Будущее как факт
Первая часть материала: Мэтью Манос - гений pro bono
По версии Huffington Post, Мэттью Манос — один из семи представителей поколения миллениалов, которым действительно удалось изменить что-то в этом мире. Недавно увидела свет вторая книга Маноса «По направлению к превентивному соцпредпринимательству» (Toward a Preemptive Social Enterprise). Новый социальный бестселлер посвящен актуальному сегодня тренду социального проектирования, а еще конкретнее — умению… предвидеть будущее.
Распространяется новое издание по модели «отдай половину». PDF-копию можно купить за 10 долларов, вторая будет тут же отослана начинающему социальному предпринимателю. Бумажную книгу — за 100, и еще 10 таких же книжек поступят в университет.
С помощью этой книги Манос, рассказывает портал, хочет научить новое поколение соцпредпринимателей интегрировать стратегическое прогнозирование в свою деятельность и научить их… предсказывать будущее. «Социальные предприниматели всегда немного опаздывают, – пишет он. – Мы исходим из установки, что наша обязанность — начинать действовать исключительно после того, как разразился кризис. А потом постепенно, по кусочку откусывать от назревших проблем, чтобы как-то стабилизировать ситуацию. Реагировать необходимо, но ожидать того, что подобные «посттравматические инновации» являются единственной отправной точкой для целого сектора, — по меньшей мере неперспективно. Что если мы попробуем предотвратить будущие проблемы — вместо того чтобы только решать уже существующие? Что если социальные предприниматели станут футуристами?»
Книга представляет собой сборник эссе о людях, которым это удалось, советов, как научиться заглядывать в будущее и не упускать возможность быть впереди проблем, интервью с футуристами и знатоками проблемы. Свой вклад в ее написание внесли 20 человек.
«Возьмите любое социальное предприятие — и оно почти наверняка будет иметь в своей основе реакцию на прошлое, – пишет Манос. – Умение реагировать — невероятно нужное, но искусство предотвращать — гораздо более важное и сложное».
Двуликий Манос
Мэттью шутит, что, работая по модели «отдай половину», испытал нечто похожее на раздвоение личности. Одна его часть — серьезный бизнесмен, другая — не менее серьезный филантроп. Подобное совмещение привело его к четкому осознанию разницы между традиционным бизнесом и социальным предпринимательством. Он заметил, что бизнесмены, думающие исключительно о прибыли, умеют балансировать между реакцией и превентивными мерами, а вот сознательные социальные предприниматели сосредотачиваются почти исключительно на реакции.
«Иногда то, что является совершенно очевидным в сфере традиционного бизнеса, никогда даже не упоминается в «третьем» секторе, – говорит он. – И наоборот. Если говорить о стартапах, большинство тем, которые я поднимаю в своей книге, являются для них совершенно очевидными. Они не сомневаются в необходимости инвестировать в будущие тренды, думать о стратегическом прогнозировании и т.д. Но, когда речь идет о социальных предприятиях, картина кардинально меняется: подавляющее большинство из них были созданы как реакция на нечто, случившееся в прошлом».
В то время, как крупные бизнесы вкладывают огромные средства в научно-исследовательские, инжиниринговые и испытательные работы и составляют планы на десятилетия вперед, социальные предприятия делают это крайне редко. Есть, конечно, редкие исключения. Некоторые бизнес-инкубаторы нацелены именно на решение назревающих социальных проблем. Существуют и акселерационные программы (в частности, в Университете Singularity), цель которых — прогнозировать будущие изменения. Один из примеров — проекты, связанные с климатическими проблемами: волей-неволей они должны фокусироваться на том, что завтра ситуация станет только хуже, и работать именно с этим будущим.
«Но в общем и целом третий сектор значительно чаще реагирует на проблему, чем предупреждает ее, – констатирует Манос. – А это означает, что мы теряем возможность быть впереди грядущих проблем».
Стихийные бедствия, бездомные и искусственный интеллект
Самый простой, лежащий на поверхности пример — это более продуманная и серьезная, качественная подготовка к стихийным бедствиям и борьбе с их последствиями. Как известно, катастрофы всегда захватывают человечество врасплох — даже в самых развитых, цивилизованных странах. После стихийного бедствия или наплыва беженцев, архитекторы принимаются строить жилища, экспериментировать с новыми системами доставки помощи. Если традиционная система образования не справляется с обучением детей, социальные предприниматели начинают строить свои школы и т.д.
«Это — проблемы известные, но есть и такие, о которых мы даже не подозреваем, с которыми еще не сталкивались, но непременно столкнемся. Их можно предсказать и смягчить — если не предотвратить» - говорит Манос.
«Настоящая золотая жила для социальных предпринимателей — это искусственный интеллект», – приводит пример такой проблемы Манос. Что произойдет, когда люди все больше и больше работы будут отдавать машинам? «Это повлияет не только на наши доходы, это затронет всю нашу жизнь», – уверен он. О «бунте машин», который с таким азартом предсказывали фантасты, говорить всерьез вряд ли можно, но есть и другие, очень ощутимые опасности. «У людей станет значительно больше свободного времени. Как они его используют? Возможно, станут гораздо больше злоупотреблять наркотиками, – прогнозирует он вероятные варианты развития событий. – Потеряв работу, они неизбежно будут испытывать кризис самооценки, что может приводить к психическим заболеваниям и самоубийствам».
Некоторые проблемы существуют сегодня — и будут, скорее всего, существовать в будущем. Но в каком виде? Возьмем бездомных. Манос уверен, что социальные предприниматели должны сегодня думать о том, как будет выглядеть ситуация с «людьми улиц» лет через десять. Вполне возможно проанализировать положение дел и принимаемые в этой области меры — и составить примерную картину того, к чему приведет сегодняшняя работа в данном направлении. «Можно поставить вопрос и так, – продолжает он. – Работая с бездомными именно так, а не иначе, какое будущее мы пытаемся построить?»
Путь в будущее лежит через будущее
Он предлагает социальным предпринимателям сначала представить себе идеальное будущее и именно его делать отправной точкой в своих усилиях, поменяв направление движения. Если раньше они двигались от прошлого к будущему, то теперь — от будущего к настоящему. Вся работа социальных предприятий должна приводить к построению этого будущего. Такой подход является и способом совладать с тем, казалось бы, безысходным и неопровержимым фактом, что мы не можем предсказать, как изменится мир. «Мы вступили в эпоху, когда уже невозможно — как это было еще не так давно — предсказать, в каком направлении будет развиваться технический прогресс, какие приспособления и усовершенствования он нам принесет в ближайшие года четыре, – пишет Манос. – Как нам, дизайнерам, понять рынок будущего и будущее дизайна? Все очень просто: мы сами его создадим».
В фирме verynice с недавних пор существует специальный отдел, в котором сотрудники помогают клиентам научиться «мыслить футуристически». «На мой взгляд, инвестировать в будущее —самая надежная вещь на свете», – считает Манос.
Подготовила Екатерина Савостьянова
Дата публикации: 27 сентября 2016
#зарубежный опыт #зарубежные социальные предприниматели867 106