"Альтуризм" едет к вам
Что бы вы выбрали, если бы вам предложили погреть косточки у моря или отправиться в российскую глубинку разгребать мусор в каком-то городке в Ярославской области? Альтернативные туристы все чаще выбирают второе, и немалую роль в этом сыграла социальный предприниматель Екатерина Затуливетер. Мы поговорили с ней о том, как социальный туризм преображает среду и заставляет местных жителей полюбить собственный город.
"Альтуризм" – это альтернативный туризм, или новый формат путешествий в российскую глубинку. Главная идея – развитие территорий – деревень и маленьких городков – через создание сообщества местных жителей, которые берут судьбу своего населенного пункта в свои руки. А катализатором изменений выступают альтернативные туристы – группы активных и неравнодушных горожан, которые приезжают на территорию и бесплатно делают что-то полезное: чинят мост, сооружают пристань, ремонтируют детский клуб и даже налаживают деревенский буккроссинг. При этом "альтуристы" не навязывают свои идеи и вообще не смотрят сверху вниз на тех, к кому приехали: "Мы никогда сами не предлагаем проекты, – говорит Екатерина. – Инициатива всегда исходит только от местных жителей".
Портал "Новый бизнес" писал о молодом проекте в 2015 году. С тех пор команда "Альтуризма" успела организовать более 50 путешествий в 10 регионах России и двух – в Беларуси.
"Нами накоплен опыт, мы тщательно прописали технологии и с 2018 года начали формировать и обучать команды в регионах, – рассказывает Затуливетер. – Мы смогли выработать четкие критерии и теперь заранее знаем, будет ли успешен проект". Критериев, по словам предпринимательницы, всего три: "Во-первых, нужны два-три проактивно мыслящих жителя деревни, во-вторых, запрос на формирование активного местного сообщества и, в-третьих, нормальные условия для приема наших "альтуристов" – жилье с теплым туалетом и душем".
История одного городка
Свою первую группу в 2014 году Екатерина Затуливетер повезла в Тутаев – игрушечный, чрезвычайно красивый, но тогда весьма запущенный городок в Ярославской области. Инициаторами экспедиции стали два местных жителя: устав от грязи, они стали своими силами убирать мусор на городской набережной. "Вы что?! – крутили пальцем у виска другие тутаевцы. – Пусть власти убирают!" Но на помощь первым волонтерам приехал десант альтернативных туристов.
"С тех пор произошли колоссальные изменения, – рассказывает Екатерина. – В городе сформировалось активное городское сообщество – порядка 30–40 человек, обозначились лидеры, каждый из которых занимается каким-то направлением: восстанавливают противопожарные пруды, обустраивают новый парк. Житель города Юрий Стародубов выкупил старейшее здание города – Строгановские соляные склады – и реставрирует".
Свои – своим
Проекты "Альтуризма" развиваются исключительно в России и Беларуси. Связано это с принципом "Свои помогают своим". "Иначе мы не добиваемся самого главного – создания активного местного сообщества, без которого дальнейшее развитие территории невозможно, – поясняет Затуливетер. – Как только к тебе приезжают "свои", ты начинаешь задаваться вопросом: "А почему они не в Париж улетели на выходные, а приехали помогать мне в деревне да еще и за свои деньги?" Такое в голове не укладывается, и человек выходит и начинает тоже что-то делать, а потом втягивается. А если приезжают "не свои" – какие-то не очень понятные люди, то тебе по большому счету все равно".
Один из удачных проектов "Альтуризма" – помощь деревне Косаричи в Могилевской области. Местные жители сами вышли на Altourism и предложили необычный проект – сооружение парка арт-скамеек. "Мы сначала даже не поняли, зачем им это, - признается Затуливетер. – Ведь в деревне скамейка есть у каждого дома. Оказалось, что местные жители решили такой изюминкой привлечь в Косаричи тех, кто уехал – в Минск, Москву, чтобы деревня окончательно не умирала. Денег на профессиональный у деревенских активистов не было, и они обратились к студентам-дизайнерам. Те в качестве курсовой работы подготовили проекты диковинных, интересных арт-скамеек, которые можно было бы сделать из подручных материалов. Селяне провели самый настоящий референдум – голосовали и выбрали 10 лучших вариантов. Затем организовали краудфандинговый сбор, собрали деньги на первые пять скамеек, а наши альтуристы приехали и помогли их установить. У нас есть принцип: мы помогаем, только если местные жители сами вложились финансами или силами в проект", – отмечает Затуливетер.
"Умирает родная деревня и ладно…"
Пожалуй, главный успех "Альтуризма", его ноу-хау – это отработанная технология вовлечения местных жителей. Да, везде, куда едут "альтуристы", есть один-два или чуть больше активных жителей, кому не все равно, но большинство, по признанию Екатерины, находятся в апатии – ни в каких субботниках не участвует – ну умирает родная деревня, и ладно. "Типичные фразы, которые мы слышим вначале: "Все плохо, для нас никто ничего не делает, почему местные власти не сделали дорогу, а вот если нам восстановят колхоз, то все будет прекрасно, а сейчас мы сидим без работы…" И тут приезжают наши туристы, чтобы за свои же деньги поработать для кого-то. Местные жители сначала присоединяются, скорее, из любопытства, но когда эти две очень разные группы людей начинают физически заниматься общим делом (не учить жизни, а просто вместе что-то делать полезное и важное), у людей начинает меняться сознание. Они вдруг видят, что многое можно поменять, причем своими силами. Люди входят во вкус, хотят развивать свою территорию дальше. И тут важно, чтобы было кому эстафету передать, чтобы выявились лидеры, чтобы возникло то самое сообщество, которое вдохнет в территорию новую жизнь. Это очень непростой процесс".
Еще поживем
Другим важным фактором успеха Екатерина считает общественный резонанс, который, как правило, сопровождает проекты "Альтуризма". Согласитесь, москвичи, сколачивающие арт-скамейки в белорусском селе, – это идеальный информационный повод.
"На наши проекты нередко съезжаются журналисты – как местные, так и региональные и даже федеральные, – рассказывает Екатерина. – Когда мы приехали в Косаричи устанавливать скамейки, то представителей прессы было больше, чем местных жителей – в какой-то момент журналисты уже брали интервью друг у друга".
Благодаря кампании в СМИ об акции узнали многие бывшие жители деревни, разлетевшиеся по миру. И стали помогать: предприниматель из Минска прислал необходимое количество краски, успешный архитектор, живущий в Италии, взялся бесплатно разработать проект восстановления храма.
"Кстати, восстановление храма – это один из результатов проекта, – говорит Затуливетер. – Когда местные жители втянулись в общую работу, пришло единодушное решение: "Надо восстановить храм". Раньше они об этом не думали. Появился лидер, который начал искать деньги".
Последняя экспедиция "альтуристов" в Косаричи состоялась в январе 2019 года. Всем миром решили восстановить деревенский пляж – он так зарос кустарником, что подойти к реке летом стало невозможно, детей возили купаться в соседнюю деревню. Но лед не встал, и тогда местные жители пригласили туристов поучаствовать в реставрации наличника, который будет установлен на въезде в деревню, – в него поместят карту с местными достопримечательностями и важными контактами. "Там будет написано, примерно, следующее: если вы хотите поесть, то заезжайте в такой-то дом, переночевать – к тем-то, узнать про историю села – сюда. И все это будет обрамлено в наличник с разрушенного дома", – рассказывает Екатерина. По ее мнению, "кейс" Косаричей – наглядный пример того, как удалось запустить маховик работы местного сообщества, которое притягивает все новых людей, казалось бы давно порвавших с этим местом: "Появились лидеры, и теперь есть кому заниматься созданием парка, восстановлением храма, люди начали выкупать и восстанавливать заброшенные дома (две семьи уже вернулись). Началось восстановление заброшенного сельского клуба – на просьбу бесплатно разработать проект откликнулось уже несколько маститых архитектурных бюро из Москвы. Проекты вновь рассматривало "высокое" жюри из местных жителей. Поиском денег занялась женщина из Минска, узнавшая о селе и проекте из СМИ и решившая переехать в Косаричи. А все началось с инициативы одного человека, которому не нравилось, что его деревня умирает".
Клиент в "альтуризм" – клиент навсегда
Altourism – экономически успешный проект в области социального предпринимательства и туризма. При этом за все четыре с небольшим года через компанию прошло всего порядка 170 клиентов. Секрет в том, что большинство из них стали постоянными.
"Кто-то по 6 раз в год ездит – эта штука "заразная"! – смеется Екатерина. – Сначала кто-то едет просто попробовать деревенской еды, показать своим детям, "что такое хорошо, что такое плохо" или что корова – не фиолетовая. А во вторую поездку все уже едут с четким пониманием, что они встретятся с людьми, с которыми разделяют одни и те же ценности".
Альтернативный туризм – это еще и возможность увидеть такие места, в которых в обычном порядке побывать трудно. "Не поедешь же в какую-то случайную деревню, ткнув пальцем в карту, не зная, что там, будет ли возможность остановиться, нормально поесть и так далее. В первый раз с нами едут самые отважные. Друзья, родственники им говорят: "Куда ты поедешь?! Там нет сотовой связи! Там нет туалетов!" А путешественники видят неиспорченное, искреннее гостеприимство, здоровую вкусную пищу и вполне комфортные условия".
Горизонталь против вертикали, антикорпоратив и камерность
Пара слов об организации подобного социального туризма. Съездить на выходные в деревню стоит около 15 тысяч рублей (без дороги). С 2014 года Екатерина с коллегами организовала более 50 путешествий, охвативших 20 проектов, география: от Беларуси до Сибири. Бизнес постепенно растет. Бизнес постепенно растет: сейчас в небольшой компании работают 9 человек, есть отделения в Москве, Краснодаре, Мурманске и Санкт-Петербурге. Сложность тиражирования бизнеса – в его горизонтальной модели управления. "Мы не можем из Москвы ставить задачи и контролировать, – объясняет Екатерина. – Мы не знаем, что происходит в местной деревне, и своими концепциями и идеями можем ей навредить. Люди в Ижевске лучше понимают, что нужно селам в Удмуртии". Головной офис "Альтуризма" дает технологии, обучает, консультирует, но искать проекты и идеи должны люди на местах. Людей, умеющих работать самостоятельно вне иерархии, найти непросто, поэтому, по признанию Екатерины, новые офисы открывать нелегко.
Одно из направлений – корпоративные заказы, которые, по идее, приносят отличный доход, но команда "Альтуризма" относится к ним осторожно.
"На нас часто выходят крупные компании с просьбой организовать путешествие сотрудников в рамках программ КСО (Корпоративной социальной ответственности. – Прим. ред.), но мы поняли, что такими акциями можем нанести вред территориям. Что бывает, когда мы вместо "альтуристов" привозим в деревню "корпоратив"? Будем откровенны: не всем, кто едет, близки идеи "альтуризма" – поездка организована централизованно компанией. Да, мы можем построить мостик, починить что-нибудь, но зачем, если это не ведет к изменению сознания местных жителей? Наоборот, можем их оттолкнуть. Поэтому мы разработали специальную годовую программу для крупного бизнеса. Организация может выбрать с помощью "Альтуризма" подшефную деревню в регионе своего присутствия и в течении как минимум года мы вместе с компанией будем оказывать деревне системную помощь. На разных стадиях работы с территорией могут принимать участие разные сотрудники, в зависимости от квалификации и желания. В конце проекта Altourism передает компании-заказчику отчет о том, чего удалось добиться общими усилиями".
Размер группы, по свидетельству Екатерины, тоже имеет колоссальное значение: "Невозможно в деревню, где живет 50 человек, вести автобус с 60 туристами. Идеальная группа - это 8 человек. Если людей больше, то они начинают распадаться на разные группы, поэтому мы не возим людей большими автобусами. Все наши путешествия довольно камерны: люди знакомятся, общаются, узнают друг о друге. Это очень важная составляющая".
В феврале такая компактная группа поедет устанавливать в дереве Новое Поле под Минском ящик для обмена книгами. В селе давно не работает библиотека, и жители хотят организовать на центральной площади буккроссинг – этакое "место силы". Причем ящики для книг будут сделаны из самых настоящих бревен и станут своего рода изюминкой места. "Для жителей больших городов непонятно, насколько книги важны в деревне. Дело в том, что в деревне нет музеев, театров, кинотеатров. У многих людей нет интернета или удобных устройств, на которых можно было бы что-то читать или смотреть. Поэтому в деревнях люди с удовольствием читают бумажные книги. Но покупать их негде – книжных магазинов тоже нет. Однако у каждого в доме есть пара полок книг, и место, где ими было бы удобно обмениваться, действительно нужно и важно для сельчан", – говорится на сайте Altourism. Там же путешественникам обещают организовать мастер-класс по керамике, катание на тюбингах, познакомить с местными жителями и белорусскими деликатесами. А еще зовут в деревню Псоедь Ленинградской области восстанавливать пивные бочки, играть в хоккей в валенках и изучать Девонские отложения, в Башкирию – помогать пчеловодам готовиться к сезону, учиться делать восковые свечи и дегустировать медовуху и много куда еще.
Россия велика – на всех "альтуристов" хватит!
Фото: группа Altourism на Facebook
Читайте также:
Автор: Кирилл Ольгинский
Дата публикации: 13 февраля 2019
#социальный туризм #сельский туризм #Altourism #Екатерина Затуливетер5252 5