Елена Николаева: “Необходимы центры для обучения и поддержки предпринимателей”

Чтобы бизнес развивался, необходима благоприятная среда. Это аксиома. Социальное предпринимательство хоть и обладает “стрессоустойчивостью” и способно выживать не “благодаря”, а “вопреки” условиям своего существования, расцветало бы с фантастической скоростью, если создать для него необходимую инфраструктуру. В последнее время целый ряд общественных организаций и государственных органов выдвигают новые инициативы в этой области. Меняется законодательство, появляются новые структуры по поддержке бизнеса. Важной вехой в этом процессе стало появление на российской социально-политической арене Агентства стратегических инициатив, в работе которого будет принимать активное участие Елена Николаева, председатель Комиссии по социальным вопросам и демографической политике, руководитель Рабочей группы по поддержке социально ориентированных НКО.

Елена Леонидовна, на сегодняшний день не существует единого определения социального бизнеса и его статус не закреплен юридически. Каким вы видите СП в России сегодня? Какой бизнес можно назвать социальным и в каких формах он может существовать?
Социальное предпринимательство – это в первую очередь деятельность по решению проблем общества, направленная на достижение устойчивых социальных результатов. Она основывается на бизнес-подходе, но те, кто ею занимается, трудятся ради общественного блага, а мотив личной выгоды здесь вторичен. Такая социально значимая мотивация является ключевым условием повышения качества социальных услуг, эффективности социального бизнеса и, в конечном итоге, эффективности всей социальной сферы.
Я часто говорю о том, что сегодня требуется не только технологическая, но и социальная модернизация нашей страны. Необходим переход экономики на инновационную – социально ориентированную модель развития. И в этом контексте социальное предпринимательство может стать одним из действенных механизмов социальной модернизации. СП может и должно помогать государству и обществу решать задачи по стимулированию социальных изменений, внедрению социальных инноваций, увеличению социального капитала, выдвигая конкретные инициативы в области здравоохранения, трудоустройства, образования, защиты окружающей среды, обеспечения жильем. Такие проекты уже предлагаются и реализуются как различными благотворительными фондами и НКО, так и пред приятиями среднего и малого бизнеса.

Принято говорить о необходимости трехстороннего партнерства (общество, государство, бизнес) для успешной реализации проектов в третьем секторе экономики. Относится ли социальный бизнес к этому сектору? Третий сектор экономики – сектор НКО по определению неприбыльный, не коммерческий. А я убеждена, что социалка может быть предметом инвестиций, в том числе – окупаемых. Это не “ бездонная дыра”; вложения в эту сферу могут приносить должный эффект. И это приведет не только к появлению новых рабочих мест, но и к повышению качества социальных услуг. С этой точки зрения социальный бизнес все-таки стоит отнести ко второму сектору экономики. Если говорить о сегодняшнем месте СП в России, то оно промежуточное, ближе к третьему сектору. Это своего рода общественный бизнес-инкубатор, общественная лаборатория социального предпринимательства, где отрабатываются подходы, механизмы, инструменты взращивания социальных предпринимателей. Принятый в 2010 году Федеральный закон о поддержке социально ориентированных НКО создает условия для отработки в третьем секторе важнейших принципов работы СП-организаций.
Но при этом надо учитывать, что социальное предпринимательство – это новый вид бизнеса в нашей стране и поэтому, как в любом стартапе, здесь важно объединение усилий государства, бизнеса и общества. Тогда он начнет играть существенную роль в экономике России.
Совсем недавно этот вопрос обсуждался на Форуме “Деловой России” в присутствии Владимира Путина. Комиссией по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты, председателем которой я являюсь, подготовлен аналитический доклад о социальной модернизации России. Мы считаем, что это важнейший стратегический вектор общественно-государственного развития страны. Наш анализ показал, что социальная сфера в России может и должна стать самостоятельным “двигателем” социального и экономического развития. И введение конкурентных компонентов в оказание социальных услуг позволит перейти от инвестиционного подхода в социальной сфере к функционально ориентированному. Это возможно сделать за счет вовлечения в социальную модернизацию бизнеса и НКО.

Каким образом социальный бизнес может стать не просто окупаемым, а прибыльным?
Нужно учитывать низкую покупательную способность социально незащищенных групп населения. В докладе о социальной модернизации Общественная палата предлагает целый ряд подходов к повышению экономической самодостаточности населения, в том числе и принятие ФЗ о минимальном уровне оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства на уровне трех-пяти прожиточных минимумов.

Что, на ваш взгляд, требуется от государства для поддержки социального предпринимательства?
Нам необходимо выстраивать инфраструктуру для его развития и поддержки. Одним из первых и ведущих элементов такой инфраструктуры может стать создаваемое в настоящий момент Агентство стратегических инициатив, которое, в частности, будет заниматься и социальными проектами. Именно в рамках этого направления стоит отрабатывать подходы к повышению доступности социальных услуг, развитию инвестиционной привлекательности социальной сферы, привлечению в нее бизнеса, содействию продвижению социальных инициатив и благотворительности.
Существенное влияние на развитие социального предпринимательства должно оказать и введение института социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Сейчас прорабатываются возможности внесения изменений в законодательство о саморегулировании с тем, чтобы распространить его и на некоммерческие организации социальной направленности. Кроме того, необходимо усилить координацию и контроль в реализации федеральных и региональных программ поддержки СО НКО.

Останется ли социальный бизнес в полной мере бизнесом при активном развитии государственно-частного партнерства – то есть если представить себе, что СП по большей части будет обслуживать госзаказы, пусть и на конкурсной основе?
Конечно, социальный бизнес бизнесом и останется. Ведь участие в совместных с государством проектах не приводит к тому, что прекращается коммерческая деятельность их бизнес-участников. Что касается использования механизмов такого партнерства для развития социальной сферы, то здесь имеется положительный опыт. Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе было построено 80 школ и 24 детских сада с применением схем государственно-частного сотрудничества. Особенно эффективно это партнерство в сферах, где требуется создание большого количества новых современных объектов социальной инфраструктуры (школы, сады, больницы), которые не могут сразу и стабильно приносить доход от своей деятельности. При этом строительство подобных объектов станет катализатором экономического развития региона за счет единовременного решения социальных проблем, повышения уровня жизни населения, снижения показателей безработицы, социальной стабилизации.
В общем, я считаю, что многие проблемы социальной сферы можно решить посредством запуска уже показавших себя с положительной стороны механизмов ГЧП.

Можете ли вы назвать наиболее эффективные государственные или продвигаемые общественными организациями программы и инициативы, которые помогают развитию малого бизнеса в целом и социального предпринимательства в частности?
Такие программы стали активно развиваться в последние годы. Это и уже отмеченное мною появление Агентства стратегических инициатив, и изменения в законодательстве о социально ориентированных НКО, и формирование федеральной и региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, и разработка законопроекта о целевых капиталах, и гранты на реализацию социально значимых проектов НКО, и поддержка малого бизнеса, и в том числе социального предпринимательства.
Большую роль в становлении и развитии института социального предпринимательства в России играют организации, подобные Фонду “Наше будущее”. Его деятельность по пропаганде и поддержке идей нового бизнеса, ориентированного на социальные изменения и улучшение жизни людей, вносит существенный вклад в продвижение идей и практики социальной модернизации в нашей стране.

Что, по-вашему, является главным препятствием для развития малого бизнеса в целом и социального предпринимательства в частности?
Об этом сейчас много говорят. Это и административные барьеры, и высокие налоги, и недостаточность собственных средств для развития. Но хочется сказать еще вот о чем. Чтобы малый бизнес и социальное предпринимательство развивались, необходимы соответствующая мотивация, готовность и желание граждан заниматься коммерческой деятельностью, направленной на улучшение социальной среды, а также соответствующие знания и навыки. И если мы действительно хотим развивать малый бизнес и СП, то необходимо создавать в регионах сеть ресурсных центров, образно говоря, “бизнес-лоцманов”, которые будут решать задачи пропаганды, обучения, подготовки и поддержки нынешних бизнесменов и будущих предпринимателей начиная со школьной скамьи. Думаю, эта идея может быть реализована и в рамках Агентства стратегических инициатив.

В каких сферах экономики проекты СП могут быть наиболее перспективны?
В первую очередь в социальной сфере. В России социальное предпринимательство может многое сделать при формировании доступной среды для маломобильных групп населения, в решении проблемы обеспеченности детскими садами, улучшения положения семей с детьми-инвалидами, реабилитации наркозависимых. А вообще социальный бизнес может развиваться везде, где необходимо улучшение качества жизни людей и развитие человеческого капитала, будь то туризм, образование, соцзащита, здравоохранение, медиа, экология.
Хочу подчеркнуть: говоря о введении бизнеса в социальную сферу, мы должны одновременно заверить общество, что речь идет о социально безопасной модернизации, при которой, сохранив существующие гарантии и объемы предоставления социальных услуг, мы намерены сделать их более качественными, инновационными и соответствующими уровню лучших мировых практик. Социальная сфера России должна служить своей главной цели – повышению качества жизни человека!

___

Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Июль-август 2011 г.

Дата публикации: 28 сентября 2011

#мнение #елена николаева #аси #социально ориентированные нко #деловая россия

 1142   85  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно