Социальный франчайзинг как способ решения социальных проблем

Одним из обязательных условий социального предпринимательства является франчайзинг. Пока в России социальный бизнес только получает свое развитие, в мире активно используют уже накопившийся положительный опыт социальных проектов.

Может ли предпринимательская модель развития использоваться в сфере предоставления общественных услуг малоимущим слоям населения? Вполне, но в данном случае обязательным условием станет получение предпринимателем прибыли, способной поддерживать дело на плаву без расчета на гранты и пожертвования. Однако ключевым моментом в распространении подобного вида услуг является использование модели социального франчайзинга, согласно которой опыт успешных компаний или индивидуальных предпринимателей может быть использован другими. Безусловно, подобный подход подразумевает наличие достаточного количества квалифицированных, хорошо обученных сотрудников. Важную роль играет создание возможности обмена опытом и знаниями в целях улучшения качества поставляемых услуг. Исследованием этого вопроса занимается Майкл Нортон, соучредитель организации Buzzbnk, занимающейся краудфандингом (краудфандинг подразумевает совместное финансирование интернет-пользователями бизнес-проектов. - Ред.). Вот несколько историй предпринимателей, способных предоставлять нуждающимся людям качественные и доступные услуги, пример которых подтверждает жизнеспособность идеи социального франчайзинга.

Пумла  - квалифицированная медсестра из ЮАР, планирует открыть в родном городке клинику, работающую в выходные и в вечерние часы будних дней, когда большая часть населения заканчивает работу. Осмотр в таком учреждении обойдется пациенту в 10 рэндов (национальная валюта ЮАР), что равняется полутора долларам США. Количество пациентов в неделю в среднем будет составлять до 40 человек. Услуга станет хорошей альтернативой государственным больницам, где необходимо занимать очередь с половины пятого утра без гарантии того, что к вечеру все-таки попадешь на прием. А самой Пумле это обеспечит неплохой доход. В настоящее время она приобретает навыки, необходимые для запуска своего социального проекта. В Кении схожие услуги предоставляет сеть магазинов Child and Family Wellness Shops. Еще одна организация, работающая на территории Африки, Living Goods,  занимается распространением медикаментов и услуг здравоохранения, используя концепцию сетевого маркетинга крупной косметической компании AVON.

Джеймс Тули, профессор Университета Ньюкасла (Англия), автор исследовательской работы, рассматривающей проблемы образовательной системы в развивающихся странах, опубликованной в книге Beautiful Tree. Тули разработал модель предоставления частного начального  образования для детей из необеспеченных семей, которым государство либо отказало в помощи, либо было не в состоянии дать образование на достойном уровне. Образовательную программу приходилось разрабатывать в очень сложных финансовых условиях, и при этом они должны были быть уверены, что качество образования удовлетворит родителей настолько, что они будут готовы платить. В итоге Тули удалось создать реальную качественную альтернативу государственному образованию.
Джей Киммелман развивает франчайзинг частного образования для бедных в Африке через свою Академию Bridge International, созданную при помощи Фонда Омидьяр. Начиная всего с двух школ пару лет назад, Киммелман планирует дать образование более миллиону детей за 5 лет, создать образовательные ресурсы, что очень поможет директорам школ, работающих в одиночку. Эта бизнес-модель направлена на масштабируемость, что приведет к снижению стоимости образования для детей из неблагополучных семей.

Марина организовала в родном городе кружок для учеников младших классов, работающий как группа продленного дня. Благодаря облегченному учебному плану в кружке царит веселая и доброжелательная атмосфера. Кружок Марины сейчас скорее волонтерское предприятие, но ничто не мешает ей зарегистрировать свой бизнес, назвав его, к примеру, Marina's Place, разработать свою обучающую программу и обучать необходимым навыкам желающих вступить в ее организацию.

Это лишь несколько примеров использования социального франчайзинга, иллюстрирующих широкий спектр возможностей, открывающихся перед теми, кто готов бросить вызов мировым социальным проблемам.

 

Источник: SocialEarth
Перевод Григория Лобжанидзе

Дата публикации: 12 июля 2011

#социальное предпринимательство #мнение #социальный франчайзинг #совет

 1914   40  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно