Безбарьерная среда: как в Сыктывкаре дети учатся сотрудничать и понимать друг друга

В детском инклюзивном центре «Лекотека» в Сыктывкаре занимаются дети с особенностями развития и без. По мнению основателя центра Екатерины Зыковой, такое взаимодействие равно необходимо и тем и другим. Для первых это возможность социализироваться и приобретать необходимые навыки через сотрудничество с детьми без особенностей. А для вторых это способ узнать, что люди бывают разными, что у всех есть свои отличия – и это нормально. Они рано учатся толерантности, доброте, терпению. В сентябре центру «Лекотека» исполнится 8 лет. Сегодня это три филиала, где ежегодно занимаются около 450 детей в возрасте от 3 месяцев до 8 лет.

Днем – на работу, ночью – за бизнес-идеи

Екатерина по специальности педагог-психолог. Долгое время она работала в образовании и социальной сфере преимущественно с особенными детьми. Начала развивать сектор инклюзивного образования будучи в найме. Рождалось множество идей и инициатив. Но не все из них готовы были воплощать работодатели. В 2015 году Екатерина начала задумываться о создании собственного центра инклюзивного образования.

На реализацию идеи ушло два года. Нужно было найти финансы, решить вопрос с помещением, которое должно соответствовать определённым требованиям, оформить документы. Днём Екатерина ходила на работу, а ночью писала бизнес-план и придумывала бизнес-идеи. В 2017 году предпринимательница открыла инклюзивный детский центр и назвала его «Лекотека». Слово происходит от шведского слова leko – «игрушка» и греческого tek – «собрание», «коллекция».

Научиться проявлять инициативу и работать в команде

В центре занимаются дети без особенностей развития (нейротипичные), с особенностями развития (расстройствами эмоциональной сферы, речевой задержкой, аутизмом, лёгкой умственной отсталостью, синдромом Дауна и другими диагнозами) и дети с трудностями обучения (у таких детей нет ограничений по здоровью, но из-за трудностей с обработкой сенсорной информации у них наблюдаются проблемы с чтением, письмом, счётом и др.). Доля детей с особенностями развития и трудностями обучения составляет в центре 40 %.

Основная цель «Лекотеки» – подготовить детей разного уровня развития к школе. Сюда входит умение концентрироваться, работать в команде, проявлять инициативу, справляться с эмоциями и конструктивно реагировать на трудности. Для каждого ребёнка подготовка к интеграции в школе – это свой путь. Найти его помогают специалисты центра. Для этого они используют современные методики для определения уровня развития ребёнка, его сильных сторон и зон роста.

В «Лекотеке» есть несколько отделений: речевое, психологическое, отделение по подготовке к школе. Гордость Екатерины – отделение сенсорного развития со специальным оборудованием, где проходят занятия по сенсорной интеграции. Цель таких занятий – помочь мозгу эффективнее обрабатывать сенсорную информацию, что даёт мощный импульс к развитию.

Концепция оправдывает название – все занятия проходят в игровой форме. Развитие мышления, внимания, воображения происходит через игру.  

Выигрышная стратегия

С детьми, имеющими особенности развития, занимаются индивидуально или в группах. Группы могут состоять из таких же детей с особенностями развития или быть смешанными. Перед тем как особенный ребёнок окажется в группе нейротипичных детей, с ним проводят большую предварительную работу с участием психолога, логопеда, дефектолога. А в смешанной группе с ним присутствует тьютор, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и не попал в ситуацию, которая может его травмировать.

Процент наполнения смешанных групп может быть разным. В группах, где занимаются подготовкой к школе, доля особенных детей составляет 20 %. Во время различных игр и мероприятий, проводимых на каникулах, эта доля составляет 50 %.

Для детей с особенностями обычные сверстники рядом – это уже терапия. Копируя поведение и игры обычных детей, особенные ребята развиваются и становятся ближе к социальным нормам. Для нейротипичных воспитанников такое взаимодействие даёт развитие социальных навыков, эмпатии, партнёрства, сопереживания, понимания того, что мир разнообразен, в нём есть разные люди, с которыми нужно уметь договариваться и взаимодействовать.

Движение вперёд

За 8 лет со дня создания «Лекотека» значительно расширилась по площади и количеству посетителей. За это время открылись и три филиала. Сегодня общая площадь помещений «Лекотеки» составляет 264 кв. метра. Расширение позволило принять в стенах организации в 3 раза больше детей. Филиалы расположены в разных частях города, что делает центр более доступным для всех жителей Сыктывкара.

Приобрести помещения для двух филиалов и закупить современное оборудование для сенсорной интеграции помог Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». На открытие одного из филиалов Фонд предоставил беспроцентный заём 3,4 млн рублей, на открытие другого – 6,5 млн рублей. Помимо этого, Фонд оказал поддержку в разработке маркетинговой стратегии, предоставил возможность пройти бесплатные образовательные программы.

Навыки будущего

Повышению уровня образования в «Лекотеке» уделяется большое внимание. Екатерина регулярно участвует в различных образовательных программах, изучает материалы современных педагогов и исследователей. «Большое внимание в новейших работах уделяется теме влияния новейших технологий, включая искусственный интеллект, на работу мозга. В своих исследованиях авторы в том числе стремятся понять, какие навыки потребуются людям для полноценной жизни в условиях технологического прорыва. Конечно, я внимательно слежу за всеми последними тенденциями в образовании и выстраиваю стратегию обучения с учётом всех новых вводных», – рассказывает Екатерина.

Не меньшее внимание основатель инклюзивного центра уделяет обучению сотрудников. Чтобы специалисты всех трёх филиалов работали в единой концепции, Екатерина создала на базе «Лекотеки» Центр повышения квалификации. Здесь сотрудники учатся, обмениваются опытом, растут в профессии. Обучаться в этом образовательном центре могут не только специалисты, но и родители детей, посещающих «Лекотеку». Реализовать этот проект также помог Фонд «Наше будущее» – эта инициатива стала победителем конкурса Фонда и получила софинансирование 500 тысяч рублей. 

Победа для всех

Один из кейсов, которым Екатерина гордится, – история мальчика, одержавшего победу над судьбой. Несколько лет назад мама привела в «Лекотеку» двухлетнего малыша с аутизмом. На тот момент состояние ребёнка было тяжёлым, мама была растеряна, не знала, что делать. С раннего возраста с ним начали работать специалисты. Была сформирована программа развития, занятия велись по нескольким направлениям. Мама неукоснительно соблюдала рекомендации сотрудников центра. Усилия увенчались успехом. Сегодня мальчик – ученик третьего класса общеобразовательной школы. Учится с нейротипичными детьми. Бывший воспитанник «Лекотеки» ходит на уроки, получает оценки, участвует в школьных мероприятиях, общается с одноклассниками, занимается спортом – проживает жизнь обычного школьника.

Основательница «Лекотеки» говорит, что таких историй немало. Каждый день воспитанники центра делают маленькие шаги, которые в конечном итоге приводят к победам. А для каждого победа означает что-то своё. Для кого-то – это сказать первое слово, для кого-то – улыбнуться и сделать шаг навстречу, для кого-то – увидеть мир глазами другого человека и понять, что не такой, как ты, – это не значит хуже, а значит уникальный, но также достойный счастья и уважения.

Фото предоставлены Екатериной Зыковой




Автор: Мила Климова

Дата публикации: 22 августа 2025

#социальное предпринимательство #история успеха

 13   1  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно