НКО vs СП vs государство - конкуренция или сотрудничество?

Социальное предпринимательство в современной России – это пока “штучное” явление, но с большой перспективой. Здесь, как и во всем, важен лидер – человек с высокой нравственной мотивацией, обладающий гражданской позицией, большой силой воли, верой в дело и, главное, профессиональными качествами бизнесмена. Конечно, в нашей стране всегда были и будут такие люди.

Сегодня в России социальный предприниматель в государственном и общественном сознании воспринимается скорее как чудак, который зачем-то тратит заработанные его предприятием деньги на решение социальных задач, сохранение окружающей среды, развитие национальных промыслов и многое другое. Однако постепенно с успешной практикой и продвижением идеи социального предпринимательства картина меняется. Так, появление в законодательном акте Минэкономразвития (март 2011 г.) термина “социальное предпринимательство” говорит о признании государством этой модели решения социальных проблем. Но кроме признания нужна действенная поддержка, чтобы выдержать те постоянные испытания, с которыми сталкивается малый бизнес.
В дальнейшем развитии этого сектора важна роль государства, бизнеса и гражданского общества в лице НКО. Здесь не может идти речь о какой-то конкуренции. Более того, здесь можно говорить о взаимовыгодном симбиозе, который в целом позволит развивать вариативность форм сотрудничества, оптимизировать пути решения поставленных задач.

Уже есть замечательный опыт. Не могу не вспомнить, например, самый “вкусный” проект, о котором написано уже немало. Благодаря государственной поддержке и крупным бизнесменам в лице их благотворительных фондов – Фонда В. Потанина и Фонда “Наше будущее” (В. Алекперов) – состоялся прекрасный Музей пастилы в Коломне, у которого есть цех по производству знаменитой коломенской пастилы.

Важно пропагандировать такой успешный опыт. На мой взгляд, для нашего государства, имеющего много социальных проблем, СП – оптимальная модель, которая позволяет комплексно решать вопросы развития малого бизнеса, расширения рынка труда, удовлетворяя социальные нужны общества.

Но, к сожалению, наше государство очень консервативно и инертно. Достаточно вспомнить, как долго и мучительно решались и решаются до сих пор вопросы законодательства по НКО. Поэтому здесь пионерами в поддержке социальных предпринимателей может и должен выступать крупный бизнес как наиболее мобильный, гибкий и незабюрократизированный сектор нашей экономики.
Конечно, бизнесу привычнее заниматься благотворительными проектами. Однако никто ему не мешает одновременно развивать и тему поддержки социального предпринимательства. Именно бизнес-структуры могут адекватно оценить бизнес-идеи и бизнес-планы частных предпринимателей, оказать им консультативную помощь и оценить достигнутые результаты. Сегодня уже есть крупные бизнес-структуры, имеющие примеры прекраснуой практики, в которой сочетается помощь СП и НКО.

На сегодняшний день, по моему мнению, важны лоббистcкие усилия крупного бизнеса в продвижении темы социального предпринимательства. И, в первую очередь, на высоком государственном уровне: в Правительстве РФ, Общественной палате, РСПП, на различных экономических форумах.

Так, например, в этом году на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге обсуждалась тема “Предпринимательский климат для малого бизнеса”. В 2012 г. на отдельном Круглом столе возможно обсудить вопросы социального предпринимательства, и здесь Фонд “Наше будущее”, который системно работает в этой теме, мог бы взять на себя инициативу по его подготовке.

Дата публикации: 20 июня 2011



 416   110  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно