Наталия Зверева: Целью создания социального бизнеса должно быть решение конкретной социальной проблемы
Директор фонда региональных социальных программ «Наше Будущее» Наталия Зверева рассказала спецпроекту «Социальная карта бизнеса» о том, что является главным критерием «социальности» бизнеса и зачем нужна сертификация социальных предпринимателей.
Что понимается под определением «социальный предприниматель» в россии? В каких направлениях в нашей стране оно наиболее развито?
Н.З.: Универсального определения социального предпринимательства пока не существует. Основываясь на зарубежном опыте и восьмилетней работе с российскими социальными предпринимателями, мы определяем социальное предпринимательство – как предпринимательскую деятельность, направленную на решение или смягчение существующих социальных проблем. Большинство экспертов сходятся во мнении, что предприятие относится к социальному, если оно соответствует определенным критериям. Его деятельность должна быть финансово устойчива, и, что самое важное, направлена на решение или смягчение существующих социальных проблем, иметь инновационный подход к их решению, а также возможность тиражирования в других регионах.
Сегодня довольно точно определились области, в которых развитие социального предпринимательства происходит интенсивно. Это дошкольное и начальное образование — практически каждый второй проект, трудоустройство людей в сложной жизненной ситуации — каждый шестой. По убывающей, могу назвать социальную реабилитацию уязвимых слоев населения, помощь в поддержании здорового образа жизни и занятий спортом (включая людей с особыми потребностями здоровья), медицинские услуги, сельское хозяйство, сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России. Такая структура показывает всем нам болевые точки социальной сферы России. Но в ней намечаются серьезные изменения. Все больше проектов решают проблемы экологии, и обращены как к молодому поколению, так и к людям старшего возраста.
А можно ли говорить, что социальное предпринимательство — это исключительно маленькие компании? Или есть такие среди средних и крупных фирм? Например, крупные частные клиники или больницы.
Н.З.: Большинство социальных предпринимателей действительно работает в формате малого и среднего бизнеса. Из крупных компаний, которые содействуют развитию социального предпринимательства, назову компанию «ЛУКОЙЛ». Ее президент Вагит Юсуфович Алекперов основал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» восемь лет назад. За это время в рамках Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель» мы поддержали 143 проекта из 48 регионов на общую сумму около 336 миллионов рублей.
Конечно, частные больницы могут быть социальным бизнесом. В числе поддержанных Фондом проектов также есть проекты, относящиеся к сфере медицины. Как правило, мы помогаем медицинским учреждениям в закупке высокотехнологичного современного оборудования. Например, проект стоматологической клиники «Бобренок» из города Ростов-на-Дону, где был создан наркозный кабинет для маленьких детей. Почти каждый четвертый пациент кабинета — ребенок с особенностями здоровья.
Также, за счет беспроцентного займа Фонда было закуплено медицинское оборудование для проекта «Новая модель медицины Севера». В городе Игарка создан медицинский центр, в котором врачи работают вахтовым методом. Благодаря центру жители больше не испытывают сложностей с получением своевременной медицинской помощи из-за большой отдаленности населенного пункта от краевого центра и других крупных городов. Еще два проекта реализуются в городе Череповец. Это «Инновационный хирургической центр», который предлагает горожанам услуги лазерной хирургии, в том числе бесплатные, а также кабинет ранней диагностики сердечно-сосудистых заболеваний у детей и беременных женщин.
В чем выражается государственная поддержка социальных предпринимателей, и какие есть перспективы в области государственно-частного партнерства в области социального предпринимательства?
Н.З.: Ярким примером успешного государственно-частного партнерства с социальными предпринимателями является проект «Опека». Свой первый пансионат для пожилых людей Алексей Маврин открыл в Санкт-Петербурге в 2008 году, который спустя семь лет превратился в первую в Северо-Западном федеральном округе и крупнейшую в России сеть из семи частных пансионатов. В 2014 году года между «Опекой» и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга был подписан государственный контракт на предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми. Теперь подопечные пансионатов будут тратить на содержание в них не более 75 % пенсии. Остальные средства будут предоставляться из городского бюджета. Сотрудничество администрации Санкт-Петербурга с сетью пансионатов «Опека» стало важным шагом в решении социальных проблем людей старшего поколения. Государство впервые привлекло к стационарному обслуживанию пожилых людей частный бизнес.
В некоторых регионах социальные предприятия уже стали органичной частью государственной и муниципальной системы соцобеспечения. Например, самарская сеть частных детских садов «Билдинг-сад», организованная Мариной Шилкиной, получает субсидии на каждого воспитанника — муниципалитет отчисляет частным садикам бюджетные деньги, которые были бы потрачены на воспитанников в муниципальных дошкольных заведениях. «Билдинг-сад» в свою очередь уменьшает размер родительской платы на сумму субсидий — услуги становятся доступнее широкому кругу потребителей. По такой схеме только в рамках «Билдинг-сада» в стране работают уже более ста учреждений. Кстати, и Алексей Маврин и Марина Шилкина были лауреатами ежегодной премии «Импульс добра», вручаемой за вклад в развитие социального предпринимательства в России.
Есть ли особенности построения бизнес-стратегии и бизнес-плана у социальных предпринимателей? Чем они отличаются от обычных компаний в этом плане? Есть ли показатели эффективности социальных предпринимателей, помимо стандартных финансовых показателей? Как оценивается социальный эффект от их деятельности? Существуют ли качественные показатели социального эффекта?
Н.З.: Целью создания и деятельности социального предприятия, так или иначе, должно быть решение конкретной социальной проблемы. Выбранный способ решения этой социальной проблемы должен быть отражен в официальных документах предприятия, доступных вниманию общественности. Это может быть устав или меморандум или другой документ, размещенный на сайте предприятия. Недавно созданный нами Центр сертификации «Наше будущее» на своем сайте планирует публиковать реестр социальных предприятий, прошедших процедуру сертификации и ссылки на документы, которые подтверждают социальную миссию сертифицированного предприятия. Центр призван помочь социальному предпринимателю максимально конкретно обозначить преимущества и социальную направленность своего бизнеса на конкурентных рынках. Благодаря сертификации социальное предприятие может рассказать о своей социальной миссии широкой аудитории, найти новых клиентов и повысить свою финансовую устойчивость.
Назову главный критерий, который определяет социальную миссию предприятия. Не менее 65% прибыли социального предприятия должно направляться на социальные или экологические цели, для реализации которых и создавалось предприятие.
Какое место социальные предприниматели занимают в общей системе экономики? Как определяются целевые аудитории и ниши для своей работы? Производится ли оценка целесообразности и будущей эффективности?
Н.З.: Сегодня оценить объективно роль социальных предпринимателей в экономике страны нельзя по той простой причине, что в России пока не существует законодательно закрепленного термина «социальный предприниматель». Поэтому официальная статистика не может определить тех, кто является социальными предпринимателями. В чем сложность определения социального предпринимательства? В трудности отделения личного от общественного. Социальный предприниматель решает свою проблему. Например, достойного дошкольного образования для своих детей. А эти услуги становятся востребованными для десятков людей. Так личная инициатива становится решением социальных проблем. В нашей стране доля частного капитала в социальной сфере приблизительно составляет 1 % против 50 % во Франции, 70 % в США и 93 % в Германии.
Какие маркетинговые и рекламные стратегии доступны для социальных предпринимателей? Как им привлечь внимание к своему продукту и в тоже время подчеркнуть свой социальный характер?
Н.З.: Сегодня это уже несложно. Например, благодаря инициативе Вагита Юсуфовича Алекперова — президента компании «ЛУКОЙЛ» и учредителя Фонда «Наше будущее» создана сеть реализации продукции социальных предпринимателей «Больше, чем покупка!», которая работает в настоящее время на более чем 50 заправок компании «ЛУКОЙЛ». Она позволяет социальным предпринимателям продавать свою продукцию. Мы получаем большое количество обращений от социальных предпринимателей с просьбой взять их товары на реализацию под маркой «Больше, чем покупка!». В связи с этим мы проводим конкурсный отбор такой продукции. Отныне каждый социальный предприниматель может принять участие в конкурсе на сайте конкурс.большечемпокупка.рф.
Одновременно сегодня все большую популярность приобретают такие инструменты «народного продвижения» проектов, как краудсорсинг, краудфандинг. Краудфандинг, позволяющий всем миром собрать деньги на то или иное начинание, вообще очень близок социальному предпринимательству по духу. Сегодня в России работает несколько краудфандинговых платформ, благодаря которым можно получить средства как на стартапы, так и на уже действующие социальные проекты. При этом, к примеру, платформа Планета.ру открывает сборы только на проекты с общественно-полезной или творческой миссией. За последнее время мы видели несколько очень успешных примеров сбора средств на социально-предпринимательские проекты. Например, социальное предприятие Cocco Bello, производящее уникальный крем-мед с ягодками и обеспечивающее работой пенсионеров из далекой уральской деревни, провело уже три успешных краудфандинговых кампании. Несмотря на то, что конечной целью краудфандингового сбора является получение денег для финансирования проекта, этот инструмент достаточно заметно способствует продвижению и популяризации идей и компаний, вовлеченных в «народное финансирование».
Кроме того, в настоящее время различные компании и фонды проводят конкурсы, целью которых является выявление и поддержка социального бизнеса, социальных проектов. Из наиболее известных можно назвать Social Impact Award, проводимый Impact Hub Moscow, «Герои перемен» фонда «Навстречу переменам», Всероссийский конкурс «Социальный предприниматель» — Фонда «Наше будущее». В той или иной форме подобные программы поддержки реализуются сегодня и такими крупными корпорациями, как, например, РУСАЛ или «Металлоинвест». Все эти программы – не только и даже не столько шанс получить финансирование проекта, сколько возможность найти новые ресурсы для его позиционирования, для продвижения его на рынке, возможность рассказать о нем миру.
Источник: «Социальная карта бизнеса»
Дата публикации: 24 июля 2015
#социальное предпринимательство #фонд наше будущее #наталия зверева2374 152