Как заработать на творчестве и не прогореть

Может ли творческий клуб в спальном районе стать выгодным бизнес-проектом? Бывший топ-менеджер, создательница сети семейных центров творческого досуга «Чудеево» Елена Минаева рассказывает, как найти помещение, договориться с местными властями, запустить сарафанное радио и в результате создать очаги изящных искусств и теплого общения для детей, пенсионеров, домохозяек и людей с ограниченными возможностями.

Конечно, с идеи, под которую нужна хорошая команда. Ну и деньги не помешают. Сразу скажу: с идеями и командой у нас было все просто отлично, а вот с деньгами — похуже. Начну с идеи. Она проста: те, кто вырос в советское время, сохранил память о несметном количестве кружков и секций, которые мы посещали. Люди повзрослели, а интересы остались. Почему бы не организовать кружки для взрослых? Кто-то вышел на пенсию и хочет осуществить мечту детства — научиться рисовать, кто-то лепить горшки из глины и так далее. В конце концов, в каждом из нас живет ребенок. Постепенно под идею подобралась группа энтузиастов, и мы организовали сеть художественных студий «Чудеево». Финансовые ресурсы для старта нам практически не потребовались — первый клуб-студию мы открыли почти бесплатно, а дальше дело пошло.

Удача + правильные знакомства

К вопросу о накоплениях. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Связи, отношения и репутация — это тоже деньги. В самом начале нашего бизнес-проекта мне повезло. Когда я искала помещение под клуб, то случайно вышла на хорошего знакомого, который пошел навстречу и на первое время предоставил комнату для занятий бесплатно. Сказал: «Получится потом заплатить, хорошо, не получится — нестрашно». Но у нас получилось — с первого же месяца мы набрали денег на аренду.

Как провести рекламную кампанию без денег

На рекламу наших клубов первоначально средств у нас тоже не было. Мы начали искать разные креативные варианты продвижения. Например, очень эффективным оказался бартер. Мы узнавали, что в том или ином районе намечается уличный праздник, шли в администрацию и просили разрешить нам бесплатно провести в рамках праздника какие-то дополнительные мероприятия: кукольное представление, мастер-классы и тому подобное. Разумеется, при этом приглашали людей приходить в наши клубы. На этом этапе мне тоже очень помогли личные контакты. Со многими представителями власти я была знакома еще со времен своей работы в крупной компании, поэтому для них не была человеком с улицы.

Правда такая тактика срабатывала далеко не везде и не всегда. В одном из районов, где мы открывали новую студию, я попыталась пойти проторенным путем — обратилась в местную администрацию. Предложила провести бесплатный уличный праздник с размещением нашей рекламы. Мне сказали нет, добавив, что подобные мероприятия у них проводятся только за деньги — через тендер.

Сейчас, когда мы открываем новый клуб, то стараемся обходиться минимальными средствами: клеим объявления, где возможно, используем информационные стенды. В каждом микрорайоне — свои определенные нюансы: где-то хорошо работают листовки, где-то — объявления, где-то можно стенды ставить, а где-то нельзя. Но самым надежным всегда и везде остается знаменитое сарафанное радио. Как только мы открываемся, люди начинают рекомендовать «Чудеево» знакомым. Этого, как правило, бывает достаточно.

Социальный не значит государственный

Все-таки для бизнеса, включая социальный, всегда лучше надеяться в первую очередь на себя, на свои силы. Когда мы начинали, поддержка местных властей была порою критически важной. Некоторое время назад мы получили финансирование со стороны Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Теперь все, что нам нужно, — это достаточный объем собственных усилий, работа с нашими целевыми группами: молодыми родителями, пенсионерами, людьми с ограниченными возможностями.

Социальному бизнесу — альтернативную финансовую систему

Сегодня классические кредиты в силу объективных и субъективных экономических причин очень дороги, а для социальных предпринимателей просто неподъемны. Если посчитать наш чистый денежный поток, то он просто не покроет банковский процент, поэтому я для себя тему кредитов пока закрыла. К счастью, существуют такие организации, как Фонд «Наше будущее», которые предоставляют беспроцентные займы. Для нас сейчас это — глоток свежего воздуха, заем позволяет нам выживать, иметь какую-то прибыль и даже немного развиваться.

Модель малой наполняемости групп

У меня у самой — ребенок инвалид. Свой первый центр я создавала во многом для него, а для людей с ограниченными возможностями самая комфортная группа — не больше 5-6 человек. Нам этот формат показался интересным и для других гостей студии, поэтому мы сделали его основным.

Итак, в наших группах-кружках — по 3-5-6 человек. Экономически, кстати, это не очень выгодно, зато психологически очень комфортно. Так что я бы назвала такую форму групповой работы социальной. Маленькие группы обеспечивают уютную, теплую атмосферу. Группы по 20 человек — это, может быть, и рентабельно, но некачественно.

Как мы набираем персонал

Бессмысленно для подобных социальных проектов привлекать людей с сильной материальной мотивацией. Наш бизнес низкорентабельный, много платить мы не можем, но это даже к лучшему. В итоге у нас остаются только те, кто работает по призванию. Так к нам идут настоящие, пишущие художники, для которых живопись — это жизнь. Вообще я считаю, что в наше время быть художником — это подвиг, большинству из них материально живется очень непросто. И если уж они остались живописцами, а не переучились на менеджеров или продавцов, то им есть чем поделиться с другими.

Технически отбор кандидатов осуществляется по классической схеме: даем объявления в газетах и на интернет-ресурсах, в ответ получаем резюме, рассматриваем их и осуществляем отбор. Стараемся брать тех, кто живет в том же районе, где расположена студия.

Подбор помещения

В случае с творческими мастерскими помещение должно располагаться на первом этаже жилого дома, в большом жилом массиве. Это обеспечивает поток гостей и шаговую доступность. Естественно, в помещении должен быть санузел с водой и окна для обеспечения дневного света.

Составляем расписание

Самая активная наша аудитория — это дети от 5 до 11 лет. Они, как правило, приходят после школы, по вечерам и в выходные.

Утром и днем мы организуем с 50-процентной скидкой группы для пенсионеров. Интересно, что помимо пенсионеров на них приходит еще одна наша целевая группа, которую мы полушутя называем «несмелые домохозяйки». Это женщины, которые по тем или иным причинам сидят дома, не работают и при этом экономят деньги.

Мы не организуем отдельные группы для инвалидов — считаем, что это неправильно. Эти люди участвуют в любых группах, просто мы даем им скидку в те же 50 %.

Маленькие дети занимаются час-полтора, школьники и взрослые — по два часа. Два часа — это вполне нормально, в творчестве время проходит незаметно.

Популярные направления творчества

Интересы аудитории, как ни странно, изменчивы. Так последние два-три года наблюдается растущий интерес к художественной студии. На сегодняшний день это наше основное направление. Мы преподаем академический рисунок, живопись, масло, гуашь, акварель и так далее.

Чем дальше от Москвы, тем большим спросом пользуются поделки hand made. В Москве же спрос на них падает. Если лет пять назад это направление было очень популярно, то в этом году в Москве — просто ноль, тишина.

Творчество в чистом виде

Мы не устраиваем конкурсы или экзамены. Каждый рисует и творит в меру своих способностей — чистое творчество, для удовольствия. Этим мы отличаемся от классических художественных школ. Кроме того, мы берем абсолютно всех: даже если человек вообще не может рисовать, даже если способностей у него нет, все равно будем его учить и помогать. Мы считаем, что главное — это не учебный процесс и даже не результат, а радость от соприкосновения с творчеством.
 

 

Записала Анастасия Сухорослова 

Дата публикации: 16 марта 2015

#Чудеево #Минаева #бизнес-советы #москва #дополнительное образование

 2279   192  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно