Лень и попрошайничество – главные враги социального предпринимательства
На первых порах работы по поиску финансирования я всегда думал, что главное - это деньги. Идей было море и все они, как мне казалось, могут перевернуть мир и сделать его лучше. Но шли годы и понемногу появлялся опыт («сын ошибок трудных»).
А опыт показывал, что большинство крупных проектов закрывалось сразу же после окончания финансирования. Значит, финансирование - не главное. А что тогда главное? Главное – это команда единомышленников, так как любую идею может уничтожить плохое исполнение. И проявляется это именно тогда, когда заканчивается финансирование.
Со временем, идей становилось меньше, так как большинство из них нельзя было реализовать. Мудрость - в простоте, а простых идей мало. Со временем, я понял, что на первом месте - простая идея, потом - команда и только на третьем - финансирование. Много добрых вещей в нашей жизни делают энтузиасты, часто не только не получая за них денег, а наоборот, вкладывая свои.
Это - общие принципы для любого социально-предпринимательского или некоммерческого проекта. Впрочем, помимо общих принципов каждый проект имеет свои, специфические подводные камни, которые есть в каждом проектом. Это трудности, которые проверят идею проекта и команду проекта на прочность.
В нашем проекте «Зеленый дом» главная трудность – это психология многодетных отцов семейств, которые зачастую привыкли все получать даром. К сожалению, нам иной раз легче и проще поверить в «волшебника в голубом вертолете», который все привезет бесплатно и раздаст, чем сами начать работать. А ведь только труд есть та дорога, которая может привести от бедности к достатку. А мы хотим, чтобы наши многодетные отцы были богатыми.
Мы помогаем многодетным семьям тем, что даем им большие сборные отапливаемые теплицы, в которых можно выращивать ранние овощи и зарабатывать. В Закарпатье, где мы работаем, весна приходит на 2-3 недели раньше, чем в остальных регионах Украины и на ранних овощах можно заработать очень хорошо.
Как же мы боремся с ленью?
1. Но мы не дарим теплицы, а даем их в виде товарного кредита. Через некоторое (очень разумное) время стоимость теплицы нужно вернуть.
2. В проекте предусмотрены «бонусы»: тот, кто возвращает стоимость теплицы досрочно - за два года, сразу же получает вторую на тех же условиях. А с двумя теплицами семья уже может жить безбедно.
3. Кто не возвращает деньги, то теплица забирается и дается другой семье.
4. Осуществляем постоянный контроль и прессинг на тех, у кого – по их же собственной вине - плохо идут дела.
5. При этом обязательное внимание и уважение к каждой семье – дарим подарки на Рождество и Пасху. Вообще, подходы к каждой семье разные. Сын одного из участников проекта разбил машину, и у семьи не осталось денег для покупки семян и пленки. Мы помогли, хотя не были обязаны по договору этого делать. Естественно, что эта семья впоследствии была одной из наиболее аккуратных - в плане возвращения кредита.
Возможно наши подходы несколько «жестковаты» для социального предпринимательства, но другого пути у нас просто нет. Недавно один отец четырех детей "пристал" к консультанту нашего проекта с настойчивыми расспросами, которая культура в теплице дает много прибыли и не требует много труда. Что можно на такое ответить?
Мне интересно, как другие социальные предприниматели в сходных проекты решают эти вопросы?
Автор - социальный предприниматель из Закарпатской области Украины
Дата публикации: 25 февраля 2011
197 110
Хочешь получать свежие материалы?
Популярные темы
Вам может быть интересно