Франчайзинг семейного типа
В этом году сеть центров раннего развития «Бэби-клуб» отметит свой пятнадцатый день рождения. «Бэби-клуб» сегодня — это крупнейшая в России и СНГ сеть частных дошкольных учреждений: 233 детских центра, из них 15 детских садов, ежедневно принимающих более 15 тысяч детей. «Бэби-клуб» присутствует в 58 городах России и СНГ, а в этом году начал завоевывать и дальнее зарубежье: подписаны франчайзинговые договоры с партнерами в Пекине и Дубае. О том, как построить глобальную франшизу за несколько лет и трудно ли открыть свой «Бэби-клуб», рассказывает директор Контура развития сети Анастасия Филатова.
Как и любой франчайзер, в первую очередь мы предлагаем партнеру свою бизнес-систему и товарный знак, но при этом не готовы продавать франшизу всем подряд. Мы ищем партнеров, которые заинтересованы не только в прибыли, но и увлечены педагогикой, готовы брать ответственность за развитие детей. В первом интервью с потенциальными франчайзи мы прежде всего выясняем намерения. Порой задают очень странные вопросы, например: «Обязательно ли мне любить детей, чтобы этим заниматься?» Что тут ответить? «Вам — нет, а нашим франчайзинговым партнерам — да, обязательно!»
Требуем, но и помогаем
Наши требования, наверное, выше, чем у большинства коллег по цеху. Так мы сразу предупреждаем, что будущий клуб или сад надо будет лицензировать. С другой стороны, мы не просто предоставляем возможность работать по нашим методикам и под известным брендом, а открываем дверь в профессиональное сообщество, гарантируем полную поддержку: как со стороны управляющей компании, так и всех партнеров «Бэби-клуба». С момента подписания лицензионного договора за каждым франчайзи закрепляется свой куратор, который оказывает помощь в подборе и обучении персонала, в освоении методологии. Консультируем по юридическим вопросам, помогаем в сборе документов для лицензирования. На этапе запуска наши партнеры получают более 150 часов корпоративных тренингов, во время которых обучаются всему, что необходимо знать и уметь, чтобы управлять детским клубом или садом.
Портрет франчайзи: родитель, педагог, финансист…
Условно наших партнеров можно разделить на две группы: это либо предприниматели, мало знакомые с темой раннего развития, либо профессионалы в теме дошкольного образования, но без предпринимательских навыков. Поэтому во время обучения партнера мы рассказываем как о наших педагогических технологиях, так и о ведении бизнеса, а заодно и объясняем само понятие «социальное предпринимательство». Кстати, в нашей сети довольно много партнеров из финансовой отрасли. Один из соучредителей «Бэби-клуба» — финансист, и многие его коллеги заинтересовались этим бизнесом. Получается отличный семейный формат: муж приобретает для жены франшизу, затем понимает, что клуб приносит неплохой доход, подключается к бизнесу сам и расширяет сеть. Более 40 % наших партнеров имеют более двух клубов.
Практически у всех наших партнеров есть дети, и их первоначальный интерес к теме раннего развития зачастую связан именно с собственным осознанным родительством. Многие начинают водить ребенка в «Бэби-клуб», потом понимают, что хотели бы такой же красивый и добрый бизнес. У кого-то путь к нашей франшизе начался с культовой книги Масару Ибуки «После трех уже поздно» о воспитании. Мы в свое время выступили инициаторами ее переиздания в России, и в итоге она разошлась тиражом в 200 тысяч экземпляров! А в каждой книге — информация о «Бэби-клубе» и франшизе. Кстати, «После трех уже поздно» выиграла сразу в двух номинациях Книжной премии Рунета в 2011 году. Прочитав ее, родители загораются идеей раннего развития и приходят к нам за франшизой, полные энтузиазма.
Сложностей не скрываем
Мы честно предупреждаем своих партнеров, что первый год работы не будет простым. Не всегда партнеры понимают, что мы продаем франшизу, то есть действующую модель, но не работаем за партнера! Купить франшизу не значит разделить риски с франчайзером. Мы ответственны за качество наших услуг, методики. Само ведение бизнеса — зона ответственности партнера.
Сложностей немало. Это и поиск помещения, подходящего под требования лицензирования дошкольных образовательных учреждений (например, рядом не должно быть баров, ресторанов и любых мест, где можно приобрести алкоголь и сигареты), и конкуренция с другими детскими центрами. В этом смысле особенно непросто тем, кто начинает бизнес в городах, где наших клубов уже много: Москве, Санкт-Петербурге или Самаре. Правда, мы идем навстречу партнерам и документально закрепляем за ними (я вставила) эксклюзивное право работы по франшизе на определенной территории — обычно это около двух квадратных километров.
Кадры решают всё…
Самый главный человек в детском клубе (после детей и родителей, конечно) не руководитель, а педагог. Ведь именно от них зависит, понравится ли малышам и их мамам на первых занятиях, захотят ли они прийти еще. В этом вопросе мы подходим довольно жестко: берем ответственность за подбор персонала на себя и не разрешаем нанимать сотрудников даже на короткий срок без нашего одобрения. Должна сказать, что к такой схеме мы пришли не сразу — раньше лишь объясняли возможные риски кадровых ошибок, а окончательный выбор кандидатов оставляли за франчайзи. Хорошие педагоги — это не только успех бизнеса франчайзи, но и репутация «Бэби-клуба» — один негативный отзыв бросает тень на всю сеть. Педагог должен быть немного артистом, должен уметь удерживать внимание, очаровывать, заражать любовью к знаниям. Далеко не каждый дипломированный специалист на это способен. Сталкивались также с тем, что владельцы клубов нанимали знакомых с профильным образованием. К сожалению, в большинстве случаев это были не лучшие кандидаты. Теперь мы полностью курируем весь процесс: от подачи объявления до принятия окончательного решения. После первоначального отсева кандидаты проходят глубинное интервью, затем проводят тестовое занятие. В интервью и оценке занятия участвуют как партнер, так и наш куратор. В итоге куратор предоставляет партнеру список наиболее подходящих кандидатов и всегда объясняет, почему он делает такой выбор. Иной раз, чтобы нанять в клуб трех педагогов, нужно провести 90–100 интервью!
Инвестиции
Наш паушальный взнос составляет 1 млн 100 тысяч рублей, но на самом деле общий объем инвестиций для запуска собственного «Бэби-клуба» с учетом паушального взноса составляет от 2,5 млн до 3,5 млн руб. В бизнес-плане, которой мы разрабатываем для каждого нового партнера, учитывается, в собственности находится помещение или арендовано, какой нужен ремонт: капитальный или косметический. Мы предлагаем партнерам рекомендованный перечень закупок: методические материалы, игрушки... У нас самая дорогая франшиза, самые дорогие детские клубы на рынке, мы это отлично знаем, и самая высокая стоимость занятий. Впрочем, мы не настаиваем на наших ценах, лишь рекомендуем разумный, с нашей точки зрения, диапазон. При этом анализ предоставляемых партнерами финансовых показателей говорит о том, что некоторые из них, вероятно, из осторожности слишком низко оценивают свои услуги.
Сын ошибок трудных
Сеть «Бэби-клуб» работает на рынке дошкольного образования 15 лет, так что все наши требования к сетевым стандартам не надуманная строгость, а плод опыта. Мы успели сами совершить ошибки, от которых предостерегаем других. Мы, например, и сами когда-то недооценивали ценность нашего продукта. Когда основательница сети Евгения Белонощенко открыла первый «Бэби-клуб», он работал бесплатно для детей подружек и соседок. Евгения сама проводила занятия, сама оплачивала аренду, пособия для занятий, краски, материал, пока ее муж Юрий не сказал: «Может быть, хватит работать бесплатно?» Она установила цену в 50 рублей за занятие... и все посетители ушли. Но пришли другие, готовые платить, признающие важность раннего развития своих детей. Ведь для того, чтобы добиться успеха в раннем развитии, с ребенком нужно заниматься регулярно. Этим обусловлены некоторые нюансы работы «Бэби-клуба»: так, мы пробовали брать оплату не за месяц, а за занятие, и осознали, что абонементы не только выгоднее, но и стимулируют родителей серьезнее относиться к посещениям клуба.
Мы так давно работаем на рынке, что можем видеть результат занятий в динамике: родители, водившие к нам своих первенцев, теперь зачисляют в клуб вторых и третьих детей. Они же рассказывают, что их старшие учатся в школе с опережением, потому что они знают, что учиться — это несложное и интересное занятие. Это тот результат, который дает раннее развитие, дает «Бэби-клуб». В этом году мы открываем свою школу «Белая ворона». Помимо обязательной школьной программы у детей будут такие предметы, как «тайм-менеджмент», «критическое мышление», «командообразование», «самопонимание», «принятие других». Мы хотим подготовить детей к реальной жизни, а не просто «забивать» им голову знаниями. И самое важное для нас — чтобы дети были счастливы в процессе учебы.
Текст подготовила Валентина ПЕТРОВА
Дата публикации: 28 мая 2015
#социальное предпринимательство #Бэби-клуб #франшиза #бизнес-советы2636 116