Как работает "профсоюз" британских соцпредпринимателей

В очередной статье цикла «Британские заметки», подготовленного по итогам знакомства с социальным бизнесом Великобритании, эксперт Фонда «Наше будущее» Сергей Пономарев описывает свой визит в Национальную ассоциацию социальных предприятий Великобритании (Social Enterprise UK). 

Ассоциация социальных предпринимателей расположилась в старинном здании из красного кирпича, в котором раньше находилась пожарная станция. Поэтому его легко было найти на фоне современного стекла и бетона лондонского Сити. Офис ассоциации устроен на третьем этаже, на втором — учебные аудитории Школы социального предпринимательства, а первый отдан Школе поваров (тоже социальное предприятие) и расточает аппетитнейшие ароматы.

Здесь у меня была назначена встреча с Джеймсом Батлером (James Butler) — менеджером ассоциации по связям с общественностью и органами власти. В его компетенцию входит взаимодействие с чиновниками и политическими партиями. Как и подобает опытному переговорщику и презентатору, Джеймс начал рассказ об ассоциации с масштабов ее деятельности.

Предыстория

Ассоциация была создана в 2002 году и сегодня является самой большой сетью социальных предпринимателей в стране, охватывая порядка 15 000 компаний. Главная задача объединения — продвижение идей социального бизнеса в обществе и лоббирование интересов социальных предпринимателей на всех уровнях. Ассоциация активно распространяет информацию об успешных проектах, взаимодействует с государственными организациями, кредитно-финансовыми институтами и общественными структурами, занимается просветительством, выпускает учебные материалы и проводит исследования.

По словам Джеймса Батлера, первоначально ассоциация действовала как специализированный фонд: занимались гуманитарной работой — изучением сектора и продвижением идей социального бизнеса и только в 2010 году стала членской организацией, непосредственно работающей с социальными предпринимателями.

Направления работы

Есть три главных направления работы. Первое обозначено как «Места для социальных предпринимателей». Ассоциация общается с администрациями городов и поселков, стараясь побудить их создать благоприятные условия для открытия социальных предприятий. Местных руководителей консультируют, знакомят с новейшими социальными технологиями и лучшими практиками, помогают стать на ноги первым социальным предприятиям.

Второе направление — «Покупай социальное» — способствует популяризации товаров и услуг социальных предприятий и росту социально ориентированного потребительского рынка. Человек может пойти в обычную сетевую кофейню, а может взять такой же кофе в заведении, которое помогает бездомным или инвалидам. По словам Джеймса, цель ассоциации, чтобы такой выбор был и люди понимали разницу между обычным потреблением и социально ответственным. С 2015 года работает программа «социальная суббота» по информированию широкой общественности о социальных предприятиях, ассоциация постоянно проводит ярмарки товаров и услуг социального бизнеса. Посещение таких ярмарок постепенно стало непременным правилом хорошего тона для британских политиков и чиновников.

Третье направление работы — «Социальные ценности» — объединяет все, что касается продвижения идей социального предпринимательства в массы.

Каким может быть социальное предприятие?

Кто может стать членом ассоциации? В Великобритании нет четкого юридического определения понятия «социальное предпринимательство», есть только критерии или принципы, по которым организацию могут отнести к социальной.

Как правило, английский социальный бизнес работает в статусе «организаций общественного интереса» (Community Interest Companies). Это особая юридическая форма, которая появилась в 2004 году. Она предполагает внесение в устав социальной миссии, а также накладывает ограничения на использование активов в личных целях. Социальные предприятия работают также в виде партнерств, кооперативов, а иногда и вовсе без образования юридического лица. Поэтому, по словам моего собеседника Джеймса Батлера, не всегда можно точно определить количество социальных предприятий в стране — обычно называют цифру от 70 до 80 тысяч.

На мой вопрос, каким образом ассоциация определяет критерии членства, если отсутствует официальное определение социального бизнеса, Джеймс с улыбкой ответил, что в организации выработали собственное определение социального предприятия. В переводе на русский оно звучит примерно так: «Социальное предприятие — это организация с четкой социальной или экологической миссией, занимающаяся самоокупаемой деятельностью и реинвестирующая большую часть своей прибыли на решение социальных проблем».

Взгляд сверху

Деятельность большинства социальных предприятий в Англии привязана к местным общинам. Социальный бизнес Великобритании представлен буквально во всех отраслях экономики: в сфере образования, услуг, общественного питания, розничной торговле, социальной помощи, здравоохранении и трудоустройстве незащищенных групп. Можно встретить социальные предприятия, которые занимаются сбором и утилизацией бытового мусора, содержат бассейны и фитнес-центры, дома престарелых. Они нанимают людей с ограниченными возможностями, бездомных, мигрантов, людей, вышедших из тюрем (для них социальные предприятия чуть ли не единственная возможность найти работу). Вклад социальных предпринимателей в экономику Великобритании составляет порядка 30 миллиардов фунтов стерлингов, а в секторе задействовано около двух миллионов человек.

Ассоциация продвигает специальную торговую марку «Продукция социального предприятия». Важно, чтобы покупатели могли отличить и выбрать продукцию компании, которая меняет мир к лучшему. Чтобы получить право использования такой марки, компания должна пройти непростую процедуру сертификации.

Преференции

При этом прямых льгот и субсидий для социальных предприятий на государственном уровне не предусмотрено. В отдельных графствах могут быть какие-то налоговые послабления, но в целом социальный бизнес работает на тех же условиях, что остальные предприниматели.

Примеры британских социальных предприятий:

  • BELU — производитель бутилированной питьевой воды, вся прибыль от продажи которой идет на решение социальных проблем, поэтому воду часто закупают органы власти.
  • Сеть благотворительных ресторанов Fifteen. Ее открыл известный шеф-повар Джейми Оливер как проект по обучению трудных подростков поварскому делу.
  • Популярный журнал Big Issue — глянцевое издание, которое продают бездомные на улицах, зарабатывая себе на жизнь.

И все же, по словам Джеймса Батлера, правительство Британии кое-что делает для развития сектора. Например, компании, которые инвестируют в социальный бизнес, могут претендовать на снижение подоходного налога. Это облегчает процесс привлечения средств в отрасль.

Также ассоциация пролоббировала вступивший в силу в 2013 году «Акт о социальных ценностях» (Social Value Act). Он требует от органов власти при размещении государственных заказов выбирать поставщиков, способствующих экономическому, социальному и экологическому развитию местных сообществ. Для многих социальных предпринимателей именно государственные органы являются основным заказчиком. Подобные акты действуют в Ирландии и Шотландии.

Ассоциация представляет интересы социальных предпринимателей во взаимоотношениях с правительством, консультирует чиновников, проводит специальные исследования рынка социальных услуг для выработки рекомендаций.

В заключение нашего разговора Джеймс продемонстрировал мне образцы продукции социальных предпринимателей: натуральное мыло, оливковое масло, кружки, сувениры, поделки и много другое. Все очень напоминает продукцию российских социальных предпринимателей, продаваемую в рамках проекта «Больше, чем покупка!» на АЗС «Лукойл». Вообще разговор оставил у меня твердое убеждение, что траектории развития британского социального бизнеса и российского социального предпринимательства во многом схожи.

Автор: Сергей Пономарев

Дата публикации: 23 ноября 2017

#великобритания #зарубежный опыт #Британские заметки

 2064   71  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно