Бизнес-план: как составить и какую информацию включить

Бизнес-план необходим не только начинающим предпринимателям, но и тем, кто развивает проект не первый год. Его составляют как для внутреннего пользования (дорожная карта), так и для инвесторов, получения банковского кредита или господдержки. Стандарт планирования включает 8 разделов и приложения. Разберём, что необходимо включить в каждый их них.

Подготовительный этап

Прежде чем писать бизнес-план, определите приоритетную задачу. Так, документ для инвесторов стоит снабдить ярким резюме, чтобы появилось желание читать дальше. А банкам будут важны цифры и расчёты. Делайте поправку на отрасль: для IT-проектов важнее инновационность, производителям – управленческая эффективность.

Соберите информацию в сети, найдите успешного предпринимателя из своей сферы и проконсультируйтесь с ним. Сегодня есть достаточно программ наставничества, акселераторов, где социальному предпринимателю можно найти поддержку.

Разделы бизнес-плана

Резюме. Резюме или описание проекта – помогает выделить важную информацию о компании.

Для действующего проекта в резюме включайте сведения о создании компании (основатели, численность сотрудников, локация), зону развития, сведения о продуктах или услугах, видение миссии. Для стартапа укажите причины, по которым решили его создать, место продукта на рынке, планы развития.

Эту часть лучшего писать в последнюю очередь.

Информация о компании. Часть плана, в которой указывают вид деятельности и потребности рынка, которые компания хочет удовлетворить. Перечислите продукты и услуги, потенциальных потребителей и конкурентные преимущества своего бизнеса.

Анализ рынка. Для анализа конкурентного поля используйте данные консалтинговых компаний и Росстата по своей отрасли. Укажите тенденции развития, объём рынка. Перечислите популярность товара (услуги), динамику, законодательные нюансы, барьеры для работы. Также здесь можно отметить принципы ценообразования.

Организация и менеджмент. В этот раздел включите  информацию об организационной структуре компании, владельце и совладельцах, долях в бизнесе, а также квалификации, образовании, опыте и навыках собственников.

Услуга или продукт. Здесь подробно опишите преимущества услуги или продукта своей компании. Расскажите, как они могут удовлетворить потребности потребителей, приведите сравнение с аналогичными продуктами. Добавьте информацию о жизнеспособности продукта.

Маркетинг и продажи. Сформулируйте и опишите маркетинговую стратегию компании. Как вы планируете зайти на рынок, развивать бизнес внутри (штат, франшиза и т.д.) и вовне (расширение зон влияния и т.д.), организовать сбыт. Отдельно расскажите о PR-стратегии.

Финансирование. В разделе укажите текущую ситуацию и требования по финансовой составляющей, планирование на 5 лет, способы дополнительного финансирования. Включите сюда смету расходов, сведения об источниках (инвестиции, гранты, займы) и гарантиях возврата средств. Обоснуйте рентабельность бизнеса, срок окупаемости, чистый доход и прогноз по точке безубыточности.

Финансовые прогнозы. Предоставьте финансовые показатели за предыдущие годы, если бизнес действующий. Расскажите о планах компании, прогнозах, о прибыли и убытках.

Приложение. При необходимости добавьте фото продуктов, кредитную историю, исследования, патенты или лицензии, упоминания в СМИ, копии договоров аренды и другую актуальную информацию.

Типичные ошибки

При подготовке плана есть риск совершить ошибки, которые помешают его успешной реализации. Список приводим ниже.

  1. Урезанная финансовая модель. Эту часть бизнес-плана стоит проработать как можно более подробно. Учитывайте все расходы и используйте реальные числа. Например, исследуйте зарплаты, стоимость аренды, закупочные цены в своём городе, а не средние по рынку.
  2. Нет портрета целевой аудитории. Разберитесь, кто ваш потенциальный клиент, почему ему будет интересен ваш продукт или услуга, как принимается решение и где лучше разместить рекламу.
  3. Отсутствие стратегии. На предварительном этапе стоит продумать перспективу развития на 1 год, а затем для бизнес-плана расширить её до 2 или даже 5 лет.
  4. Небрежное оформление. Инвесторы и банкиры привыкли к определенным стандартам. Также свои требования есть у государственных ведомств. Найдите образцы или посетите бесплатные вебинары, чтобы оформить документ правильно.
  5. Идеальные сроки реализации. Всегда стоит закладывать больше времени на реализацию проекта. Не стоит забывать о форс-мажорах или человеческом факторе.

Автор: Юлия Кожева

Дата публикации: 9 октября 2023

#полезная информация #бизнес-план #бизнес-планирование

 1356   3  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно