Импакт Хаб - среда предпринимательского доверия

Если у вас появилась идея социального проекта или бизнеса, не стоит думать над ней в одиночку. В Москве есть центр поддержки социально значимых предпринимательских проектов «Импакт Хаб» (Impact Hub Moscow), где на одной площадке можно поучиться, пообщаться с такими же начинающими предпринимателями и потенциальными партнерами из различных компаний и фондов, общение с такими же, как вы. Все это - для того, чтобы ускорить созревание и реализацию вашей идеи в несколько раз. Корреспондент портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Мария Иванова встретилась с руководителями «Импакт Хаба» Анастасией Гулявиной и Анастасией Маркеловой и обсудили ценность проекта для начинающих социальных предпринимателей.

- Расскажите немного об «Импакт Хабе».

- Мы работаем с самыми разными проектами -  помогаем им расти, знакомим с нужными людьми: менторами, представителями компаний, инвесторами. Мы работаем с предпринимателями с уровня идеи – а с ними мало кто хочет иметь дело, предпочитая уже успешные проекты. Но ведь они откуда-то должны вырастать – наша программа Social Impact Award существует как раз для этого. Первые три года работы Импакт Хаб фокусировался как раз на том, чтобы вырастало как можно больше жизнеспособных социальных бизнесов из едва зарождающихся идей.

Мы знакомим участников с бизнес-моделями социальных предприятий, учим отслеживать показатели эффективности, составлять финансовый план и так далее.. Организуем взамодействие между участниками рынка: партнерами из корпораций, которые заинтересованы в развитии социальных проектов, некоммерческими фондами, социальными предпринимателями и инвесторами.

- А по географии — вы работаете на Москву или на всю Россию?

- Когда мы проводили первый Social Impact Award, к нам пришли заявки из разных городов России и даже стран. Нам неожиданно пришлось подключать онлайн-обучение. Сейчас у нас в 7 городах очные программы, мы нашли для этого партнеров, и а в дистанционном курсе участвуют начинающие предприниматели примерно из 80 городов. У нас не было в планах сразу расширяться на всю Россию, так вышло естественным образом – есть спрос. В прошлом году из 16 проектов, прошедших в финал SIA, только четыре было из Москвы, и восемь – из других городов.

- Эксперты считают, что доверительная среда — это мощный драйвер роста рынка социального предпринимательства. Расскажите, как вы ее создаете.

- У Импакт Хаба три основные составляющие: программы, площадка и сообщество. Программы разработаны для разных уровней зрелости проектов. Если у человека есть идея, никак пока не оформленная, он подает заявку на Social Impact Award - конкурс идей социального предпринимательства. Топ-15 проектов бесплатно проходят в  инкубационную программу 90 Days Challenge. В ней могут  участвовать и проекты со стороны, но за деньги. А если проект уже работает и его автор хочет выйти на новый уровень, есть несколько «продвинутых» программ, в которых мы больше внимания уделяем работе с менторами,  планированию  и подготовке презентаций для инвесторов. Конечно, в любой момент можно стать резидентом «Импакт Хаб» – работать в коворкинге и иметь доступ к ресурсам, в том числе международному сообществу.

Площадка Импакт Хаб– это небольшой коворкинг в Китай-Городе, который мы открыли чуть больше года назад. Когда только начинали, работали дистанционно и проводили первый Social Impact Award на партнерских площадках, но потом поняли, что людям нужно место, куда можно прийти - без этого невозможно развиваться. Сейчас в нашем пространстве работают социальные предприниматели, на мероприятиях встречаются представители разных групп, связанных как с бизнесом, так и с третьим сектором – и НКО, и сотрудники компаний, и инвесторы.

Уникальной чертой Хаба резиденты называют сообщество – то, как мы проводим интересные мероприятия, как знакомим резидентов и экспертов между собой. Ведь часто для развития нужны совсем не деньги, а полезные знакомства. Например, когда Олеся Кашаева собиралась открывать коворкинг для работающим мам, одна девушка из наших резидентов подсказала, где искать помещение, а сама Олеся порекомендовала ей хорошую маму-швею для проекта.

Ну и конечно «Импакт Хаб Москва» – это часть международной сети из 80 отделений, в которых работают больше 13 000 резидентов. С каждым годом появляется все больше связей между проектами в разных странах.

- Какими вы видите задачи развития среды на ближайшее время? 

- За 3 года работы у нас уже установились форматы основных программ. Мы прошли путь от масштаба посиделок с семьей и друзьями до мероприятий по 100 человек. Теперь понятно, что нужно начинать интеграцию во внешний мир. У нас достаточное количество кейсов, на основании которых можно сказать, что социальное предпринимательство – это классно, это работает и обосновать это показателями. Мы продолжим растить предпринимателей с самой ранней стадии идеи, но и усилим тот блок, который касается подготовки проектов для инвестирования, поэтому мы собираемся широко заявить в Москве и в России, что мы есть, что социальное предпринимательство работает и в него надо инвестировать. Наверное, это будет оспариваться, это неизбежно, но выходить во внешний мир необходимо.

- А вообще много ли у вас состоялось подобных сделок? Когда инвестор и проект подошли друг другу и вступили в отношения?

- Небольшие вложения до 100 000 рублей постоянно происходят. Этакие «мини-бизнес-ангелочки» постоянно помогают проектам, но начиналось все со спонсорских оплат участия предпринимателей в программе GROW. Это не инвестиции, это, скорее, целевое финансирование обучения предпринимателя. Для нас это был эксперимент: мы хотели показать начинающим руководителям проектов, что это значит, когда в тебя вкладывают деньги, предоставить им такой опыт. И стипендия для участия в программе обязывала их к регулярным встречам со спонсорами, к достижению определенных результатов, которые обговаривались на входе, составлению документов и так далее. В этом процессе возникло много разных нюансов, которые были не видны на вхизначально, в основном связанных с ответственностью за проект: ребятам приходилось решать, принимают ли они рекомендации и советы спонсоров или действуют самостоятельно, и на что это влияет. Очень полезный опыт получился, он пригодится и нам самим как будущим фасилитаторам реальных сделок.

Что же касается настоящих сделок, они не были для нас не целью, а скорее, побочным эффектом и пилотным проектом. Мы готовили проекты не под конкретные сделки, а в целом к тому, чтобы они были инвестиционно привлекательными для различных держателей ресурсов. Так, проекты Golova и Charity Shop победили в конкурсе Goodstarter, а основатель детского сада для детей с особенностями развития Надежда Самойлова выиграла и SAP UP, и конкурс фонда «Навстречу переменам».
Самая показательная история у Даши Алексеевой и проекта Charity Shop, которую с будущим инвестором познакомила другая участница программы GROW. Мы наблюдали весь процесс – от знакомства до получения повторных инвестиций, и тоже многому научились.

- Есть ли какая-то специфика у наших проектов относительно международных?

- Индия и Африка очень много работают с бедным населением. Часто предприниматели работают вне своих стран. В США, в Импакт Хабе в Окленде много программ по работе с меньшинствами.

В России проекты в основном локальные, например, направленные на включение в городскую жизнь групп людей, которые оказываются из нее выключенными по разным причинам. Большая тема – помощь людям с инвалидностью, она может быть как основной, так и побочной.

- Расскажите про вашу новую программу Unreasonable lab. В чем ее отличие от существующих программ?

- Unreasonable institute - это лучший в мире акселератор для социальных предпринимателей, который несколько лет проводил программы для бизнесов, готовых к росту и масштабированию, а потом разработал краткосрочные программы и теперь обучает представителей разных стран.

У них есть программа-интенсив по работе с импакт-инвесторами.  В ближайшие полгода мы будем у них учиться и готовить такую программу здесь. Это интенсив на 6 дней - набор знаний и навыков, которые необходимы для работы с инвесторами: питчинг, финансовое планирование, есть и reality check – формат, в котором участники проверяют свою идею на целевой аудитории – потенциальных инвесторах. Причем программа заточена именно под социальное предпринимательство, с учетом особенностей рынка. Мы решили не изобретать велосипед, а адаптировать уже существующую отличную программу. Поэтому в ближайшие полгода – будем этим заниматься.

Автор: Мария Иванова

Дата публикации: 30 марта 2016

#Impact Hub Moscow #социальное предпринимательство

 2740   117  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно