У каждой страны «болит» по-своему
Все мы боимся стереотипов. И социальное предпринимательство их тоже не лишено. Стереотипы прилипчивы, как насморк, и трудноустранимы, как вредные привычки. Вот и социальному предпринимательству всего-то ничего - 30 лет в мире и еще меньше - в России, а наши представления о нем уже полны стереотипов. И самый главный - что социальное предпринимательство призвано помогать исключительно социально незащищенным слоям населения. Конечно, им тоже (и, может быть, в первую очередь), но не только.Не стоит забывать, что социальное предпринимательство – это, в первую очередь, понятие инновационное. И творит его новатор. Социальный антрепренер. Харизматичный, чувствующий, где социум "кровоточит". И совсем необязательно, что язвы социума – это исключительно проблемы людей, которых социум привык воспринимать как «проблемных». Любые, весомые для общества проблемы достойны быть в центре внимания социального предпринимателя - человека, готового применить к ним новаторский, неведомый ранее подход. А проблемы у обществ и стран - разные, очень разные - так же, как национальный характер и география. Конечно, есть и всеобщие мировые социальные проблемы: трудоустройство людей с ограниченными возможностями, образование для малоимущих, жизнеустройство детей, лишенных родительской заботы и так далее. Но на первом плане все же - всегда проблемы специфические для каждой страны, для каждого народа. И то, что для одних стран (скажем, "кризисной" Европы) - проблемы, для других (например, экваториальной Африки) - недостижимая мечта. Так, для голландских фермеров, катающихся, - буквально и фигурально - как сыр в масле, проблема - перепроизводство и использование ГМО, для французских - недостаточно высокая цена на молоко, а, к примеру, для фермеров Мозамбика - старые минные поля. Земля и люди здесь до сих пор помнят колонизаторские захваты и последовавшие за ними кровопролитные войны. Так что, помимо обыденных для здешних мест болезней и бедности, к острейшим социальным бедам прибавились еще и минные поля. Старые, неразорвавшиеся снаряды, усеявшие поля, до сих пор хранят в себе страшную силу, способную и сегодня унести сотни жизней. Вот и стоят поля незасеянными. Земля пропадает - люди голодают. Такие вот проблемы. Решение предложил социальный предприниматель - Барт Вейтьен (Bart Weetjen), буддистский монах бельгийского происхождения (такие вот в Африке социальные предприниматели). Будучи в душе биологом или, быть может, ветеринаром, он обратился за помощью к одним из самых умных животных на Земле – крысам. Оказалось, что крыс можно натренировать, чтобы они, как полицейские ищейки, показывали местонахождение мины. Имея в арсенале несколько натренированных крыс, можно за непродолжительное время очистить от мин довольно обширную территорию. В чем же предмет предпринимательства? Дело в том, что крыс дают фермерам напрокат. Мозамбикские крестьяне таким образом успешно очищают свою землю от смертоносного металла, а социальный предприниматель получает доход, достаточный для поддержания пректа и тиражирования успешного опыта. Кстати, Барт Вейтьен получил за эту идею премию Фонда Сколла. Такая вот африканская модель социального предпринимательства, вполне, кстати, применимая в той же Европе каких-то шестьдесят пять лет тому назад. И кто бы мог придумать такую изощренную проблему? Только сама история. Не лишенная, правда, стереотипов…
Дата публикации: 2 июня 2010
250 95