Борьба или творчество?
Как только не именуют социального предпринимателя Дон Кихотом, Робином Гудом, Колумбом. Каждое имя – штрих к собирательному портрету человека, который посвятил себя этому делу: его отличают жажда справедливости, осознание собственной ответственности за благополучие общества, благородство, смелость первопроходца.
Кто же он такой, новый герой, социальный предприниматель? Прагматик или романтик? Делец или благотворитель? Профессионал, вооруженный экономической теорией и овладевший бизнес-стратегиями, или самоучка? Мужчина или женщина? Одинокий борец за идею или член мощного сообщества?
Социальное предпринимательство как отдельное направление бизнеса, занимающее особую нишу между обычной коммерческой деятельностью и благотворительностью, только зарождается в России. Зачинатели этого движения часто кажутся героями-одиночками. Их немного, и жизнь их чрезвычайно непроста. Они действуют в рамках обычной для всех рыночной конкуренции, практически не имея льгот и послаблений. Впрочем, эти люди, инициативные и самостоятельные, как правило, и не ждут особой помощи извне. Как всякий бизнесмен, социальный предприниматель вынужден думать об окупаемости затрат, получении прибыли, рыночных рисках, агрессивном (в позитивном смысле) продвижении компании. Но при всем этом ни на секунду не забывать о главном, ради чего все затеяно, – о выполнении определенной социальной миссии, решении или смягчении той или иной общественной проблемы.
Понятно, что такой бизнесмен не станет добиваться своих целей любой ценой. Тот, кто трудится, чтобы сделать мир лучше, не опустится до мошенничества. Этот бизнес прозрачен. Такой подход может осложнять жизнь, однако успех предприятий с социальной направленностью дает повод для оптимизма: значит, можно, имея «чистые руки и холодную голову», добиться финансовой состоятельности и преуспеть в конкурентной борьбе.
Практика показывает, что очень часто на создание социального предприятия человека подвигает определенный личный опыт. Так, например, Алексей Налогин сначала сам с помощью ортопедической системы «Доспехи» заново учился ходить после травмы, а затем захотел поделиться своим ноу-хау с другими инвалидами. Нина Пархоменко, врач-акушер и мать троих детей, столкнувшись с несовершенствами государственного родовспоможения и патроната, решила объединить беременных женщин и молодых мам, стремящихся к сохранению своего здоровья и гармоничному развитию малышей. Так был создан астраханский центр «Цветное молоко». А Николай Кобляков, чья бабушка нуждалась в особом уходе, спешил скорее завершить проект по созданию первой в стране социальной гостиницы, где пожилым людям будет обеспечен достойный сервис (хотя идея, конечно, появилась вне зависимости от его собственной семейной коллизии). Так или иначе, тот, кто нашел выход из сложной жизненной ситуации, в принципе, уже имеет потенциал, чтобы стать проводником, указывающим путь другим.
Большинство людей, чьи яркие и интересные идеи поддержал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», не имеют специального экономического образования, хотя к моменту создания социального проекта у многих уже был рыночный опыт. Конечно, знания необходимы, и социальные предприниматели стремятся восполнить их недостаток. Фонд, в частности, ставит перед собой и образовательные задачи. Однако знания все же оказываются вторичны. Первичны креативность, трудолюбие, организованность, а бизнес-технологиями можно овладеть и в процессе реализации мечты.
Среди социальных предпринимателей довольно много женщин, хотя нельзя сказать, что у этой сферы бизнеса женское лицо. В одном из опросов портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» респондентов, в частности, просили ответить, кто такой социальный предприниматель – супермен или, скорее, супервумен. Однако всего лишь 2% участников исследования согласились с высказываемым иногда мнением, что мужчины более прагматичны и творят меньше добрых дел, потому что не хотят казаться сентиментальными.
Стремление помогать, спасать, заботиться действительно заложено в женской природе. При этом и непростые задачи налаживания производства под силу женщине, как показал, скажем, проект создания музейной фабрики пастилы в Коломне. Это одновременно и культурно-исторический проект, и эффективное, раскрученное производство, хоть и небольших масштабов. Однако среди социальных предпринимателей все же очень много представителей сильного пола: бизнес-среда бывает довольно жесткой, здесь требуются амбициозность, сила и авторитет, а в социальном смысле иногда и отеческое наставничество. Кто, как не настоящие мужчины, может выступить в этой роли? Таковы, например, Вячеслав Горелов, обучающий детдомовских ребят азам агробизнеса, или Сергей Севастьянов, создавший предприятие для инвалидов - выпускников учебных спецучреждений.
На данный момент каждый отечественный социальный предприниматель – уникальное, «штучное» явление со своей особой историей. Его идеи и подходы часто не укладываются в стандартную схему, а потому не всегда поддаются тиражированию, крайне важному для более широкого распространения социального бизнеса.
Однако есть надежда, что этот вид бизнеса постепенно будет становиться более массовым. Ситуация понемногу меняется. Президент дал поручение правительству к марту 2011 года разработать законодательные поправки, которые позволят некоммерческим организациям участвовать в оказании государственных услуг социального характера. Развитие «третьего сектора» даст дополнительный импульс социальному бизнесу, который в перспективе сможет на конкурсной основе претендовать на получение госзаказов. Помимо этого, вступающий в силу с 2011 года закон о микрофинансировании сделает более доступными средства, которые помогут малому предпринимателю встать на ноги и направить силы не только на попытки выжить, но и на служение обществу. Социальный бизнес тогда уже не потребует героических усилий, достаточно будет доброй воли и активной гражданской позиции.
Дата публикации: 17 декабря 2010
339 195