Ментор VS Инвестор: что нужно новому бизнесу?
Готов ли крупный/ средний бизнес поддерживать развитие сектора социального предпринимательства? Об опыте омской Школы СП и роли менторов и инвесторов рассказывает ее директор Ирина Сербина
Тренеры, которых вы готовите для Школы и для других программ, в которых участвует Центр инноваций социальной сферы, – кто эти люди?
Мы понимали, что социальным предпринимателям на старте не обойтись без опытных наставников. Первый пул тренеров для Школы подготовили из наших выпускников. Все они – бизнесмены-практики, способные на собственном примере продемонстрировать, как работает социальный бизнес и с какими трудностями они встречаются. Критерии выбора просты: нам важно, чтобы преподаватели занимали активную гражданскую позицию, имели опыт предпринимательской деятельности и социального проектирования, ну и, конечно, обладали неплохими коммуникативными навыками. Отбирая будущих тренеров, мы просим их представить мотивационное письмо-анкету, после чего проводим с наиболее перспективными кандидатами личное собеседование.
Когда подготовку бизнес-тренеров для различных региональных программ нам заказывают органы власти, мы придерживаемся немного другого подхода. Так было, например, в Татарстане, где нашим заказчиком выступило Министерство труда и социальной защиты, или в Кемеровской области, где мы сотрудничаем с администрацией города Ленинск-Кузнецк. В таких случаях мы чаще всего формируем смешанную команду тренеров. Ее костяк обычно составляют отраслевики – специалисты, хорошо ориентирующиеся в своей сфере деятельности и в ее региональной специфике. Однако они, как правило, недостаточно знакомы с технологией социального предпринимательства. Для восполнения этого недостатка наставники из омской Школы СП выступают на таких программах в качестве «со-тренеров». Подобное партнерство оказывается очень эффективным и вполне себя оправдывает.
Как функционирует в рамках Школы менторское направление?
Менторы – это в основном представители небольшого бизнеса (реже – органов власти) которые сопровождают деятельность наших слушателей. Эти люди работают безвозмездно, на общественных началах. Примерно раз в месяц они посещают Школу, следят за развитием проектов от идеи до старта бизнеса, помогают просчитать зоны риска, дают свое заключение относительно инвестиционных перспектив того или иного проекта.
Менторы выезжают на территорию, где он реализуется, помогают наладить дело, участвуют в переговорах с местными властями. Их участие позволяет существенно усилить проект. В общем, их помощь на стадии становления социального предприятия неоценима.
Инвесторы и менторы – разные люди?
Да. Наши инвесторы, помогающие формировать инвестиционный портфель Школы, – преимущественно частные лица, в основном представители среднего бизнеса, готовые вкладывать в социальное предпринимательство. Не скрою, что с ними работать сложнее, чем с крупными национальными и международными компаниями, имеющими масштабные программы корпоративной социальной ответственности. И в то же время очень радует тот факт, что вокруг нас появляется все больше людей, верящих в развитие СП в своем регионе и не сомневающихся, что их вложения вернутся.
Инвесторы доверяют нашей технологии отбора кандидатов для поддержки. Вложения осуществляются через шесть месяцев после начала работы над проектом, когда предприниматель уже показал первые результаты и доказал, что бизнес устойчив. Первый мониторинг мы проводим на четвертый-пятый месяц обучения, а через полгода делаем экспертное заключение, позволяющее инвестору увидеть, как будет расширяться бизнес при получении финансовых вливаний.
Автор: Ирина Крейнина
Дата публикации: 26 августа 2013
#ментор #наставник #инвестор #крупный бизнес1400 31