«Unforgettable»: единственный в мире Интернет-магазин товаров для людей с деменцией

Молодая британская компания Unforgettable специализируется на продаже товаров для людей, страдающих деменцией (приобретенным слабоумием): от специальных тарелок и ложек до башмаков со встроенным GPS-трекером. Конкурентов у нее практически нет. Первоначальные инвестиции в этот стартап составили 44 тысячи фунтов стерлингов, объем продаж уже перевалил за полмиллиона. «Да, мы хотим зарабатывать, – говорит глава фирмы Джеймс Эшуэлл, мать которого страдала от прогрессирующей деменции восемь лет. – Но мы прикладываем все усилия к тому, чтобы не забыть о своей социальной миссии, о тех, для кого мы работаем». С английского языка название компании так и переводится: «Незабываемое».

По данным ВОЗ, в мире насчитывается 47,5 миллиона людей с деменцией, каждый год эта болезнь настигает 7,7 миллиона человек. К 2030 году общее число страдающих деменцией составит, по прогнозам, 75,6 миллиона. Один из британских благотворительных фондов проводил опрос, посвященный страхам перед различными болезнями. Выяснилось, что англичане больше всего боятся именно этого диагноза, потому что он не оставляет надежды и означает, что жизнь фактически окончена. 

Поспорить с этим трудно. У деменции есть много разновидностей, и все они ужасны. Примерно половина случаев – это болезнь Альцгеймера, при которой клетки мозга постепенно отмирают. Лекарства нет, и вряд ли оно будет найдено в обозримом будущем. Но это не означает, что не существует возможности сохранить качество жизни больных деменцией: их (относительную, конечно) самостоятельность и чувство собственного достоинства.

С веревкой на пальце

Отец Джеймса Эшуэлла умер, когда тому было 25 лет. Умер внезапно, от сердечного приступа. Джеймсу позвонили на работу, сообщили о случившемся. Он взял небольшой отпуск, умчался в родной Бирмингем на похороны и больше не возвращался на сулящее блестящие перспективы место стратегического консультанта в крупной лондонской компании.

Беда никогда не приходит одна. Смерть отца была не единственным потрясением, которое пришлось пережить Джеймсу в те дни. Оказалось, что Эшуэлл-старший уже несколько лет скрывал от него с братьями страшную правду. Их мать Фэй, совсем еще не старая женщина, страдает прогрессирующей формой старческого слабоумия — лобно-височной деменцией.

Джеймс  был совершенно не готов к такой жизни, он не знал, что делать, за что хвататься, как помочь матери и обеспечить ей надлежащий — самый лучший — уход. Для начала они вместе с братом нашли себе работу в Бирмингеме, чтобы поселиться вместе с мамой.

«Первые несколько лет были настоящим адом, – вспоминает Эшуэлл. – Самое ужасное заключалось в том, что она бродила по ночам по дому. Я привязывал один конец веревки к ручке двери маминой спальни, а другой — к своему пальцу. Спать практически не удавалось».

Мама — когда соображала лучше — составила вместе с отцом лист желаний. Среди них значилось, например, путешествие в Индию — его пришлось отменить. А вот поход в «Макдоналдс» семейству был вполне по плечу. Пришлось, правда, взять еду на вынос: на публике мама с гамбургером смотрелась бы не очень. Но радости от домашней трапезы было ничуть не меньше. Фэй не желала мириться с болезнью и до последнего пыталась делать домашние дела: готовила, убиралась, гладила. Все это было опасно, ведь она могла забыть выключить плиту или невзначай пораниться. Все это время сыновья должны были быть рядом. Джеймс ловил себя на постоянных «вот если бы…». Вот если бы существовали специальные перчатки, в которых можно готовить, не боясь пораниться. Или часы, время на которых человек с деменцией мог бы распознавать с легкостью, не путаясь в стрелках и цифрах. Или… Сколько простых приспособлений могли бы облегчить их жизнь, но ведь ни в одном магазине таких не купишь, нет их в природе.

На забытом рынке конкурентов нет

Фэй умерла в 2011 году — спустя восемь лет после того, как ей поставили страшный диагноз. Ей было всего 67 лет. 

Джеймс снова мог возвращаться в свою жизнь. Но он вовсе не хотел поскорее забыть проведенные рядом с больной матерью годы как ночной кошмар. Напротив, Эшуэлл считал, что получил бесценный опыт, которым может поделиться с другими, а главное — нащупал немалое количество проблем, которые можно и нужно решать. Именно этому он собирался посвятить отныне свою жизнь.

Он решил создать социальный бизнес, который заполнит пустующую (забытую!) нишу на рынке. Его предприятие пока единственное: «Нигде больше вы не найдете товаров, созданных специально для людей с деменцией, – восклицает Эшуэлл. – Ни в супермаркетах, ни в аптеках, ни в интернете! У нас нет ни единого конкурента!» 

А этот «забытый рынок» огромен. В Великобритании каждый год появляется на свет 750 тысяч детей, а 250 тысяч человек заболевают деменцией. «Наш рынок всего лишь втрое меньше детского, – говорит Эшуэлл, – но пройдите по любой торговой улице, и вы увидите несколько магазинов, предлагающих товары для мам и малышей, и ни единого во всем городе — для людей с деменцией. Я не перестаю поражаться этому факту. Хочу верить, что через 10 лет большинство людей тоже будет удивляться этому, оглядываясь назад. Или через 20. Как бы то ни было, я убежден, что ситуация изменится». И сам он многое делает для этих изменений.

Стаканы-непроливашки, ботинки-непотеряшки

Полтора года Джеймс Эшуэлл проработал в компании Bridges Ventures, занимающейся социнвестированием, но после решил уйти в самостоятельное плавание и основал Unforgettable. Его детище состоит из фонда Unforgettable и одноименной коммерческой компании — акционерного общества.

Фонд предоставляет гранты британским благотворительным организациям и образовательным учреждениям, занимающимся улучшением качества жизни людей с деменцией во всем мире. Компания продает самые разные товары, созданные специально для страдающих деменцией, отдавая 10 % прибыли фонду.

Ассортимент продукции очень широк. Прежде всего это, конечно, те самые часы, о которых мечтал Джеймс, ухаживая за мамой, и всевозможная кухонная утварь. Яркие, небьющиеся и нескользкие тарелки, стаканы-непроливашки, ложки тщательно продуманной формы. Есть много разных игр, например, которые составляются индивидуально из семейных фотографий с учетом сложности задач, посильной для клиента. При деменции мир словно распадается на тысячи осколков, а тут есть возможность (пусть иллюзорная) собрать его заново. Одежда, которую легко надевать и снимать, мобильные телефоны, которыми просто пользоваться, удобная для стариков мебель. Есть ботинки с GPS-трекерами в подошве: в таких забывчивый старичок не потеряется… Всего не перечислить. Как в любом интернет-магазине, товар поделен по категориям, которых более 20. 

Гарант социальной миссии

30 % акций компании принадлежит ее сотрудникам (их сейчас 10 человек), остальные 70 % приходится на социальных инвесторов (импакт-инвесторов). Первоначальные инвестиции в компанию составили 44 000 фунтов. Их в Unforgettable вложил трастовый благотворительный фонд Bridges. Спустя некоторое время Bridges и Impact Ventures UK вложили в Unforgettable уже полтора миллиона.

Фонду Unforgettable принадлежит в компании «золотая акция». Держатель таковой пользуется особыми привилегиями и правами. В данном случае фонд получает право контроля за деятельностью акционерного общества; он является гарантом, что социальная миссия всегда будет оставаться для компании главной.

Эшуэлл объясняет: «Эта акция наделяет фонд правами в чем-то даже большими, чем у руководства компании. Это обязывает нас поддерживать нашу социальную миссию — как сегодня, так и в будущем. Это значит, что мы ставим перед собой социальные цели, предъявляем их фонду, а затем его представители требуют от нас ежегодного отчета по их выполнению. У них также есть право наложить вето на любой товар или сделку, если они посчитают, что те не служат интересам этой миссии». 

Реклама и критика

Социальное инвестирование сыграло ключевую роль в создании Unforgettable. Эшуэлл говорит: «Я хочу доказать, что импакт-инвестирование является прекрасным вложением средств. Это не просто нечто, немного более выгодное, чем благотворительность. Оно может давать такую же отдачу, как и любой фонд прямых инвестиций или венчурный фонд».

Эшуэлл готов к критике — в основном со стороны благотворительного сообщества, помогающего людям безвозмездно: «Если меня спросят, не стыдно ли мне делать деньги на больных людях, я объясню, почему важно действовать именно таким образом. Ведь то, что мы делаем деньги, способно привлечь все больше людей в социальное инвестирование, а значит, решить больше социальных проблем. И да, мы хотим работать и зарабатывать».

И у них это неплохо получается. Ежемесячно сайт www.unforgettable.org посещает 50 тысяч человек, объем продаж составляет 500 тысяч фунтов. Сейчас компания вновь находится в поиске инвестиций, на этот раз ее цель — 3–5 млн фунтов. Через 3–5 лет Unforgettable намерена стать предприятием с оборотом до 10 млн фунтов.

Реклама и маркетинг — важнейшие для любого нового бизнеса направления деятельности. У Unforgettable нет никакой фокус-группы, поскольку деменция не выбирает, потенциальными покупателями продукции компании могут стать все. (Плюс к этому изрядная доля товаров годится для любых пожилых или больных людей.) В ближайших планах компании — масштабная пиар-кампания, с телерекламой на 20 каналах, большими билбордами на улицах.
«Наша главная цель, – объясняет Джеймс, – чтобы любой человек, столкнувшийся с деменцией, обратился в конечном итоге к нам. Один из наших членов совета директоров, Джеймс, раньше заведовал сайтом для молодоженов. Он сумел так раскрутить дело, что из 10 британских невест 9 заглядывали на его страницы и 3 из 4 посетительниц делали там покупки. Вот к чему мы стремимся».

Источники: www.unforgettable.orgwww.pioneerspost.com, www.divanfix.ru.

Подготовила Екатерина Савостьянова

Дата публикации: 29 июля 2016

#social investing #Impact investing #импакт инвестирование #зарубежный опыт

 3451   36  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно