Забота о детях. Модели социальных детских садов

Социальное предпринимательство в сфере дошкольного образования хорошо развито в Великобритании, где рынок услуг в этой сфере сильно сегментирован. Так, существует огромный выбор, отдавать ли совего ребенка на поруки няни или в ясли и детский садик. В Англии существуют уникальные организационно-правовые формы детских садов, которые позволяют социальным предприятиям оказывать большой спектр услуг высокого качества. О них и поговорим в первой части нашей статьи.

Качество социальных услуг по уходу за детьми и пожилыми людьми сегодня становится основополагающим условием растущей экономики страны. Причинно-следственную связь проследить весьма просто. Качественные и доступные услуги в сфере дошкольного образования дают новые возможности работающим родителям. Правительство Великобритании, к примеру, старается делать все возможное, из года в год адаптируя свои программы National Childcare Strategy и Every Child Matters под реалии современности. Растущий спрос на услуги дошкольного образования привел к повышению интереса различных организаций к данной тематике. Необходимость сильного роста количества детских садов стимулировала интерес к модели социального предпринимательства в этой сфере.

Социальное предприятие сочетает в себе традиционную бизнес-модель, обычно направленную на инновации и эффективность, а также социальную модель, направленную на укрепление регионального рынка труда, равенство и расширение прав и возможностей работников.
Все английские социальные предприятия:

А. решают социальные задачи, 
Б. имеют коммерческую составляющую, 
В. существуют в виде общественной формы управления.

Социальная миссия социального детского сада заключается в предоставлении качественных и доступных услуг дошкольного образования. Из-за отсутствия подобных учреждений молодые родители вынуждены зачастую оставить учебу (пусть даже и в престижном вузе) или трудовые предложения. Программа Childcare Strategy for London 2003 обозначила нужды в качественных услугах по уходу за детьми ключевыми в достижении своих главных целей – увеличение числа работающих родителей-одиночек, а также помощь малообеспеченным семьям.

Социальные цели, которые преследует социальный детский садик, обычно успешно дополняют друг друга. Трудоустройство молодых родителей и создание перспектив в обучении, участие в общественной жизни компании ее работников и борьба за их права и возможности - лишь немногие из них. В первую очередь, конечно, социальное предприятие – это коммерческая организация, но большинство ее доходов направлено на решение общественных задач. Именно это и обеспечивает большинству учреждений дошкольного образования финансовую устойчивость и независимость.

Организационно-правовая форма социального детского сада может быть любой, в том числе и общественной, тогда управление таким садиком осуществляет группа доверенных лиц, в которую могут входить сами родители, школьные учителя и другие заинтересованные лица.

Кооперативная модель

Такая модель социального детского сада существует в Великобритании. Кооперативные детские сады основаны на идее единства и взаимопомощи и были учреждены для отклика на потребности общества, такие как безработица или недостаточное обеспечение социальных услуг. Есть две основные формы кооперативов: рабочие и смешанные.

Максимально успешный рост рабочего кооператива обычно наблюдается в регионах, где низкая заработная плата породила недостаток квалифицированных специалистов в различных дошкольных учреждениях. Главной социальной задачей здесь является подбор надежного и профессионального персонала. Осложняет решение этой задачи тот факт, что большинство квалифицированных работников покидают отрасль дошкольного образования, дабы найти более высокооплачиваемую и перспективную должность в другой отрасли. Рабочий кооператив решает данную проблему, поскольку его управляющими становятся сами квалифицированные специалисты, способные подбирать и обучать свой персонал.

В смешанных кооперативах управление организацией осуществляет группа людей, в которую могут входить как специалисты, так и родители или другие заинтересованные лица.

Модель множественных правообладателей

Модель множественных правообладателей – это фактически усовершенствованная форма общественных яслей. Владеют такой моделью физические и юридические лица. Это могут быть школьные учителя, родители, рабочие других учебных структур, домовладельцы, а также школы, директора институтов и специальных образовательных учреждений или просто активисты. Такой обширный набор управляющих помогает структуре одинаково интенсивно развиваться в различных направлениях.
В современных условиях большинству общественных организаций в сфере дошкольного образования все чаще приходится заботиться о сохранении стабильного финансового состояния. Данная модель правообладания помогает справиться с этой задачей, так как привлекает к управлению большое количество людей различных профессий. Это приводит к появлению дополнительных платных кружков, индивидуальных занятий и проведению семинаров по повышению квалификации работников схожих структур с выгодой для самого социального предприятия.

Консорциумная модель

Основной причиной появления такой модели стала острая необходимость небольших детских садов в расширении спектра предоставляемых услуг и своих возможностей, которые бы помогли обеспечить им финансовую устойчивость и конкурентоспособность на рынке. Зачастую малые предприятия быстро распадаются и редко бывают успешны, поскольку потребитель выбирает конкурентов, оказывающих более широкий спектр услуг. Консорциумная модель подразумевает объединение нескольких небольших организаций с целью расширения возможностей каждой из них.

Ядром любой консорциумной модели является административный персонал, который на аутсорсе обслуживает все организации, входящие в консорциум, и предоставляет им услуги бухгалтерии, подбора персонала и пр.

Консорциумная модель удобна по нескольким причинам:

  • лишь один отдел занимается финансовым планированием. Остальные члены организации могут сконцентрироваться на своей работе;
  • единый стандарт качества для всей организации (или организаций);
  • группа управляющих организаций может концентрироваться не на одной структуре, а на нескольких, тем самым повышая свою прибыль и эффективность проектов;
  • консорциумная модель удобна с финансовой точки зрения, потому что использует ресурсы всех входящих в нее организаций.

Хорошим примером успешной организации, созданной в виде консорциума, может быть Icknield Childcare Consortium. ICC создана в 2004 году и базируется в старшей школе Icknield в городе Лутон, Англия. Ее основными задачами являются обеспечение детей завтраками, проведение занятий после школы, организация выходных программ. Кроме того, Consortium занимается проведением дополнительных занятий для детей с задержками в умственном развитии. Ключевым элементом в успешности данной организации послужила неспособность государства предоставить достаточное количество качественных и квалифицированных услуг дошкольного и внешкольного образования.
 

Продолжение следует.
Источник: Social Enterprise London

Дата публикации: 19 апреля 2012

#дошкольное образование #детский сад #советы #модели

 2449   83  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно