Анастасия Тюрина: помощь начинающим предпринимателям

Анастасия Тюрина — человек, за плечами у которого более 10 лет работы в инновационной инфраструктуре: директор Инновационного центра Высшей школы экономики и создатель акселерационной программы для социальных предпринимателей. Она знает буквально все о процессах развития команд и построения бизнеса. Корреспондент портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» поговорил с экспертом о том, кто и как помогает российским стартаперам.

Анастасия, какая помощь начинающему предпринимателю необходима в первую очередь на стадии запуска своего дела?

Актуальные знания о ведении бизнеса. В социальное предпринимательство чаще всего приходят люди из других профессий: преподаватели, медики и просто те, кто горит сердцем. Большинство из них изначально не имеют предпринимательского опыта. Многие делают ошибки на самом старте, не обладая подчас элементарными знаниями в бизнесе. Вторым важным элементом системы поддержки предпринимателей является нетворкинг — общение с более опытными в бизнесе людьми, теми, кто может поддержать и поделиться опытом и знаниями. Бизнес — всегда игра командная, и опыт успешных компаний подтверждает, как важно уже на стадии запуска найти надежного партнера. Часто такие судьбоносные встречи с партнерами происходят на организованных мероприятиях для бизнесменов, где люди могут неформально пообщаться.

Может ли начинающий предприниматель рассчитывать на финансовую помощь государства в случае, если он занимается социальным предпринимательством? И в чем в целом заключается помощь начинающим предпринимателям от государства в 2016 году: на федеральном и региональном уровне?

Зачастую норма доходности социальных предприятий ниже аналогичных проектов в других отраслях, поскольку главный приоритет не в извлечении прибыли, а в решении конкретных социально значимых задач: создании рабочих мест для социально незащищенных категорий граждан, популяризации здорового образа жизни и так далее. Поэтому социальные предприниматели вправе рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства, компенсацию части затрат, поддержку в продвижении и привлечении партнеров, заказчиков. Тем не менее, мой традиционный совет начинающим предпринимателям: не делать ставку на получение финансовой помощи от государства. Государственная помощь начинающим предпринимателям — если говорить о финансировании — не может быть постоянной, нередко это одноразовая поддержка. А дальше у вас может просто не быть нужного объема доходов, чтобы оплачивать счета и зарплату сотрудникам, и тогда решать актуальные социальные проблемы будет уже просто некому. Если у компании нет достаточного количества платежеспособных потребителей услуг, то никакие вливания государства не помогут.

Чем тогда может быть полезна помощь начинающим предпринимателям от государства?

Помощь государства начинающим предпринимателям может быть полезна доступом к ресурсам и системе продвижения. Далеко не каждый стартапер из них может позволить себе оплатить серию публикаций в СМИ или участие в профильной выставке. Но важно не «перекормить» предпринимателей излишней федеральной помощью, государственной поддержкой, как это произошло во многих регионах. Большинство государственных программ на протяжении 10 лет предоставляли предпринимателям прямые гранты на создание бизнеса, но реально это привело к созданию формальных бизнес-планов, которые заканчивались в лучшем случае регистрацией ИП или ООО, поскольку таковыми были показатели оценки эффективности бюджетной поддержки.
Сейчас программы поддержки предпринимателей значительно изменились и стали носить целевой характер, решать реальные проблемы регионов. Могу привести в пример опыт Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В рамках региональной программы по развитию социального предпринимательства округу практически удалось решить проблему очередей в детские сады, а еще пару лет назад они насчитывали десятки тысяч человек. Нашлись эффективные организаторы и талантливые педагоги, которые создали успешные модели частных детских садов. Благодаря поддержке правительства региона, в проект были привлечены серьезные инвестиции, выделены помещения, и сейчас в большинстве городов региона развивается по модели франчайзинга сеть частных детсадов, что практически позволило решить проблему нехватки дошкольных учреждений.

В чем особенности поддержки предпринимателей сегодня со стороны государства: в чем заключается государственная помощь начинающим предпринимателям в 2016 году?

Государственная помощь начинающим предпринимателям, как я упомянула ранее, на мой взгляд, это пиар-продвижение и доступ к государственному заказу. К сожалению, не всегда это выгодно экономически. Но польза в том, что это будет хотя бы стабильный денежный поток на определенный промежуток времени.

Каким образом начинающий предприниматель может получить помощь от государства — какие документы для этого нужны?

Чаще всего это заполнение заявки, предоставление бизнес-плана, заполнение регламента — притом, что в каждом конкретном регионе этот регламент может отличаться. Например, в ХМАО если вы станете участником Школы социального предпринимательства, то уже автоматически попадаете во все активности, будете знать, где какие новшества и что должно быть в пакете необходимых документов.

Вы часто упоминаете ХМАО — почему именно этот регион?

В Югре, на мой взгляд, выстроена одна из самых эффективных на сегодня в России моделей поддержки и развития социального предпринимателя. Это и упомянутая ранее Школа социального предпринимательства и система продвижения проектов, и нетворкинг-площадки, экспертные форумы, презентации проектов потенциальным инвесторам и партнерам. Важно отметить и личную поддержку социального предпринимательства со стороны руководства округа и лично губернатора Югры Натальи Комаровой.

На каких условиях предоставляется помощь начинающим предпринимателям от государства в 2016 году?

Как правило, все, что связано с государством, очень четко регламентировано — условия по пакету документов обычно прописаны в каждом конкретном случае. Платно или бесплатно предоставляется помощь, зависит от конкурсной документации и категории программы и от того, нужен ли там залог и в каком объеме. В целом бесплатными идут такие услуги по консультированию и предоставлению информации, а также и образовательные программы.

Может ли начинающий социальный предприниматель обратиться в фонд еще до запуска бизнеса?

Да, за консультацией. Чем раньше ты обратился, тем больше возможности обдумать проект, подготовить информацию, протестировать свои гипотезы. Но никакой центр помощи не даст денег, если у тебя нет проверенной модели.

Какие фонды помощи начинающим предпринимателям являются сегодня ведущими в России?

В целом фондов поддержки бизнеса у нас немного — в пределах 10. Мне нравится Фонд «Наше будущее», видела там интересные проекты. Мы в социальном акселераторе провели исследование, и могу сказать, что наиболее понятная программа для действующих социальных предпринимателей — именно в этом фонде. Есть разовые программы, есть Impact Hub, но они, скорее распределяют деньги на участие в их акселерационных программах, чем на поддержание бизнеса как такового.

Сегодня практически во всех регионах созданы и функционируют фонды помощи начинающим предпринимателям — центры развития и поддержки предпринимательства, в задачи которых входит стимулирование развития малого бизнеса. Однако инструменты поддержки фондов предпринимательства носят строго целевой характер и направлены на решение конкретных бизнес-задач предпринимателей: на субсидирование расходов по лизингу, обслуживанию инвестиционных кредитов и прочее.

В чем суть акселерационной программы ВШЭ — это программа помощи для начинающих предпринимателей

Акселерационная программа позволяет в ускоренном режиме протестировать бизнес-гипотезы и отточить продукт, привлекательный для потенциальных потребителей. Всего за 2–4 месяца команды проектов способны наладить несколько каналов сбыта и показать успешную динамику продаж, чтобы в конечном счете суметь привлечь необходимые для развития инвестиции. Инкубатор ВШЭ реализовал уже 4 потока таких программ, в итоге запущены в реальное плавание несколько десятков новых бизнес-проектов в Москве и других регионах страны.

Какую помощь начинающему предпринимателю может оказать бизнес-инкубатор? Действительно ли он работает как центр помощи стартаперам?

Если вы только задумались о создании своего проекта, познакомьтесь со специалистами и программами бизнес-инкубаторов. Многие такие программы позволяют протестировать состоятельность вашей бизнес-идеи. После теста идеи и привлечения соратников вам потребуется на регулярной основе встречаться с командой разработчиков и маркетологов, в этот момент инкубатор предоставит реальные сервисы для развития — либо недорого, либо бесплатно. Мы всегда рекомендуем: если у вас есть возможность работать в бизнес-инкубаторе, то делайте это. Помимо существенной экономии на аренде, вы всегда будете иметь вокруг себя более опытных коллег, которые уже имели дело с этой проблемой. Правильный инкубатор предоставит доступ к потенциальным партнерам, инвесторам и заказчикам.

Как вы относитесь к конкурсам для предпринимателей, где они могут выиграть грант для развития своего бизнеса?

Вообще, я не верю в конкурсы, где можно выиграть деньги, без которых невозможно было бы реализовать проект. Конкурсы Фонда «Наше будущее» реальны, но они не для идей, это, скорее, для уже работающих проектов, тех, кому доверяют потребители, эксперты. Другие конкурсы, как, например, в акселераторах Impact Hub, носят, скорее, маркетинговый характер и дают деньги на обучение и пребывание в их коворкинге. На мой взгляд, любые конкурсы бизнес-идей на практике всегда ограничиваются только пропагандой в целях привлечь внимание аудитории и выбрать интересных участников. Обычно по их итогам не предоставляют прямое финансирование деятельности или суммы, скорее, символичные.

Можно ли что-то сделать, чтобы предприниматели не боялись начинать проекты в общественно значимой социальной сфере?

Во-первых, нужно показывать людей с успешным опытом социального предпринимательства, во-вторых, показывать и тех, кому это хоть и не удалось, но они продолжают действовать. В моем понимании социальному бизнесу не хватает публичности: это поможет людям понять, что предпринимательство в этой сфере — нормальная жизнь, а не подвиг. Если мы хотим, чтобы наши дети получили нормальное образование и жили в достойных условиях, пиар социальному бизнесу просто необходим.

Автор: Лилия Скопинцева

Дата публикации: 14 сентября 2016



 2228   66  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно