Социальный туризм: средства, стратегия, рынки
Что такое социальный туризм и какие его направления наиболее актуальны сегодня? Александр Мещанкин, создавший Камчатский центр молодежного туризма “Росомаха”, знает все тонкости этого бизнес-сегмента не понаслышке. Социальный предприниматель, всю жизнь проработавший в сфере организации активного отдыха, о поиске средств на развитие собственного проекта, идеальной команде и стратегии «50/50».
Социальный туризм — это любые виды активного отдыха, расходы на которые туристу полностью или частично компенсируются из социальных средств. Федеральный закон об основах туристской деятельности к социальному относит туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
Социальный туризм может быть познавательным, рекреационным, сельским, экологическим и др. На сегодняшний день самым актуальным направлением в этой сфере является сельскохозяйственный, или агротуризм, дающий жителям больших городов возможность посетить сельскую местность, познакомиться с провинциальным бытом, жизнью крестьянско-фермерских хозяйств. Как правило, в агротуризме задействованы такие виды активности, как анимация и мастер-классы, позволяющие красиво преподнести традиции и обычаи региона.
Сегодня социальный туризм финансируют государство, фонды и социальные предприниматели.
Государственная поддержка
Государство выдает субсидии. На эти деньги в регионах разрабатываются программы финансирования социальных туров (например, на Камчатке на организацию социальных туров ежегодно выделяется от 3 до 5 млн рублей). Деньги перечисляются туристическим фирмам, а сами социальные туры распределяются министерствами, связанными с социальным обеспечением.
Также государство периодически выделяет гранты на организацию социальных туров (как правило, нацеленных на организацию молодежных экспедиций и детского туризма).
Поддержка фондов
Программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Сюда же можно отнести благотворительные программы и программы корпоративной социальной ответственности, реализуемые в области туризма.
Социальное предпринимательство
Социальные предприниматели работают над тем, чтобы туризм стал возможен для людей, стесненных в средствах (студенты, выпускники детских домов, члены многодетных семей, семьи с небольшим уровнем доходов) или нуждающихся в особых физических условиях и доступной среде (инвалиды). Соцпредприниматели повышают доступность туруслуг за счет предпринимательского подхода и инновационных решений привычных задач. Большинство социальных предпринимателей, используя бизнес-подход к решению тех или иных задач, одновременно участвуют в конкурсах на получение льготных займов и грантов.
Ресурсы и ограничения
Главные козыри предпринимателей в области соцтуризма — отсутствие конкурентов и высокий спрос на услуги экономкласса. Кроме того, преимуществом социального туризма являются приемлемые стартовые условия: земли на периферии много, и она доступна по цене, а современные технологии позволяют вести строительство в рамках довольно скромного бюджета.
Сложности в развитии данного направления связаны с сезонностью, а также с низким интересом инвесторов, предпочитающих вкладываться в более развитые сегменты туриндустрии. Нередко трудности вызывает поиск и покупка подходящего с точки зрения логистики и инфраструктуры участка земли.
Цели и средства
В настоящее время главная задача российского социального туризма — обеспечение клиентов комфортным и недорогим жильем в разных регионах страны. При этом важно минимизировать риски и расходы создателей подобного соцбизнеса.
В социальном туризме эти цели нередко достигаются за счет создания семейных предприятий, в работе которых участвуют несколько членов (иной раз – несколько поколений) одной семьи. При этом идеальным с территориальной точки зрения зачастую оказывается решение использовать уже имеющиеся в распоряжении семьи ресурсы. В случае, когда семья социального предпринимателя создает гостевой дом на базе собственной квартиры или коттеджа, отпадает необходимость поиска больших заемных средств и источников финансирования. При этом у семьи появляется возможность не только получить дополнительный доход, но и улучшить жилищные условия.
Как правило, семья решается на расширение и улучшение жилого пространства после нескольких сезонов работы соцпредприятия. Привлекать дополнительные средства и расширять уже имеющиеся площади побуждает появление постоянных клиентов. В итоге во время горячего сезона социальный предприниматель получает дополнительный доход и одновременно легче справляется с коммунальными издержками и выплатами по кредитам.
Кадровый вопрос
Обычно команда социальной турфирмы состоит из членов семьи создателя проекта и наемных сотрудников. Привлечение семьи к работе гостевого дома позволяет снизить налоговую нагрузку, избежать требований, связанных с карьерным и зарплатным ростом, а также обеспечить реинвестирование доходов в развитие проекта. Минусом привлечения наемного персонала, особенно молодежи, является текучка кадров и значительные временные затраты на обучение и контроль. Как правило, оптимальным решением вопроса является система, в которой члены домашнего хозяйства задействованы в проекте в качестве постоянного персонала, а наемные сотрудники — в качестве сезонных волонтеров (переводчиков, проводников и т.д).
Трудности и затраты
При выборе местоположения гостевого дома стоит учитывать такие факторы, как логистика и стоимость. Оптимальным решением в этом случае может стать участок земли в садовом некоммерческом товариществе недалеко от крупных транспортных узлов (железнодорожной станции, аэропорта).
Однако даже при тщательном подборе участка и серьезной подготовке к запуску на практике может возникнуть ряд непредвиденных проблем. Во-первых, это могут быть сложности местного характера (неорганизованность садового товарищества, которое закрывается на зиму, нерегулярно ремонтирует и чистит дорогу и не всегда может обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии). Во-вторых, возникает проблема при работе с командировочными, которым удобнее размещаться в городе, а не далеко за его пределами. Данная часть целевой аудитории обеспечивает стабильную прибыль в осенний и зимний периоды, поэтому необходимо выстраивать отдельную политику привлечения таких туристов. В-третьих, при решении непредвиденных вопросов значительно возрастают затраты, изначально запланированные на инфраструктуру.
Стратегия «50/50»
При запуске проекта стоит придерживаться стратегии «50/50». Суть ее — в подходе, согласно которому половину каждой туристической группы составляют так называемые полновесные туристы, а вторая половина приходится на туристов социальных. При таком сочетании первая часть группы оплачивает путевку по полной стоимости с маржинальным доходом, достаточным для того, чтобы был интерес заниматься туристическим бизнесом. На нее же приходится 50 % затрат. Работа с такими туристами приносит 72 % от всей прибыли. Вторая половина — социальные туристы — также дает 50 % затрат, но обеспечивает только 28 % прибыли.
От сезона к сезону эти цифры несколько разнятся, и в какие-то периоды может возникнуть дефицит прибыли. При планировании бизнеса важно быть к этому готовым. В камчатском туризме наиболее эффективной мерой борьбы с дефицитом бюджета является работа с VIP-туристами. Конечно, они размещаются не в экономичных гостевых домиках, а в более комфортабельных условиях, но активно пользуются всеми услугами и инфраструктурой. Одна-две группы таких клиентов в сезон дают возможность вернуться к изначально запланированным объемам прибыли.
Источником прибыли социального туризма являются экскурсионная деятельность, информационные и другие дополнительные услуги (помощь в поиске гида, предоставление трансфера и других транспортных услуг и т.п.), а также корпоративные мероприятия и семейные торжества.
Материал подготовила Анастасия Сухорослова
Читайте также:
- Социальный туризм в России
- "Альтуризм" - альтернативный социальный туризм
- Социальный туризм: средства, стратегия, рынки
Дата публикации: 5 марта 2015
#социальный туризм18612 109