Школа социального предпринимательства: зачем нам реестры?

В модернизации социальной сферы, которая идет полным ходом, государство сделало ставку на повышение качества услуг и привлечение частных игроков — негосударственных организаций и социальных предприятий. Здоровая конкуренция за бюджетные средства призвана повысить эффективность и придать новый импульс развитию всей социальной отрасли. Для систематизации работы социальных негосударственных организаций создаются специальные реестры, с помощью которых государство определяет для НКО и частного бизнеса, идущих в «социалку», приоритетные направления.

У социальных предпринимателей и всех, кто так или иначе связан с социальной сферой, возникают вопросы: как работают эти реестры? сколько их существует на данный момент? как они связаны между собой? стоит ли добиваться включения социального предприятия в реестр и что это дает? на какие реестры обратить особое внимание? Рассмотрим три действующих реестра, которые могут представлять интерес для социальных предпринимателей.

Реестр СОНКО

Первый реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) был создан Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки СОНКО» № 40-ФЗ в 2010 году. Закон дал возможность СОНКО участвовать в конкурсах на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд и определил приоритетные виды деятельности поддерживаемых государством НКО: социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, культурных и исторических объектов, оказание юридической помощи, добровольчество, образование, спорт и т.д. Если ваша организация занимается одним из перечисленных видов деятельности, то она может претендовать на вхождение в реестр и получение государственной поддержки. Государство выступает в качестве заказчика, который отдает на аутсорсинг процесс предоставления социальных услуг населению. По большому счету органу власти все равно, какой оператор будет предоставлять такие услуги: государственная или негосударственная организация. Главное, чтобы соблюдались стандарты качества и потребители были довольны.

Чтобы небольшие СОНКО могли на равных конкурировать с ведомственными учреждениями, в 2013 году Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ, призванный обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок. Он установил квоту для размещения органами власти заказов у негосударственных организаций в размере не менее чем 15% от совокупного годового объема закупок. Были снижены максимальные цены контрактов и цена обеспечения заявки, чтобы сделать рынок доступным для небольших игроков. Также стало возможно привлекать СОНКО в качестве субподрядчиков, при реализации крупных контрактов. Поэтому если социальный предприниматель действует в форме некоммерческой организации и занимается перечисленными видами деятельности, то можно получать государственную поддержку как СОНКО.  

Реестр поставщиков социальных услуг

Второй доступный статус — поставщик социальных услуг. Он дает возможность предоставлять социальные услуги населению и получать за это компенсацию от государства и налоговые льготы. В 2015 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (от 28.12.2013 г.) № 442-ФЗ, который ввел понятие социальной услуги, виды, порядки и стандарты их предоставления, а также создал реестр поставщиков социальных услуг.

Включение в данный реестр производится на добровольной основе. Войти в него могут коммерческие, некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В каждом регионе утверждается свой порядок формирования и ведения данного реестра. От региона к региону практика отличается: где-то войти в реестр легко и просто, где-то требуется собрать массу бумаг. Лучше всего обстоят дела в Республике Башкортостан, Пермском и Ставропольском краях, Ханты-Мансийском автономном округе и т.д.

Входя в реестр, социальный предприниматель получает устойчивый поток клиентов, который к нему направляет соответствующее ведомство. Клиентам можно оказывать различные дополнительные платные услуги, что также интересно с точки зрения получения дополнительной прибыли.

Но есть и свои подводные камни. Среди ключевых барьеров на пути в реестр социальные предприниматели отмечают бюрократическую волокиту на местах. Остро стоит проблема тарифов, по которым происходит начисление компенсаци. Как правило, они оказываются существенно ниже рынка. Кроме того, компенсации выплачиваются постфактум, зачастую раз в квартал, а значит, поставщику надо изыскивать собственные средства на предоставление услуг. И только потом, при условии документального подтверждения понесенных расходов, он получает компенсацию. При таком механизме нередко возникают спорные ситуации.

При этом часть услуг, предоставляемых социальными предпринимателями, может отсутствовать в государственном перечне, к другим могут предъявляться избыточные требования. Кроме того, даже если организация вошла в реестр, иногда региональные ведомства продолжают игнорировать ее как возможного поставщика — такие прецеденты есть. Очевидно, что механизм работы с реестрами поставщиков социальных услуг еще требует совершенствования. Тем не менее стоит внимательно отнестись к возможности получения данного статуса.

Реестр исполнителей общественно полезных услуг

Наконец, третий возможный статус для социальных предпринимателей из числа некоммерческих организаций появился в июле 2016 года, когда был принят закон  о некоммерческой организации — исполнителе общественно полезных услуг.

Согласно данному закону, под НКО — «исполнителем общественно полезных услуг» понимается СОНКО (Прим. автора. Вот зачем еще нужно стремиться попасть в первый упомянутый реестр), которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является НКО, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам.

Перечень направлений деятельности, которыми должна заниматься СОНКО для зачисления в данный реестр, достаточно велик. Туда входит и профилактика социально значимых заболеваний, и помощь бездомным, и социальная адаптация людей, вернувшихся из мест лишения свободы, и работа с инвалидами, детьми-сиротами, помощь в трудоустройстве инвалидов, патронаж, дополнительное образование для пожилых и многое другое.

Включение в данный реестр дает право на приоритетное получение мер поддержки. Статус присуждается на два года, в течение которых можно получать субсидии от государства, что позволяет чувствовать себя более уверенно. Однако и войти в этот реестр на практике сложнее. Чтобы попасть в него, необходимо подать заявление, справки об отсутствии задолженностей и заключение заинтересованного органа о том, что ваша организация предоставляет услуги надлежащего качества. Решение о включении в реестр принимается Министерством юстиции РФ по рекомендации региональных ведомств. Как будет работать этот механизм, пока до конца не ясно.

Предлагается использовать несколько критериев: квалификация сотрудников, открытость информации о СОНКО, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков и удовлетворенность получателей услуг их качеством. Сейчас идет отработка критериев и механизмов включения в реестр. Вероятно, в ближайшие месяцы ситуация прояснится, поэтому заинтересованным социальным предпринимателям стоит держать руку на пульсе.
Такова вкратце сегодня ситуация с реестрами негосударственных организаций.

Автор: Сергей Пономарев

Дата публикации: 6 апреля 2017

#бизнес советы #школа соцпредпринимательства

 2595   134  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно