Особенности национального краудфандинга
«Коллективное финансирование», или краудфандинг, — механизм привлечения инвестиций, при котором вложить деньги в проект может любой заинтересованный человек. Так собирают средства стартапы, социальные предприниматели, политики, творческие объединения и даже шутники — к примеру, в 2014 году некто Зак Браун собрал больше 55 тысяч долларов на приготовление картофельного салата. Главное — привлечь внимание пользователей.
Как правило, создатели проекта запускают свою кампанию по сбору средств через интернет на одной из уже существующих краудфандинговых онлайн-площадок, поскольку те уже обладают пулом зарегистрированных пользователей, своей аудиторией, информационной поддержкой... В России краудфандинг пока только набирает популярность; по данным портала «Стартмен», за все время существования краудфандинговых онлайн-площадок в нашей стране было поддержано 2155 заявок, собравших более 270 миллионов рублей. При этом львиная доля проектов приходится на две основные российские краудфандинговые площадки: Boomstarter.ru и Planeta.Ru. О специфике площадок мы и поговорили с их создателями.
Получить что-то взамен
Руслан Тугушев и Евгений Гаврилов, сооснователи краудфандинговой платформы Boomstarter, неоднократно занимались привлечением инвестиций для реализации своих проектов, поэтому у них и появился замысел создать в интернете площадку, где каждый мог бы рассказать о своей идее и найти финансовую поддержку в обмен на долю в компании или акции. Но после изучения существующих в мире практик идея с долевым участием в стартапах была отвергнута. «Все репутационные риски в случае провала компании понесла бы и площадка, – поясняет Руслан. – При этом, вкладываясь в проекты, часто ошибаются даже профессиональные инвесторы: из 100 проектов поддержку получают 10, а успеха достигают 2–3. Поэтому, как ни стыдно, мы решили просто скопировать модель краудфандинговой платформы Kickstarter, тем более что Kickstarter не работает с российскими пользователями».
Краудфандинговую платформу Boomstarter запустили в 2012 году; на данный момент более 600 проектов профинансированы благодаря этой платформе, одномоментно идет порядка трехсот краудфандинговых кампаний, и каждый день к ним прибавляется 5–10 новых. Коэффициент поддержки проектов составляет 22%: средства для реализации идеи получает каждый пятый проект. При этом Руслан отмечает, что в России пока не хватает понимания механизмов краудфандинга — на зарубежных краудфандинг-площадках коэффициент поддержки в два раза выше.
Подобно Kickstarter, на Boomstarter действует принцип «Все или ничего»: либо в ходе кампании проект набирает всю заранее заявленную сумму, либо все деньги возвращаются жертвователям. В первом случае, когда реализация идеи уже запущена, пользователь в зависимости от размера своего вклада получает заранее установленное и выбранное им вознаграждение. В этом, как подчеркивает Руслан Тугушев, состоит основное отличие краудфандинга от благотворительности: пользователь должен получить что-то взамен, хотя бы упоминание своего имени в титрах фильма. Кстати, успех проекта во многом зависит от вознаграждений. Именно поэтому наиболее успешные проекты, как правило, предлагают потенциальным краудфандерам в качестве вознаграждения тот самый продукт, ради которого и создается проект, зачастую — в эксклюзивном варианте. «У меня целая полка книг-вознаграждений с автографами, с упоминаниями меня в числе вкладчиков, – признается Руслан. – Я поддержал больше двухсот заинтересовавших меня проектов. В целом, по идее, Boomstarter для пользователя — этакий «магазин» вещей, которые не приобрести в обычном интернет-магазине! Правда, ваш заказ придет через три-четыре месяца, или вам вернут деньги».
Системный подход
Краудфандинг-платформа не волшебная палочка, которой стоит только взмахнуть — и деньги посыплются как из рога изобилия. Для успеха краудфандинг-кампании важна не только и не столько хорошая идея, сколько умение правильно о ней рассказать, представить ее пользователям: видеообращение основателя проекта, хорошие вознаграждения с правильно обозначенной стоимостью и хорошей визуализацией, поддержка краудфандерами других проектов, регулярные и интересные обновления, работа с социальными сетями, журналистами, блогерами... Тщательная подготовка к ней занимает минимум два месяца. Зато после запуска успешный проект собирает основной объем от изначально заявленной суммы за первые три-четыре дня; к концу сбора вложения могут превысить изначально заявленную сумму в 5–10 раз. «С моей точки зрения, если проект собрал точь-в-точь запрошенную сумму, зачастую это вовсе не успех: сбор «впритык» обозначает отсутствие большого спроса на продукт», – говорит Руслан Тугушев.
Краудфандинг не только потенциально обеспечивает финансирование, а значит, воплощение идеи, но и выполняет несколько важных функций: во-первых, маркетинговую — проверяет, насколько проект будет востребован у аудитории и кто, собственно, его аудитория. Во-вторых, ценообразовательную — краудфандер получает возможность выяснить, правильно ли он оценивает стоимость своего продукта или услуги. Поэтому краудфандинг набирает популярность среди устроителей мероприятий: крауд-кампания позволяет выяснить, насколько мероприятие окажется посещаемым, а заодно и распродать все билеты на мероприятие, еще не запустив его организацию.
В ходе крауд-кампании на работоспособность проверяется команда проекта: готова ли она оперативно отвечать на вопросы пользователей, налаживать доставку вознаграждений — словом, систематически действовать, чтобы воплотить идею в жизнь. Руслан Тугушев отмечает: «Фактически краудфандинг-кампания — это подготовка к выводу своего продукта на огромную аудиторию. Мы предоставляем платформу, потенциальных вкладчиков, зарегистрированных на ресурсе, техподдержку и свои добрые советы. Тот, кто сумеет правильно использовать Boomstarter, получит не только инвестиции, но и заранее лояльных потребителей проекта, а в конечном счете — успех».
Планета краудфандинга
В кризисный 2008 год Федор Мурачковский, до этого занимавшийся развитием крупных розничных сетей, решил, что пора менять сферу деятельности на какую-нибудь важную, интересную и новую. Федор рассказывает: «Еще до кризиса мы с Максом Лакмусом и его братом Василием часто обсуждали, как творческим людям сложно реализовывать свои идеи, и «договорились» до создания в России площадки, которая помогала бы находить финансирование для воплощения проектов в жизнь».
В 2011 году трио сооснователей «Планеты» решило, для начала, опробовать идею экспериментально. Чтобы далеко не ходить, начали с группы «БИ-2», где играет на басу Макс Лакмус. В рамках эксперимента поклонникам группы предложили новую схему взаимодействия с артистами: те, кто первым финансово поддержал запись нового альбома группы, получали приятные бонусы — автографы музыкантов, сам диск с альбомом, приглашение на закрытый концерт. Федор Мурачковский признается: «Мы вовсе не знали, откликнутся ли на это люди, но оказалось, что идея весьма востребованна — пусть в нас и не верили, но она сработала! «БИ-2» собрали 1,3 млн рублей и записали альбом Spirit, мы опробовали механизм «Планеты», запускались новые краудфандинг-кампании, кроме музыки на площадке появились другие категории... В итоге в прошлом году «Планета» получила «Премию Рунета-2014» в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции». Мы считаем, это —признание!»
В июне 2012 года, когда «Планета» была запущена, по всей России о краудфандинге знали две-три сотни человек. Основателям пришлось стать отечественными «евангелистами» краудфандинга, объяснять как авторам проектов, так и потенциальным вкладчикам, что коллективное финансирование — это интересно, безопасно и дает реальный шанс осуществить практически любой проект. В итоге на данный момент на «Планете» около 400 тысяч зарегистрированных пользователей, в месяц у сайта больше полумиллиона посетителей. В общей сложности на платформе собрано более 200 миллионов рублей для финансирования более 1000 проектов.
Сооснователи «Планеты» выбрали для своей краудфандинговой площадки модель, близкую зарубежному крауд-ресурсу IndieGoGo. Он отличается от уже упомянутого Kickstarter, во-первых, сотрудничеством с социальными и благотворительными проектами, так что на «Планете» проходят благотворительные крауд-кампании (но только от проверенных фондов), причем площадка не берет сервисный сбор. Во-вторых, на IndieGoGo и, следовательно, на «Планете» действует правило «больше 50 %». Оно не распространяется только на благотворительные фонды: им перечисляется любая сумма, какую бы они ни собрали во время краудфандинговой кампании. Остальные проекты, набрав во время кампании больше половины заявленной суммы, могут решить, намерены ли забрать деньги, то есть сумеют ли они найти инвесторов на оставшуюся сумму, чтобы реализовать проект? При этом обмануть акционеров, не реализовать проект и лишить их вознаграждений никак нельзя — в Сети репутация играет очень большую роль, она и служит для вкладчиков гарантией. За три года работы «Планеты» случая, когда авторы проекта не выполнили обязательства перед акционерами, не было ни разу
Агентство полного цикла
Как и на западных площадках, на «Планете» по сборам лидируют категории творческих проектов — в основном «музыка» и «кино» (хотя в последнее время начался активный рост в категориях «общество» и «бизнес», появились инновационные проекты и игровые). Тут можно заметить интересный парадокс: с одной стороны, собирать на съемки кинофильмов сложно, слишком уж процесс киносъемок растянут во времени. С другой — рекордные для российского краудфандинга суммы собирали именно проекты, связанные с кино и анимацией. «Прекрасный документальный фильм Дмитрия Васюкова «Счастливые люди» собрал 4,9 млн рублей, – перечисляет Федор, – для съемок фильма Елены Погребижской «Дело Андреевой» вкладчики за неделю перечислили более трех миллионов рублей. Телефильм «Петрушка» Виктора Шендеровича и Владимира Мирзоева получил от акционеров около 6 млн рублей — на сегодняшний день это рекордная сумма, собранная на крауд-платформе в России для одного проекта. На «Планете» есть раздел «Истории успеха», где сами авторы рассказывают о своем опыте. Еще одна очень интересная история успешного сбора принадлежит малоизвестной группе Pushin из Орла: они собрали более 1,5 млн рублей вместо заявленных 400 тысяч. Ребята решили сделать упор на оффлайн-продвижение. Стартовал проект в Санкт-Петербурге: загрузив на телефоны и планшеты свое видео к проекту, ребята показывали его прохожим на улице — впрочем, сначала дело продвигалось плохо, их воспринимали как бродяг. Тогда музыканты стали день за днем обходить кафе и торговые центры и демонстрировать видео уже там. У «Планеты» есть возможность принимать любые виды платежей, так что заинтересовавшиеся могли вложить в проект не сходя с места, даже не откладывая бургер. Затем группа решила переехать в Москву, чтобы продолжить работу в столице. Предварительно ребята разослали короткое сообщение компаниям, которые могли бы помочь им. Как выяснилось, их заметили: один из музыкантов решил в последний раз выйти в народ и отправился на торговые площадки «Москва-Сити». Когда он начал привычный рассказ о группе и проекте, один из зрителей прервал его — сказал, что уже знает о Pushin, потому что ему пришло одно из разосланных по инвесторам сообщений. Пообщавшись с ребятами, он вложил в запись альбома полмиллиона рублей, и группа начала записывать альбом».
По замыслу сооснователей, «Планета» — своего рода «агентство полного цикла», которое помогает различными способами монетизировать идеи и творчество. Поэтому Федор, Максим и Василий решили не ограничиваться собственно краудфандинговой площадкой и запустили онлайн-трансляции концертов, уникальный интернет-магазин, программу лояльности для активных акционеров. Дополнительные сервисы позволяют проектам эффективнее привлекать инвестирование.
7 апреля 2015 года открылась Школа краудфандинга «Планеты». Первый «поток» будет представлять собой курс из восьми лекций и практических занятий, которые проведут эксперты и авторы успешных проектов. «Мы верим, что «Планета» уже стала виртуальным пространством, которое меняет реальность, дает новые возможности для творчества и социальной активности, – говорит Федор Мурачковский. – Мы хотим максимально упростить отношения между авторами и их сторонниками, между теми, кто генерирует идеи, и теми, кто заинтересован в них. Наша миссия — способствовать самореализации людей и научить их эффективно воплощать в жизнь свои идеи и проекты».
Автор: Валентина Петрова
Дата публикации: 28 апреля 2015
#краудфандинг #инвестирование в социальное предпринимательство #социальные инновации2382 113