Бизнес в социальной сфере: семь шагов к успеху

Не так давно Фонд «Наше будущее» представил публике полезную книгу «Создание успешного социального предприятия», автором которой является директор Фонда Наталия Зверева. По сути, это одно из первых пособий в России по практической организации социального бизнеса. Опираясь на содержание книги, мы выделили семь шагов, которые необходимо пройти, чтобы стать успешным социальным предпринимателем. 

Понятие «социальное предпринимательство» появилось в России не так давно — фактически с появлением Фонда «Наше будущее». До этого в нашей стране системно об этом не говорили — существовали предприниматели, которые занимались общественно значимым делом, но не ассоциировали себя с каким-то особенным видом деятельности.

Создание и последующее развитие социального предприятия, как и любого другого бизнеса, требуют последовательных действий, состоящих из подготовки и планирования. И если действовать последовательно, то все получится.

Во-первых, нужно определиться со своими целями и желаниями. Важно понять, что главная цель создания социального предприятия — оказывать позитивное влияние на общество, поэтому деньги здесь не могут стоять на первом месте. Чтобы достигнуть успеха, нужно ответить на несколько вопросов: какие проблемы вызывают у вас самый сильный отклик и желание действовать; в какой сфере вы сможете наиболее успешно проявить себя? В определении своих целей и желаний очень важно собрать как можно больше информации о возможности самореализации в этой сфере. Посещайте торговые выставки, тематические и научные конференции, изучайте опыт успешных предприятий, узнайте про специализированные образовательные программы в вузах — это никогда не будет лишним.

После того как вы определитесь, какую социальную проблему будете решать, пора определить миссию предприятия — подумайте, что должно измениться, когда вы начнете работу. Сформулируйте как можно больше идей того, как можно добиться решения таких проблем с помощью организации самоокупаемого предприятия, а потом выберите три — пять самых многообещающих, оценив сильные и слабые стороны. Важно понять, что не всегда хорошая идея становится хорошей бизнес-возможностью. Чтобы разработать действительно нужный социальный продукт, обязательно пообщайтесь с вашей целевой аудиторией. Непосредственный контакт с тем, кто является потребителем ваших услуг, очень важен для правильного построения предприятия.


 

Если вы сделаете эти шаги, то вам уже будет не так сложно перейти к составлению бизнес-плана — к этому моменту вы уже определите, чего хотите достичь, и сможете без труда изложить в одном документы принципы и особенности вашей будущей деятельности. Но для социального бизнеса важно не только найти устойчивую бизнес-модель, а продумать социальную составляющую и план достижения социального воздействия. Этот элемент должен стать неотрывной частью бизнес-плана.

С составлением такого важного документа вам станет понятно, нужно ли привлекать финансирование. Благо, для социальных предприятий уже сейчас существует множество мер поддержки — им помогают специализированные фонды, крупный бизнес и государство. Форм поддержки также множество. Например, это могут быть возвратные беспроцентные займы, безвозмездные гранты, финансирование за участие в государственных программах.

Итак, вы определились с источниками финансирования проекта. Теперь пришло время задуматься, стоит ли привлечь к своему делу партнеров. Конечно, неплохо иметь того, кто разделит с тобой тяготы ведения бизнеса, но, как показывает практика, бизнес с партнерами не настолько стабилен, как бизнес, где есть только один собственник. Другое дело — семейный бизнес или схема партнер-наставник, когда младший партнер имеет меньшую долю прибыли, но получает бесценный опыт работы. Возможно, в это же время вам придется нанимать на работу первых сотрудников. Здесь главное не прогадать — они станут костяком команды. Ищите людей, на которых вы сможете переложить часть обязанностей, что позволит вам уделить больше времени вопросам развития. Вначале можно обойтись без финансиста и бухгалтера, а вот без «рабочих рук» будет очень сложно.

Совсем скоро вы будете готовы представить свой товар на рынке. Но теперь важно доработать свой продукт. Потратьте на работу над ним максимальное количество сил — если вы представите потребителю сырой, недоработанный продукт, успеха вы не добьетесь. Дорабатывать его пост-фактум будет намного сложнее — у вас возникнет намного больше прямых расходов и еще снизите репутацию своего предприятия.

После доработки концепции услуг или продукции заканчивается подготовительный этап — пора приступать к операционной деятельности. Будьте готовы к тому, что, даже если вы просчитаете все возможные риски, что-то может пойти не так. Это абсолютно нормальный предпринимательский процесс, особенно если вы впервые открываете свое дело. Не опускайте руки ни в коем случае и не бойтесь обращаться за юридической, консультационной и финансовой помощью в специализированные фонды. Если ваше дело действительно способно изменить мир к лучшему, пусть даже не в глобальных, а локальных масштабах, оно достойно того, чтобы существовать. Бизнес — живой организм, который требует постоянного развития. Всегда стремитесь сделать больше и не бойтесь быть амбициозными, рост и развитие вашего социального предприятия и охват как можно большего числа благополучателей должны постоянно служить вам ориентирами.

Это лишь краткий обзор того, как социальному предприятию достичь успеха. Больше информации вы найдете в самой книге. Пособие Наталии Зверевой «Создание успешного социального предприятия» скачать можно, зарегистрировавшись на сайте Лаборатории социального предпринимательства. Из нее вы также узнаете, как провести SWOT-анализ, грамотно составить бизнес-план и мотивировать сотрудников работать максимально эффективно.

Автор: Евгения Пикулёва

Дата публикации: 30 октября 2017



 6476   85  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно