Наука успеха: как создать интерактивный музей
Наука опять входит в моду, а благодаря таким персонажам, как Илон Маск, космосом и экспериментами с электричеством начинают интересоваться дети и подростки. Ответом на этот запрос стали «живые» музеи занимательных наук, один за другим открывающиеся в крупных городах России. В них можно не только смотреть, но и трогать экспонаты руками, вертеть ручку динамо-машины, мешать кислоту с щелочью и делать десятки других, не менее важных и интересных вещей.
Но, к сожалению, по прошествии короткого времени некоторые из них закрываются или превращаются в пародию на популяризаторское шоу. Каких просчетов нужно избегать, чтобы научно-музейный стартап не обернулся эпическим провалом? Интересен одного из самых успешных проектов такого рода — интерактивного музея «Лабораториум», открытого в Ростове-на-Дону социальной предпринимательницей Екатериной Беляк. В 2016 году она стала лауреатом премии «Импульс добра» — за вклад в развитие социального предпринимательства.
Лаборатория волшебства
Однажды трехлетний мальчишка играл во дворе. Под ногами, как обычно, путался вездесущий кот. Малыш решил погладить мурчащего приставалу — и отпрянул: по шерсти пробежал разряд.
«Это электричество — такое же, как во время грозы», – засмеялся отец, видя недоумение сына.
Мальчуган был поражен: значит, молнию можно приручить? И если природа — это большое ласковое животное, кто гладит его по спине?
Трехлетнего кошкоиспытателя звали Никола Тесла. Через много лет он научился подчинять себе молнии.
Имя кота, наследившего в истории, мировая общественность так и не узнала. Но именно этот хвостатый «громовержец» стал, по сути, первой передвижной инсталляцией в импровизированном научном шоу.
Разумеется, в современных экспозициях занимательного естествознания нет экспонатов, которые значились бы по описи как «кот шерстяной, 1 шт.». Чем же сегодня можно поразить воображение будущих эйнштейнов? Ответ на этот вопрос знают в «Лабораториуме» — интерактивном научном музее, который уже три года работает в Ростове-на-Дону.
Для местной детворы это настоящая страна чудес. Три этажа «очевидного невероятного»: зеркальные и лазерные лабиринты, математические головоломки, путешествия по виртуальным мирам и далеким планетам, эффектные химические опыты — все это превращает скучную учебу в настоящее волшебство.
Создательница царства научной фантастики — многодетная мама Екатерина Беляк. В прошлом году она стала лауреатом Премии «Импульс добра», учрежденной Фондом «Наше будущее» за достижения в области социального предпринимательства.
Секретов своего успеха Екатерина не скрывает. Напротив — охотно делится ими с коллегами, которые горят желанием открыть собственный интерактивный музей. По мнению хозяйки «Лабораториума», главное — избежать ошибок, которые могут стать фатальными для проекта.
Ошибка первая: «война план покажет»
Как не надо. Некоторые предприниматели запускают стартап, не проведя предварительно детального исследования рынка.
Как надо. Екатерина Беляк: «Прежде всего необходимо оглянуться вокруг и понять, что уже есть в нашем городе. Куда мамы водят детей после школы? Кто может их принять? Какие учреждения дополнительного образования уже существуют и что они предлагают? Нужно все это проанализировать, и тогда станет ясно, какую нишу вы можете занять».
Ошибка вторая: изобретаем велосипед
Как не надо. Некоторые создатели интерактивных музеев, пытающиеся заинтересовать школьников наукой, сами при этом новациями не интересуются и игнорируют наработанный другими опыт.
Как надо. Екатерина Беляк: «Важно провести полный мониторинг всего, что имеется интересного в этой сфере — и у нас, и за рубежом. Не пожалейте времени, поищите информацию на эту тему в интернете, познакомьтесь с чужим опытом, узнайте о лучших практиках и методиках. Некоторые из них вы сможете усовершенствовать и адаптировать к своим условиям».
Ошибка третья: этот смутный объект желания
Как не надо. Бывает, что предприниматель не слишком четко представляет себе, для какой категории населения он работает.
Как надо. Екатерина Беляк: «Вы должны понять, кто ваш клиент. В нашем музее, к примеру, это два основных разряда посетителей: школьные группы и семьи. Каждая из этих категорий предполагает особый подход, свою систему работы. Именно от этого надо отталкиваться, разрабатывая специальный набор программ и в первом, и во втором случае».
Ошибка четвертая: страшный зверь однообраз
Как не надо. Некоторые предприниматели покупают минимальный набор стандартного оборудования для научных шоу — и пытаются быстро «отбить» деньги, колеся с «фокусами» по стране.
Как надо. Екатерина Беляк: «Необходимо создавать разные форматы для посетителей. Нельзя скатываться на уровень шоу-рума. Мне приходилось видеть подобные представления: это удручающее зрелище. Посетители должны иметь большой выбор программ. Поэтому мы все время предлагаем им что-то новое. Если какие-то форматы не пользуются популярностью, мы их откладываем. А если «выстреливают» — развиваем. Лично я, анализируя какой-то проект, стараюсь взглянуть на него с трех точек зрения: как ребенок, как мама и как организатор».
Ошибка пятая: музей без друзей
Как не надо. Часто стартаперы рассчитывают только на себя и не пытаются создать партнерские отношения с государственными и частными структурами.
Как надо. Екатерина Беляк: «Не стоит бояться контактов, ведь один в поле не воин. Нужно обязательно налаживать взаимоотношения с региональным министерством образования. Конечно, если вы просто придете к чиновникам и скажете: «У меня есть хороший проект, присылайте ко мне в музей школьников» — никто вам никого не пришлет. Но, если вы предложите им помощь в решении каких-то социальных вопросов, закроете «проблемные» участки, вами обязательно заинтересуются.
Еще один важный партнер для интерактивного музея — это, конечно, вузы. Совместно с ними можно разрабатывать различные научные программы, устраивать конкурсы, организовывать мастер-классы. Я сотрудничаю со всеми местными вузами, вплоть до консерватории — музыка тоже нам часто бывает нужна. Кроме того, я налаживаю партнерство и с турфирмами: ведь в наш музей едут посетители не только со всей Ростовской области, но и из соседних регионов».
Ошибка шестая: потерянные в бухгалтерии
Как не надо. Иногда начинающие предприниматели выбирают организационную форму для своего предприятия, не изучив предварительно все ее плюсы и минусы.
Как надо. Екатерина Беляк: «Мы осознанно выбрали форму ИП, потому что она дает финансовую свободу. Музею все время нужны средства на текущие расходы: то на ремонт экспонатов, то на буклеты, то на закупку материалов для мастер-классов. ИП предоставляет такую возможность: через кассу прошел чек, я заплатила налог — и вот уже располагаю свободными деньгами. Это очень удобно.
Правда, нужно учитывать и такой нюанс: будучи индивидуальным предпринимателем, я не имею права подать документы на многие гранты. Для этого больше подходит форма НКО».
Ошибка седьмая: логистический хаос
Как не надо. Не все предприниматели правильно просчитывают количество потенциальных клиентов. В результате в одни месяцы музей пустует, в другие — бывает переполнен.
Как надо. Екатерина Беляк: «Один из ключевых вопросов, на которые нужно заранее найти ответ: сколько групп и свободных посетителей одновременно может принять музей? Необходимо просчитать логистику, и отталкиваться от этих вычислений при формировании цены билета. Кроме того, полученные данные необходимо разложить по месяцам и решить: с помощью каких программ вы будете «закрывать» те периоды, когда наплыва посетителей не ожидается. К примеру, на майские праздники многие ростовчане традиционно уезжают на пикники. Мы в это время устраиваем «Фестивали мудрости» для пенсионеров. Это не просто заполнение музея, но и мощная реклама. Ведь у бабушек есть внуки. А кто у нас главный информатор в городе? Конечно, пенсионеры».
Ошибка восьмая: не экономить
Как не надо. Многие переплачивают за дорогостоящие инсталляции и экспонаты — вместо того чтобы проявить креативность.
Как надо. Екатерина Беляк: «Оборудование для музея часто стоит очень дорого. Но если мы не можем что-то купить, это не значит, что нужно отказываться от идеи как таковой. К примеру, мне хотелось приобрести зеркальный лабиринт, но цена была слишком высокой: 700 тысяч рублей. Я задумалась: а как он устроен? Поискала в интернете — и нашла информацию о принципе его работы. В результате лабиринт мы сделали своими силами, и обошелся он всего в 150 тысяч. Нужно подходить к делу творчески, привлекать инженеров, аспирантов, студентов — они могут много интересного придумать».
Ошибка девятая: слишком экономить
Как не надо. Не все неомузейщики щедры на скидки для неплатежеспособных посетителей: мол, сами еле выживаем, вот раскрутимся — может, тогда уж…
Как надо. Екатерина Беляк: «Представители многих социально незащищенных категорий населения посещают наш музей бесплатно, к примеру дети-инвалиды или воспитанники интернатов. Для них мы разработали специальные программы. Мы и в деревни часто выезжаем, проводим фестивали науки — тоже бесплатно, разумеется.
Не нужно бояться «социалки». Она выгодна не только в моральном плане — хотя этот аспект, конечно, важнее всего. Если ты социальный предприниматель — не бойся делать добро. Завоевывай авторитет: это очень важно, когда ты выстраиваешь отношения с партнерами, в том числе государственными. Отдавай все, что в твоих силах. Ты получишь больше».
Автор: Татьяна Гуторова
Дата публикации: 12 апреля 2017
#бизнес советы3127 206