы разделенного сбора бытового мусора, в котором на отходы из пластика приходится до 40%, у нас так и не создано. Но рано или поздно эта проблема будет решена (во всяком случае, хочется в это верить). (О производстве разлагаемого пластика в России читайте в скором времени на нашем портале - примеч. ред.).

Провайдеры здоровья

С медициной в глухой провинции плохо, особенно в развивающихся странах: врачи в деревне работать не хотят, денег местным клиникам не хватает. В России эту проблему пробовали решить, запустив «Поезда здоровья», но подход оказался не очень эффективным (хорошо, если повезет заболеть аккурат к прибытию поезда, а если нет?). Создатели индийской компании World Health Partners (WHP) пошли другим путем. В 2008 году группа единомышленников начала создавать сеть, через которую пациенты могли бы достучаться до нужных специалистов, работающих в городах. Агенты на местах – так называемые мобильные провайдеры – осуществляли простейшую диагностику, занимались поставками медицинских препаратов и в случае необходимости направляли клиентов к нужным специалистам, в том числе городским, используя при этом различные каналы связи (прежде всего телефон и интернет). В настоящее время сеть WHP состоит из более чем 14 тысяч провайдеров и обслуживает более 70 млн человек. Причем эта система оказалась не только эффективной, но и экономичной – стоимость консультации врача с ее помощью в среднем снизилась на $6.

Сельский туризм

Сегодня большинство граждан развитых стран живет в городах, села пустеют, приходят в упадок, а здоровье горожан оставляет желать лучшего, так же, как и их познания о том, откуда берутся стейки. Традиционный способ борьбы с этим вредным явлением – сельский туризм. Можно обеспечить гастролерам фермерские развлечения или просто дать нюхнуть навозу в аутентичной деревне. Практика показывает, что за это люди даже готовы заплатить (хотя идея платы за возможность поработать довольно парадоксальна). Один из самых известных образцов такого социального бизнеса в Европе – деревня Lannavaara в Швеции. Помимо стандартного набора (овцы, традиционные ремесла, рыбалка) гостям там предлагают окунуться в жизнь золотоискателей и намывать золото на близлежащем от деревни прииске. Также в Швеции известна лосиная ферма, производящая лосиный сыр стоимостью около 1000 евро за килограмм. Там можно пожить в старинных хижинах и если не подоить лося (при такой стоимости продукта это можно считать тоже намыванием золота), то хотя бы понаблюдать за процессом. В России с сельским туризмом свои сложности: аутентичная деревня обязательно будет включать в турпакет алкоголиков под забором, сам покосившийся забор и тощих грязных коров. Но «крепкий фермер», наладивший хозяйство, вполне может рассчитывать на внимание публики: сельская тема в моде и в Москве, о чем наглядно свидетельствует рост популярности фермерских продуктов и проектов (Lavka Lavka, «Все свое», «Вкусвилл» и другие).


Источник: slon.ru

Дата публикации: 27 марта 2013

#сп за рубежом #италия

 1717   180  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно