Как открыть детский сад: инструкция и подробности

С чего начать, чтобы открыть свой детский сад? С блокнота и ручки! Сначала нужно честно ответить на целый ряд вопросов и все тщательно рассчитать. Ведь цена ошибки очень велика – это и благополучие детей, и ваши деньги.

Вопрос первый: правильный выбор места

Казалось бы, все очевидно: изучите рынок того района, где собираетесь открыть бизнес. Достаточно ли детей, сколько конкурентов и муниципальных детсадов. В идеале это микрорайон, где много молодых семей с детьми, но нет муниципального детского сада и пока еще нет конкурентов. Но оказывается это далеко не все.

Татьяна Штайдо, руководитель сети частных детских садов "Разумейка", врач-педиатр, бизнес-тренер на рынке частных детских садов 11 лет. Она рассказала еще несколько нюансов, которые нужно учитывать при выборе места для частного детского сада:

– Нельзя открывать его рядом с оживленной автомагистралью. Во-первых, выхлопные газы как раз на уровне роста малышей, а во-вторых, это шумно и опасно – есть риск, что ребенок выскочит на дорогу.

– Предпочтительнее открывать детский сад в отдельном частном доме. Если садик все-таки находится в многоэтажке, то у него обязательно должна быть отдельная отгороженная площадка на улице, иначе готовьтесь к массе недовольных соседей.

– При садике на 35 детей необходимо иметь рядом парковочные места минимум на пять машин. Важно, чтобы это были не соседские места. Занятая парковка – это главный триггер для соседей.

– К садику должна вести хорошая дорога и удобный подъезд, не более чем в десяти минутах ходьбы от него должна быть остановка – часть персонала и бабушки будут ездить на общественном транспорте.

– Когда выберете место, поинтересуйтесь соседями. Практика показывает, что есть категория вечно недовольных людей, особенно тех, кто весь день дома, которые начинают жаловаться на шум от детей, писать жалобы и выживать детский сад.

И еще важный момент. Помещение нужно будет внести в лицензию на ведение образовательной деятельности, и если менять адрес садика, то потом все круги лицензирования нужно будет проходить с новым помещением. Поэтому сразу арендуйте его на длительный срок.

Все нормативы, которым должно отвечать помещение, прописаны в правилах пожарной безопасности и СанПин. Учитывать нужно все вплоть до ширины дверных проемов, количества помещений, санузлов и раковин.

Вопрос второй: как попасть в целевую аудиторию

Как бы ни были прекрасны частные детские сады, но 95% родителей все равно выберут муниципальное дошкольное учреждение. А значит, оставшихся 5% родителей надо убедить, что именно ваш частный детский сад – то, что нужно их детям. Но кто эти родители? Что ими движет?

Татьяна Штайдо считает, что есть пять основных причин, по которым родители выбирают для своих детей частный детсад:

Первая – родители изначально убеждены, что в муниципальном детсаду при количестве детей в группе 35–50 ребенку будет некомфортно и что качество присмотра и образования страдает. Они ищут самые качественные услуги, придирчиво изучают образовательные программы, но и денег не жалеют. Если садик выбрали, то будут с ним до конца.

Вторая –ребенок получил негативный опыт пребывания в государственном садике.

Третья – ребенок имеет ментальные особенности развития. Родители, как правило, на первоначальном этапе не готовы принять тот факт, что их ребенок нуждается в коррекции и специальном подходе, поэтому часто не сообщают об этом руководству детсадов. И на этапе планирования предпринимателю нужно понять, будет ли он готов работать с этой аудиторией, нанимать психолога, дефектолога, логопеда и т.д.

Четвертая – дети, которые посещали группы раннего развития при садике. Родителям понравился детский сад, ребенок уже прошел мягкую адаптацию к нему, поэтому мамы принимают решение в пользу частного детского сада. Поэтому стоит открыть пару групп таких "развивашек" и у себя.

Пятая – отсутствие мест в муниципальном детском саду. Мамы приводят детей на время, пока не подойдет их очередь. Да, они могут быстро уйти, но у вас всегда есть возможность их переубедить! И чтобы это сделать, нужно уникальное торговое предложение (УТП)."Это то, чем ты отличаешься от других, грамотно разработанное УТП очень важно, – считает президент Тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров, основатель сети детских садов и развивающих центров речевой направленности "Ступеньки" Марина Бакулина. – Какие сейчас на рынке востребованы предложения? У родителей появился запрос на безопасность детей. Другая тема – профилактика и укрепление организма, уход за детьми с ослабленным иммунитетом, с логопедическими проблемами, аллергиками, "особенными" малышами. В такие "профильные" садики всегда пойдут клиенты, но вам нужно будет найти грамотных и высокооплачиваемых специалистов".

Наталья Петрова, учредитель сети детских развивающих центров "СЕМА", сети частных детских садов "Вундеркинд", Образовательного комплекса "Новая школа" в Иваново считает, что "родителей сейчас привлекают какие-то практичные вещи. Это может быть профилактика и укрепление организма ребенка, изучение иностранных языков, обилие дополнительных занятий, как в наших детсадах, логопедия".

Вопрос третий: с лицензией или без

Непосредственно на открытие частного детского сада лицензия не нужна. В правовом поле есть две разных услуги: "уход и присмотр за детьми" – не требует лицензии и "дошкольное образование"– только по лицензии.

Образовательной деятельностью, по словам Натальи Петровой, считается даже изготовление поделки ребенком в группе. Существует много теневых частных детсадов, которые работают без лицензии, но все равно оказывают образовательные услуги. Риск при этом и для детей, потому что учат их абы чему и абы как, и для предпринимателей, которых могут поймать на нарушении."Да, можно работать без лицензии, занимаясь только присмотром и уходом за детьми, – говорит Наталья Петрова. – Но для родителей важны образовательные услуги. А как только в рекламе появляются слова "занятия", "педагоги ", "допобразование" – это уже требует лицензирования. Да и не выгодно сейчас работать без лицензии – она дает возможность субсидирования. Есть и другой путь оставаться в правовом поле. Можно получить лицензию на дополнительное образование, это проще, но она уже права на субсидирование не дает".

Чтобы получить лицензию, нужно доказать соответствие помещения действующим СанПиН и нормам пожарной безопасности, получить заключения соответствующих инстанций, написать заявление в департамент образования для получения лицензии на ведение образовательной деятельности и предоставить программы, которые соответствуют ФГОС.

Вопрос четвертый: форма собственности

Форма собственности частного детского сада может быть любой: ИП, ООО, АНО, ЧОУ, НОУ. Разница будет в налогообложении (патентная система для ИП самое простое), возможности работать в жилом помещении и претендовать на субсидию от государства (например, индивидуальные предприниматели имеют право работать в жилом помещении, но претендовать на субсидию – нет).

"Закон разрешает использовать средства материнского капитала на оплату образования детей, в том числе и в частных детских садах. И к нам были такие запросы от родителей, которым не нужно улучшать жилищные условия, но хочется дать ребенку хорошее детсадовское образование. Но это возможно только в том случае, если ты работаешь по лицензии и являешься юридическим лицом с любой формой собственности, кроме ИП, – советует Татьяна Штайдо. – Если будет принят законопроект "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", то потребитель сможет выбрать любой детский сад, где его ребенку лучше. Я надеюсь, что после этого роль частных детских садов увеличится". 

Вопрос пятый: финансовая модель 

"Нужно очень честно и дотошно просчитать финансовую модель и операционные процессы. Задать себе вопросы: сколько будет детей, сколько персонала, какая будет зарплата, понять ценообразование, стоимость рекламы и оборудования помещения под требования СанПиН и пожарной безопасности и т.д.,– говорит Наталья Петрова. – Не забудьте продумать вопрос с питанием. Готовить самим в пищеблоке дешевле, вкуснее, и есть возможность контроля качества питания – это плюс. Еда привозная – это дороже, но снимает много головной боли".

По словам Марины Бакулиной, при открытии нужно иметь сумму, необходимую для аренды помещения на 3–6 месяцев, выплат заработной платы персоналу и ресурсы для погашения кредита на этот же срок. Получается с учетом лицензии под миллион рублей, если не больше (все зависит об количества групп и площадей). Даже если речь о небольшой группе детей, все равно это будет несколько сотен тысяч рублей. Снять часть финансовой нагрузки могут механизмы поддержки: льготные кредитные программы, беспроцентные займы, гранты для социальных предпринимателей и т. д.

Кстати, открывать детсад лучше всего в сентябре или марте, запуская рекламу за месяц или два, советует Татьяна Штайдо. Это пики обращений, когда наполняемость групп будет максимальной.

Но не всегда социальные предприниматели, а детские сады зачастую открывают бывшие педагоги, могут грамотно рассчитать финансовую модель, учесть все эти переменные, доходы и расходы. "Это очень специфический бизнес, бывает, что и опытные воротилы, открывшие в надежде заработать легких денег, быстро его закрывают, – рассказывает Марина Бакулина. – Те, кто привык "купи-продай", стопроцентно закрываются. И зачастую вперед вырываются именно бывшие педагоги, которые пошли учиться, научились считать деньги и – что самое сложное – научились продавать себя! Для них, как правило, это очень стыдно – брать деньги, продавать услуги, рекламировать себя. Секрет успешного детского сада прост и сложен одновременно: надо любить не просто бизнес, как источник дохода, а гореть своей миссией – воспитать счастливых детей, внести свой вклад в их жизнь. Здесь мотивация – не денег заработать, она в любви к детям – вот и весь секрет".

Фото предоставлено детским центром "Ступеньки", сетью частных детских садов  "Разумейка" и сетью частных детских садов "Вундеркинд".

Полезные ссылки

Лаборатория социального предпринимательства:

Вебинар Марина Бакулина 

Вебинар Татьяна Штайдо 

Вебинар Наталья Петрова

 

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 9 апреля 2020

#клуб социального предпринимательства #детские сады #свое дело

 60056   46  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно