Социальное воздействие в денежном выражении: как считать социальный возврат на инвестиции
Под социальным воздействием или социальным эффектом социально-предпринимательской деятельности понимается та польза, которую социальное предприятие приносит обществу, причём не только непосредственным благополучателям, но и всему местному сообществу, и государству в целом.
Зачем социальным предпринимателям измерять своё социальное воздействие и как проводить его оценку, разбираемся вместе с руководителем образовательных программ Фонда «Наше будущее» Екатериной Бесшапошниковой.
Оценивая социальные результаты своего проекта, предприниматель видит его эффективность и понимает, как планировать дальнейшую работу, чтобы позитивное воздействие увеличивалось. Также оценка, предполагающая получение обратной связи от благополучателей, помогает дорабатывать свои продукты и услуги, с тем чтобы наиболее точно попасть в запрос клиентов. А ещё её результаты можно использовать в маркетинговых целях – для продвижения проектов и привлечения новых клиентов.
Кроме того, оценка социального эффекта важна при взаимодействии с государством: с одной стороны, у организации, подтвердившей достижение конкретного социального результата, больше шансов на получение поддержки, с другой – само государство может учитывать вклад социальных предприятий при социально-экономическом планировании.
Социальным инвесторам результаты оценки помогают сравнивать проекты, в том числе реализуемые в разных областях, и выбирать для вложения средств наиболее перспективные с точки зрения как инвестиционной привлекательности, так и социальной результативности.
Существуют различные методики измерения и анализа социального воздействия, но все они базируются на оценке социальных результатов в натуральном выражении. Такими натуральными показателями могут быть количество трудоустроенных лиц, относящихся к социально незащищённым категориям, число обучившихся в образовательной организации человек, объёмы произведённой социально значимой продукции и т. д. Недостаток оценки социального воздействия на основе натуральных показателей заключается в том, что её можно использовать только для сравнения эффективности предприятий, работающих в одной сфере.
Фонд «Наше будущее» пользуется методом SROI – оценки социального возврата на инвестиции (Social Return on Investment). Социальный возврат на инвестиции – это представленное в денежном выражении соотношение полученных социальных результатов и ресурсов, затраченных для достижения поставленной социальной цели всеми заинтересованными сторонами.
Алгоритм проведения оценки с применением данного метода – многоступенчатый. Разберём основные этапы на конкретном примере предприятия, организующего социальное обслуживание на дому. Заинтересованными сторонами в данном случае будут клиенты – представители социально незащищённых групп населения (пожилые граждане, люди с инвалидностью и др.), прочие клиенты (например, люди после операции), семьи всех этих клиентов, сотрудники данной организации, государство.
После определения заинтересованных сторон составляется карта социальных результатов – модель, показывающая, на решение каких проблем и обеспечение каких потребностей каждой из групп заинтересованных лиц направлена деятельность социального предприятия, каких кратко- и среднесрочных социальных результатов она позволит достичь.
Так, для пожилых людей работа рассматриваемой организации решает проблему их одиночества и сложностей с самообслуживанием. Краткосрочным (тем, который можно проследить в рамках одного года) результатом обслуживания пожилого человека на дому будет улучшение его психологического состояния, обеспечения ему бытового комфорта. Среднесрочным социальным результатом – увеличение продолжительности и улучшение качества жизни.
Проблемы родственников – недостаток времени для ухода за пожилым человеком, незнание особенностей такого ухода, риск возникновения психологических проблем. Краткосрочным социальным результатом деятельности социального предприятия для них является сохранение материального положения на прежнем уровне: им не приходится оставлять работу и терять заработок либо нанимать постоянную сиделку, а также психологический комфорт от понимания, что их пожилой родственник получает квалифицированный уход, кроме того, они сами учатся ухаживать за ним правильно, если обращаются за соответствующей консультацией к социальному предприятию.
К проблемам/потребностям сотрудников организации можно отнести выгорание, свойственное социальным работникам, потребность в достойной зарплате и профессиональной самореализации, сложность поиска работы в небольших городах и посёлках. Соответственно, создание в небольшом населённом пункте предприятия, где они могут работать, избавляет их от необходимости тратить время и деньги на поездки в другой город на работу, а обеспечение достойного уровня заработной платы и других условий, например занятий с психологом, позволяет предотвращать выгорание сотрудников и обеспечивает им стабильную занятость.
Польза для государства выражается в оптимизации бюджетных расходов, увеличении доходов бюджета за счёт налогов, которые платит предприятие, выполнении социальных обязательств перед населением. В результате деятельности социального предприятия бюджетные средства экономятся (оплатить оказание пожилому человеку социальных услуг на дому дешевле, чем, например, обеспечить его содержание в доме престарелых), социальная напряжённость снижается, а в более долгосрочной перспективе увеличивается продолжительность и качество жизни граждан, растёт их лояльность к государству.
Таким образом, при составлении карты социальных результатов формируется чёткое представление, с кем работает социальное предприятие, какие проблемы решает и каких результатов планирует достичь.
Следующий этап – выявление реальных результатов деятельности предприятия на основе обратной связи от клиентов. Собрать её можно, проведя их анкетирование. В анкету Екатерина Бесшапошникова рекомендует включать следующие блоки.
- Социально-демографические характеристики: пол, возраст, семейное положение/состав семьи получателя услуги – можно предложить такие варианты ответа: одинокий (нет близких родственников), одиноко проживающий (есть родственники, которые живут отдельно, в том числе в другом городе), живущий с семьёй.
- Выявление и уточнение социальной проблематики: причина, по которой человек обратился в организацию (нужна периодическая помощь в бытовых или других делах, полное отсутствие возможности самообслуживания и т. д.), варианты видов помощи, которая была нужна.
- Определение результативности работы социального предприятия и влияния других организаций на достижение социального эффекта. Необходимо узнать, решены ли и в какой степени на момент составления анкеты проблемы, с которыми клиент обратился в организацию, и выявить, насколько именно обслуживание в ней обеспечило их решение. Это актуально в том случае, если с человеком работает несколько предприятий одного направления. Ответы могут быть выражены числовыми показателями, например: 1 – обслуживание в вашей организации было определяющим фактором в решении проблемы, 0,5 – обслуживание оказало существенное влияние, 0,25 – влияние организации есть, но несущественное, 0 – обслуживание не оказало никакого влияния. Также важно узнать, какие ещё проблемы остаются нерешёнными – здесь варианты ответов не нужны, человек может высказать своё мнение так, как захочет. А организация на основе этих данных сможет определить, в каком направлении дальше развиваться. Кроме того, нужно спросить, как долго клиент у вас обслуживается: до года, от года до трёх лет и т. д. Это важно для отслеживания среднесрочных эффектов деятельности – такой анализ можно проводить именно на основе информации от тех, кто пользуется услугами организации дольше года.
- Сведения, необходимые для повышения качества социального обслуживания организацией в целом. Выясняется, насколько человек доволен качеством оказанных услуг, если доволен не в полной мере, чего, по его мнению, не хватает.
- Информация, которая позволит повысить качество социального обслуживания, связанное с работой персонала, – удовлетворён ли клиент взаимодействием с работником, непосредственно оказывающим ему социальные услуги, и, если не удовлетворён полностью или частично, что является причиной. Нужно попросить клиента указать того сотрудника, который с ним работает, чтобы иметь возможность принимать определённые управленческие решения в отношении него. Иначе выяснить, кем именно клиент недоволен, не получится, так как рекомендуется использовать анонимные анкеты, без указания Ф. И. О. клиента.
- Маркетинговый раздел, включающий вопросы о том, достаточно ли человек информирован об услугах организации и что, по его мнению, можно сделать для повышения качества её работы. Включать его в анкету не обязательно, но можно, для того чтобы сделать выводы о том, насколько ваши клиенты осведомлены о вашей работе и что можно сделать, чтобы работать лучше.
Поскольку предусмотреть все варианты ответов, которые могут дать клиенты, отвечая на вопросы анкеты, невозможно, для большинства из них лучше предусмотреть поля для свободных ответов.
На основе результатов анкетирования для каждого социального результата, прописанного в карте, определяются натуральные показатели. Как это делается? Допустим, у организации на обслуживании находится 45 человек. Если 80 % из них в рамках анкетирования подтвердили улучшение своего психологического состояния и уменьшение чувства одиночества, значит, натуральный показатель для этого социального результата – 36 (45*0,8). Или, например, если 60 % опрошенных родственников отметили, что их научили ухаживать за пожилыми родственниками, значит, показатель для этого результата – 27 (45*0,6).
Такие расчёты необходимо сделать для каждого социального результата, намеченного для каждой заинтересованной стороны, в том числе сотрудников организации и государства. Причём если для получения данных по такому результату, как улучшение психологического состояния работника, предотвращение его выгорания, нужно, разумеется, его опросить, то информация о том, экономит ли он деньги на дорогу за счёт расположения места работы в шаговой доступности и превышает ли его заработная плата среднерыночную, есть у самой организации. То же самое – в отношении показателей, характеризующих социальные результаты для государства. Если организация платит налоги и страховые взносы за каждого из своих семи сотрудников, значит степень достижения результата «получение государством дополнительных бюджетных средств» – 1, а натуральный показатель – 7.
Далее следует довольно сложный этап – подбор и расчёт стоимостных эквивалентов для всех натуральных показателей. Фактически речь идёт о том, сколько будет стоит альтернативный использованию услуг вашей организации вариант решения проблемы.
Если проблема, на устранение которой направлена деятельность организации, может быть решена существующими на рынке способами, нужно смотреть на цену соответствующей услуги/продукта, например услуг частной сиделки или помощника по хозяйству. Информацию об их стоимости нужно искать в открытых источниках.
Когда альтернативным вариантом является решение проблемы клиентом самостоятельно, нужно оценивать затраченные им временные и финансовые ресурсы. Например, если для того чтобы ухаживать за пожилым родственником, кто-то из его семьи увольняется с работы, стоимость такого альтернативного способа можно рассчитывать, ориентируясь на среднюю заработную плату по России (согласно официальным данным Росстата).
Стоимостной эквивалент подбирается для каждого социального результата. Для получения величины социального результата в денежном выражении его стоимостный эквивалент умножается на число благополучателей, степень достижения результата и коэффициент атрибуции (показывает, насколько деятельность именно вашей организации повлияла на достижение результата). Полученные для каждого социального результата значения суммируются, итог – это и есть социальные результаты предприятия за год в стоимостном выражении.
Дальше оцениваются инвестиции в проект каждой заинтересованной стороны. В случае, когда оказание пожилому человеку услуг по социальному обслуживанию на дому социальным предприятием оплачивается государством, сам клиент и члены его семьи ничего не инвестируют, сотрудники организации инвестируют своё рабочее время – вклад оценивается по их фактической заработной плате, а государство – непосредственно стоимость социальных услуг предприятия.
Теперь остаётся только вычислить коэффициент социального возврата на инвестиции, поделив общую стоимость социальных результатов на сумму инвестиций. Если, например, полученный коэффициент SROI – 2,76, значит, каждый рубль, вложенный всем обществом в предприятие, приносит 2,76 рубля социальной пользы.
Чем больше этот коэффициент, тем больше социальное воздействие соответствующего предприятия.
Вывод и рекомендации
Применение метода SROI для расчёта социальных эффектов организации – довольно сложный и трудоёмкий процесс, поэтому можно вводить такую оценку поэтапно, считает Екатерина Бесшапошникова.
Первый этап – составление карты социальных результатов, это позволит сформировать чёткое представление, с кем предприятие работает, какие проблемы решает, каких результатов хочет достичь.
Второй этап – определение нескольких натуральных показателей, данные по которым будут собираться с помощью анкетирования.
Третий этап – формирование анкет и проведение анкетирования клиентов, то есть получение от них обратной связи на регулярной основе (например, раз в полгода или раз в год). На этом этапе также уточняется вклад в решение проблем клиентов со стороны других организаций (атрибуция).
Четвёртый этап – подбор для всех натуральных показателей стоимостных эквивалентов. Поскольку неподготовленному человек сделать это сложно, можно обратиться за помощью к специалистам. Эксперты Фонда «Наше будущее» оказывают социальным предпринимателям соответствующую помощь. Например, здесь можно посмотреть примеры расчёта социального воздействия для трёх социальных предприятий Югры.
Пятый этап – оценка инвестиций заинтересованных сторон, расчёт коэффициента социального возврата на инвестиции.
Шестой этап – для зрелых социальных предприятий: регулярная публикация нефинансовой (социальной) отчётности. Можно расширить её данными о стоимостной оценке достигнутых за год социальных результатов, показывая тем самым и государству, и другим социальным инвесторам, и непосредственно клиентам эффективность организации.
Автор: Мария Шувалова
Дата публикации: 2 августа 2024
#социальное предпринимательство #социальное воздействие #фонд наше будуще #оценка социального воздействия #SROI433 3