"Во-первых, это красиво…"

Словосочетание "социальный предприниматель" даже звучит красиво. А какие талантливые проекты у них есть! Керамика, очаровательные шапочки, адаптивная одежда, мыло и игрушки ручной работы, расписные деревянные скульптуры, кружки с берестой и многое другое из того, что наполняет нашу жизнь красотой и уютом.

Однако за рукотворной красотой всегда стоит большой труд, у каждого социального предпринимателя есть свои "во-вторых", "в-третьих"… Ведь этот путь очень непростой. Нужно вложить огромное количество сил, иметь искреннее желание помогать другим, многое преодолевать и многому учиться. Это очень непростой выбор, но те, кто сделал его, получают нечто большее, чем деньги.

"Во-вторых, это образ жизни..."

Музей-предприятие "Рыбинские рыбы" из Рыбинска занимается возрождением традиционных ремесел. Здесь рассказывают об истории края, а еще создают расписные настенные деревянные скульптуры диковинных рыб, которые представляют собой новое прочтение старинных художественных промыслов.

"Мы начали работу в 2012 году. И не только несем миссию по сохранению культурного кода, но и социальную составляющую – даем работу пенсионерам, многодетным, матерям-одиночкам", – говорит директор предприятия Алексей Алексашин.

По его словам, самым трудным за это время была отработка технологии и сбыт, который носит сезонный характер. "Спасибо Фонду "Наше будущее" за выставку-ярмарку "Ладья", где мы могли выставиться зимой", – отметил Алексашин.

Впрочем, все проблемы решаемы, когда есть цель. Для Алексея Алексашина социальное предпринимательство – это образ жизни, и другой он даже не представляет:"Даже если бы мне дали в управление огромный завод и я бы, предположим, смог с ним справиться и заработал кучу денег, не уверен, что это принесло бы мне радость. Это же скучно: зарабатывать деньги ради денег! Мы занимаемся тем, что приносит нам удовольствие. Доход лишь позволяет нам дальше развивать музей. Думаю, что сейчас люди утолили первичные потребности и хотят чего-то большего"

Социальное предпринимательство стало образом жизни и для супругов-художников из Рыбинска Павла Гаврилова и Лии Виснапу, которые открыли мастерскую "Веселый войлок", привлекли для работы многодетных мам, обучили людей, которые делают по авторским эскизам Павла забавных зверушек, куклы-сувениры, панно, различные аксессуары. Техника сухого валяния позволяет облекать войлок практически в любую форму. А талант Павла обрекает эти изделия на уникальность: продукция "Веселого войлока" заметна настолько, что ее дизайн неоднократно пытались копировать. "Веселый войлок" удачно вписался в программу "Больше, чем покупка", запущенную Фондом "Наше будущее" и компанией"ЛУКОЙЛ". 

"Это замечательное решение проблемы сбыта для таких предприятий, как наше"– уверена Виснапу. 

"В-третьих, это авантюрно…"

Не так-то много в России малых городов, которые привлекают большой туристический поток. Коломенский посад – исключение. И делают его столь популярным проекты некоммерческого партнерства "Город-музей", несколько лет назад поддержанного Фондом "Наше будущее". Сначала были музей и фабрика пастилы, потом – возрождение настоящего коломенского калача, а затем появилась и мануфактура "Душистыя радости".

Социальные предприниматели Марина Волкова и Наталья Бакушина в 2012 году решили варить мыло по рецептам XIX века и продавать его в лавке при мануфактуре. Сейчас в их ассортименте более 20 сортов мыла. Варится оно на оливковом масле или говяжьем жиру, ароматизируется натуральными эфирными маслами, красиво упаковывается и выглядит, словно кусочек XIX века. Еще здесь делают подарочные наборы с ароматным саше, масляными духами, дамскими предметами из бархата, вышитыми шелковой лентой, а к новому году по старинной технологии вручную создали изумительные ватные елочные игрушки.

"Когда мы начинали, у нас с подругой не было никакого опыта, - говорит Марина Волкова. - А цена ошибки очень велика. Нам помогло, что рядом были опытные юристы и экономисты. Я вообще советую всем начинающим социальным предпринимателям семь раз отмерить, один отрезать. Трудности подстерегают социального предпринимателя на каждом шагу: то нехватка средств, то кризис, то незнание законов. Да, начинать свое социальное предпринимательство – это немного авантюрно, но оно того стоит. Ты не просто продаешь что-то, ты созидаешь. И это приносит огромное удовольствие и от процесса, и от обратной связи, когда созданное тобой так нравится людям".

А еще это огромная ответственность, многие социальные предприниматели дают рабочие места, в том числе и социально незащищенным людям.

Например, в рамках проекта "Шапка рулит" мамы в декрете и мамы особенных детей шьют флисовые пончо ручной работы и вяжут яркие необычные шапки. В год под этим брендом продается до полутора тысяч головных уборов, что обеспечивает дополнительным стабильным доходом более 20 надомниц, работающих не только в Красноярске, но и в небольших поселках края, где работу молодой маме найти крайне проблематично. Для большинства надомниц это единственная возможность заниматься интересным, творческим делом, получать неплохие деньги и при этом оставаться с детьми, в семье.

"В-четвертых, это спасение…"

Когда-то статуэтки конаковского фаянсового завода стояли в каждой советской квартире: пионерки, клоуны, очаровательные собачки… Да что там! Даже кабинет английской королевы украшал очаровательный фаянсовый жирафик! В 90-е этот народный промысел, бренд России, почти исчез: обанкротился завод, ушли мастера, традиции и преемственность были прерваны. К счастью, в 2009 году Валерий Солонбеков решил восстановить производство легендарного фаянса. Для этого пришлось строить новое производство, искать нужные материалы, приглашать мастеров… Деньги кончились, как обычно, в самый неподходящий момент. И если бы предприятие не выиграло конкурс Фонда "Наше будущее", этот народный промысел мог так и не возродиться. Сейчас в ассортименте – более 600 наименований продукции, есть созданные по старинным образцам, а есть уже придуманные современными мастерами.

Берестяной, исконно русский, промысел спасла промышленный дизайнер Марина Турлай, которая, соединив керамику и бересту, создала потрясающий дизайнерский продукт – "Берёсту". Это обернутая берестяными полосками керамическая посуда и кружки. В проекте задействованы мастера-берестянщики из Шимского района Новгородской области. Они чуть ли не единственные в стране знают, как правильно сдирать бересту с березы. Еще немного и этот навык был бы навсегда утерян.

Кроме того, это инклюзивный проект, "одевают" кружки корой и теснят на ней надписи в том числе и люди с инвалидностью. А специально для слабовидящих на одной из коллекций "Берёсты" на поверхности бересты нанесены объемные надписи шрифтом Брайля.

"В-пятых, это необходимо…"

Социальное предпринимательство не просто строит бизнес, но находит еще неосвоенные направления, делает то, что остро необходимо для узкой категории людей. Например, линейка женской одежды NELKAdaptive специально рассчитана на тех, кто волею судьбы оказался в инвалидной коляске.

Творческие мастерские "Кудесы" возникли в Ярославле шесть лет назад усилиями родителей особенных детей организации "Лицом к миру". Мастерские – гончарные, ткацкие, столярные, кожевенные – обеспечивают занятостью и профориентацией около 40 подростков, молодых людей и девушек с ментальной инвалидностью.

"Для нас не стоял вопрос: делать мастерские или нет. У нас выбора не было. Мы должны научить ребят самостоятельности и дать им работу, – говорит Наталья Жужнева. – И сейчас наши мастерские выпускают кожные ремни, портмоне, сумки, различную керамику и… даже подарочные огнетушители".

Конечно, средства пожаротушения они не производят, но был большой заказ расписать и украсить небольшие подарочные огнетушители. Почему бы и нет?

Самое главное, что в мастерских ребята осваивают профессии, оттачивают операции, а когда видят готовую продукцию, то чувствуют себя мастерами, а для них это очень важно.

"Самый трудный вопрос – это сбыт. И тут здорово выручают и региональные ярмарки, и выставка-ярмарка народных художественных промыслов "Ладья", – считает Жужнева.

Социальное предпринимательство может принимать самые разные формы, и тут все зависит от таланта, тех, кто готов вкладывать в проект частичку своей души. Так, существует целый благотворительный сериал "Летающие звери", который выпускает анимационная студия "Да!". Все доходы, полученные от продажи лицензий на использование милых, очаровательных персонажей мультсериала, не возвращаются в студию, а поступают тяжелобольным детям.

Фото предоставлены Натальей Жужневой, Мариной Волковой, Алексеем Алексашиным

 

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 21 февраля 2020



 1230   7  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно