Экономика социальных эффектов
Россия вступила в эру новой экономики – экономики человека. Национальные цели развития, которые были представлены Президентом Российской Федерации 29.02.2024 г. в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, охватывают практически все направления развития страны и её человеческого капитала на долгосрочный период до 2030-2050 гг.: регионы, ЖКХ и транспорт, технологическая база развития, предпринимательство и бизнес, экология, культурное наследие страны. Ключевые инвестиции и проекты заявлены в социальной сфере, в том числе, новые нацпроекты – «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры» и «Экономика данных». Владимир Путин анонсировал федеральные затраты на сумму не менее 9,713 трлн руб. К 2030 году все регионы России должны стать экономически более самодостаточными — это вопрос справедливости, равных условий для самореализации граждан и высоких стандартов жизни на всей территории страны[1].
В интервью Дмитрию Киселёву в марте 2024 г. Президент России подтвердил значение поставленных целей: «Вы знаете, на первом этапе нам нужно выполнить всё, что было заявлено в Послании Федеральному Собранию несколько дней назад. У нас большие планы. Они носят совершенно конкретный характер в сфере развития экономики, социальной области, поддержки материнства, детства, семей с детьми, поддержки пенсионеров.»[2].
Принципиальная задача для всех уровней управления – перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти, работу органов власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на новых данных – на основе больших данных. Эффект будет в полном смысле комплексным, мультипликативным. Это кратное повышение качества управления и производительности труда, рабочие места с передовыми компетенциями и высокими заработными платами, доступность услуг, сервисов, принципиально иные возможности для граждан России, для человека[3].
Масштаб задач и скорость их реализации являются вызовами новой экономики, в которой государственные инвестиции реализуются совместно со всеми экономическими субъектами, опираясь на новые инструменты нормативно-методического регулирования, цифровые ресурсы, общественные и региональные сообщества. Ключевыми факторами успеха инвестиций является достижение социальных эффектов от национальных, региональных, отраслевых проектов социального воздействия, то есть конечными результатами данных проектов являются качественные и количественные показатели улучшения для конечных бенефициаров (тех категорий граждан, на кого данные проекты направлены: молодёжь, семьи, дети, безработные, пенсионеры и т.д.).
Таким образом, современный этап развития национальной экономики России отмечается переходом экономических субъектов деятельности (государства, регуляторов, инвесторов, предпринимателей, потребителей) к новым формам социально-экономического взаимодействия с обществом и стейкхолдерами, в которых товарно-денежные отношения дополняются обязательными условиями регулирования социальных эффектов деятельности организаций. Этот процесс сопровождается формированием нового направления в профессиональной деятельности субъектов: социальное управление деятельностью предприятий и оценка социальных эффектов этой деятельности. Формируя концепцию социального управления можно выделить роль субъектов управления (руководители, осуществляющие персональное руководство, и коллективные органы управления любыми общностями людей) в достижении объектами управления (производственные, структурные, функциональные объекты управления в организации) и цели социального управления (в концепции устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер, обеспечивают сбалансированность экономического, социального и экологического развития, отражённые в социальной отчётности организации), и соотнести их с возможностью оценки социальных эффектов социального управления (измерения социальных результатов деятельности организаций и субъектов управления)[4].
Развитие проектов социального воздействия и реализации государственной поддержки в Российской Федерации обеспечивает Фонд президентских грантов[5], который является единым оператором государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации с 3 апреля 2017 года. На конкурсной основе Фонд выделяет гранты Президента Российской Федерации на реализацию социально значимых проектов некоммерческих неправительственных организаций и способствует развитию сектора таких организаций, благотворительности, добровольчества, в том числе, через софинансирование поддержки общественных инициатив, оказываемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональными операторами). В 2023 году было одобрено и софинансировано 3 349 проектов, общая сумма грантов составила 7,8 млрд. руб. Фонд президентских грантов оценивает, какой социальный эффект был достигнут по итогам реализации поддержанных проектов и какие инициативы были осуществлены наиболее успешно. Поэтому завершающим этапом мониторинга реализации проектов, получивших президентский грант, является оценка их результатов (оценка социальных эффектов). В 2023 году оценке подлежали 4 тыс. проектов, поддержанных Фондом президентских грантов и завершенных в 2022 году. По мнению участников оценки, 85% проектов реализовано успешно, 12% – удовлетворительно, 3% – неудовлетворительно. В 2023 году результаты проектов оценили:
- 85 субъектов Российской Федерации в лице представителей органов исполнительной власти;
- Общественная палата Российской Федерации;
- 73 общественные палаты субъектов Российской Федерации;
- 74 эксперта конкурса;
- 742 победителя конкурсов;
- 17 168 благополучателей (социальных бенефициаров).
Другим оператором государственной поддержки социально-значимых проектов является Президентский фонд культурных инициатив[6], по итогам независимой экспертизы заявок на первый основной конкурс 2024 года будет поддержано 883 проекта из 85 регионов на общую сумму 3 917 150 903 рубля, гранты получат проекты в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, средний уровень софинансирования проектов в этом конкурсе — 92%. Регионы, авторы которых предлагают наибольшие суммы собственного вклада в реализацию проектов: Псковская область, Пермский край, ЯНАО, Ленинградская область, Камчатский край и другие. Оценка результатов проектов социального воздействия включает следующие процедуры[7]:
- Оценку результатов проектов организациями, реализовавшими данные проекты (самооценка);
- Оценку результатов проектов работниками фонда на основе информации, собранной в ходе мониторинга реализации данных проектов (оценка социальных эффектов оператором проекта);
- Оценку результатов проектов заинтересованными сторонами на портале оценка.гранты.рф;
- Подведение итогов оценки результатов проектов.
Для содействия устойчивым инвестициям в соответствии с более широкими экономическими целями Россия активно внедряет рыночные и ориентированные на риски механизмы поддержки. 15 апреля 2023 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 603 «Об утверждении приоритетных направлений для проектов технологического суверенитета и структурной модернизации экономики»[8] (далее – Таксономия) была создана специальная структура для привлечения средств для проектов в важнейших секторах, которые способствуют структурной трансформации экономики страны. Документ был разработан совместно Министерством экономического развития, Банком России и ВЭБ.РФ, национальным институтом экономического развития России.
Достичь социального эффекта в области образования, спорта, соцзащиты и занятости населения с помощью поощрения проектов, уже реализованных в этих сферах благодаря гражданским инициативам, предложил регионам кабинет министров РФ, что нашло отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 года № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 — 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»[9]. Одна из задач начинания — сформировать портфель проектов для привлечения к реализации нацпроектов частных инвестиций, некоммерческих организаций и иных внебюджетных источников. Проекты социального воздействия – это финансовый инструмент, подразумевающий соглашение между государством и инвестором о реализации проекта, где оплата организатору осуществляется только после достижения определённого социального эффекта. ВЭБ.РФ как оператор проекта обеспечивает его мониторинг и организует проведение независимой оценки достижения социального эффекта. В настоящее время ВЭБ.РФ – оператор 12 проектов соцвоздействия в 9 регионах[10].
В условиях санкций и попыток изоляции России на международной политической арене в период 2022-2024 гг. опыт Российской Федерации в направлении социальных инвестиций был отмечен на международном уровне проекты социального воздействия получили международное признание: ВЭБ.РФ получил две премии ADFIAP[11] в 2020 и 2022 г. за реализацию проектов социального воздействия в сфере образования в Республике Саха (Якутия) и в сфере социальной защиты населения в Приморском крае. Три инициативы Российской Федерации, реализуемые в рамках пилотной апробации методологии управления проектами социального воздействия — «Проекты социального воздействия», «ПроШкола» и «Создание сети современных кампусов» — были включены в «Отчёт G20 по устойчивому финансированию за 2023 год»[12], как лучшие страновые примеры по организации финансирования социально-направленных инвестиций. Этот документ, являющийся итогом деятельности Рабочей группы по устойчивому финансированию (Sustainable Finance Working Group, SFWG) «Большой двадцатки», был упомянут в Делийской Декларации лидеров «Группы двадцати».
Рис.1 «Отчет G20 по устойчивому финансированию за 2023 год». Источник
С учётом анализа текущего и перспективного развития рынка социальных инвестиций в Российской Федерации, в 2024 года потребность в профессиональной и независимой оценке социальных эффектов от реализации проектов социального воздействия отмечается как ключевая не только на уровне грантовых программ с участием государственных (на уровне федеральных, региональных, муниципальных бюджетов), корпоративных (организации, отрасли экономики РФ), частных инвесторов, но и в профессиональном сообществе социально ориентированных организаций и предпринимателей. Этап формирования мотивации общества и бизнеса России к социальным инвестициям в различные сферы воздействия на качественные и количественные показатели жизни конечных благополучателей или целевых бенефициаров (граждан страны) сменился этапом управления результативностью достижения целей социального инвестирования, и этот этап зависит, в том числе, от профессиональных компетенций команды проекта социального воздействия. Эти компетенции являются междисциплинарными, объединяющими фундаментальные и прикладные знания и навыки в широком спектре наук.
Для формирования механизма масштабирования результатов деятельности в области социальных инвестиций, в том числе, реализуемых на средства государства и бизнеса, необходимо создать в России новый уровень компетенций профессиональных кадров, руководителей и специалистов по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий. Одним из элементов этого системного решения может быть выстраивание проактивной модели подготовки кадров в рамках национальной системы квалификаций, включающей описание нового вида профессиональной деятельности, профессионального стандарта и профессиональных квалификаций, формирования образовательных программ на базе него ПС.
Для решения этой задачи Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» (далее – Фонд «Наше будущее») и Совет по профессиональным квалификациям в сфере управления и права (далее – СПК УП), провели исследование направления социальных инвестиций в России с учётом нового уровня взаимодействия государства, частных инвесторов, организаций в разных областях экономики, выделили кадровые дефициты в части руководителей проектов социального воздействия и специалистов по оценке социальных эффектов.
На основе проведенного анализа, Фонд «Наше будущее» и СПК УП предлагают выделить новый вид профессиональной деятельности (ВПД) «Управление проектами социального воздействия, мониторинг, контроль и оценка социальных эффектов деятельности организаций». Основная цель ВПД: повышение эффективности и качества оказания услуг (выполнения работ) путем применения новых инструментов социального управления в деятельности организаций (проектов), направленных на достижение социально значимых эффектов[13].
Новый ВПД должен стать источником описания профессиональных квалификаций, который выделит ключевые знания и навыки по управлению проектами социального воздействия, оценке социальных эффектов, позволяющие руководить организациями или проектами в области создания и оценки социальных эффектов экономической деятельности.
Рисунок 2. Роли участников проектов социального воздействия (схема представлена на сайте Агента Правительства РФ – ВЭБ.РФ). Источник
На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что в Российской Федерации сложились объективные предпосылки для формирования национального, регионального, межотраслевого рынка труда по профессиональным квалификациям в сфере социального управления, в связи с масштабными социальными инвестициями как со стороны государства, так и социальных инвесторов, которые должны иметь возможность эффективно реализовать своё участие в социальном управлении в государственных инициативах, национальных и региональных проектах[14], ориентированных на достижение социальных эффектов.
Используя результаты исследования нормативно-правовой и методической базы системы социального управления, социальных инвестиций, проектов социального воздействия, проектами оценки социальных эффектов деятельности НКО, проведёнными Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», был сформирован проект профстандарта в котором выделены трудовые функции, трудовые действия, компетенции, востребованные в социальном управлении, в том числе, с учётом анализа актуального рынка вакансий.
Инициатива Фонда «Наше будущее» и СПК УП по разработке профстандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий» была поддержана 21 ноября 2023 года на заседании рабочей группы «Социальное предпринимательство» комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство»[15], а также 23 ноября 2023 года на заседании Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания РФ по теме «Системные изменения в социальной сфере: социальный эффект и перспективы» и 25.01.2024 на заседании Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания РФ по теме «Новые профессии в социальной сфере: гибкие навыки и их применение в отдельных отраслях социальной сферы».
Проект профстандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий» может стать основой для выделения соответствующих профессиональных квалификаций в национальной системе квалификаций России (НСК РФ), что позволит синхронизировать требования к ФГОСам и образовательным программам профессиональной подготовки и переподготовки, сформировать образовательные программы различных уровней (высшее образование, ДПО, МВА) необходимые для включения в подготовку специалистов по направлениям: экономика и менеджмент, юриспруденция, ГМУ и другим, с учетом растущего спроса на специалистов, экспертов и руководителей с компетенциями в части управления социальными эффектами.
Активное участие всех заинтересованных сторон: государства, работодателей, системы образования, профсообщества в работе над новым профстандартом должна способствовать формированию нового качества кадров для социальной экономики России, развитию профессионального образования.
Совет по профквалификациям в сфере управления и права совместно с Фондом «Наше будущее» приглашают всех экспертов рынка социальных инвестиций принять активное участие в профессионально-общественном обсуждении проекта профстандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий». Организации и специалисты могут обратиться по адресу spk@nasdobr.ru, чтобы получить пакет документов и включиться в экспертизу разработанного проекта ПС, предложить свои площадки для обсуждения в вузах, компаниях, профсообществах ключевых вопросов развития рынка труда и профобразования новой, перспективной профессии будущего в области управления проектами социального воздействия, оценки социальных эффектов. Социально-ориентированная экономика России – это залог достижения нового качества человеческого капитала страны, успех всех проектов социального воздействия невозможен без высококвалифицированных и мотивированных кадров.
СПК УП и Фонд будут регулярно информировать всех участников рынка труда и профобразования об итогах профессионально-общественного обсуждения по проекту профстандарта.
Автор материала Епихина Светлана Борисовна,
член Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров АО «ВЦИОМ»,
член СПК в области управления персоналом,
методолог Совета по профквалификациям в сфере управления и права Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
[1] Послание Президента Федеральному Собранию 29.02.2024 г./ Источник
[2] Интервью Дмитрию Киселёву 13 марта 2024 года/ Источник
[3] Выступление Президента Российской Федерации на пленарном заседании Форума будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир» 13 июля 2023 года/ Источник
[4] Епихина С.Б., Переверзева Е.И. Предпосылки формирования новых видов профессиональной деятельности и профессиональных квалификаций в сфере оценки социальных эффектов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 9. – doi: 10.18334/epp.13.9.119189.
[7] Положение о порядке оценки результатов проектов победителей конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Утверждено приказом Фонда президентских грантов от 15 сентября 2020 г. № 17
[8] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2023 г. № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам ...»/ Источник
[9] Постановление Правительства РФ от 21.11.2019 N 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»/ Источник
[11] Ежегодная премия Ассоциации институтов финансирования развития Азиатско-Тихоокеанского региона (ADFIAP). Победителями объявляются такие проекты, которые, по мнению Исполнительного комитета премии ADFIAP, вносят существенный вклад в достижение конкретной цели устойчивого развития национальной экономики. / Источник
[12] Согласно Резолюции № 1491, необходимо продвигать новые механизмы для государственно-частного партнерства в социальной сфере с целью защиты экономических интересов частных партнеров и привлечения частных инвестиций в социальные услуги при условии, что финансирование из российского бюджета зависит от достижения социальных результатов. Поставщик услуг, однако, получает первоначальное финансирование от инвестора. Согласно Постановлению 1491, Государственная Корпорация развития ВЭБ.РФ является оператором SIB./ Источник
[13] Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. №1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия».
[15] Протокол № 9 от 21.11.2023: Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / Источник
Дата публикации: 25 марта 2024
#реестр #Реестр СП1142 3