Франшиза как драйвер развития
В конце сентября Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) и Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» подписали соглашение о сотрудничестве. Объединение усилий Фонда и ассоциации должно помочь развитию социального предпринимательства в России. Главная задача – найти наиболее успешные бизнес-проекты и тиражировать их в разных регионах. О том, почему сегодня необходимы социальные франшизы, в чем их преимущество и какие проекты в этой сфере являются наиболее перспективными, рассказал исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко.
– Как Российская ассоциация франчайзинга пришла к подписанию соглашения с Фондом «Наше будущее» и как вы видите дальнейшее сотрудничество ассоциации и Фонда?
– Мы начали сотрудничать с Фондом «Наше будущее» давно и сейчас совместно реализуем проект по созданию модели для тиражирования (франшизы) сети Центров консалтинга и аутсорсинга, действующих под эгидой Фонда. В ходе работы мы пришли к пониманию, что у нас есть достаточно широкое поле взаимодействия. Появилась необходимость закрепить дальнейшие шаги общего развития, и в сентябре мы подписали соглашение.
Мы планируем сотрудничать с Фондом «Наше будущее» по трем направлениям. Во-первых, мы продолжим работу в рамках стратегии совместного развития создаваемых Центров консалтинга и аутсорсинга, неотъемлемая часть которых — консультирование по франчайзингу. С нашей точки зрения, они одновременно будут центрами повышения квалификации и местами предоставления знаний и помощи предпринимателям.
Во-вторых, мы считаем, что франчайзинг является наиболее эффективной моделью распространения успешных практик социального предпринимательства. Бизнес, который поддерживается Фондом «Наше будущее» и уже существует в одном–двух экземплярах, будет тиражироваться для того, чтобы стать массовым.
В-третьих, мы займемся созданием широкой сети представительств Фонда и центров консалтинга и аутсорсинга, которые, возможно, будут совмещены с представительствами Российской ассоциации франчайзинга. У нас есть хорошие позиции в одних регионах, у Фонда — в других. Мы объединим усилия и таким образом сможем создать более широкую сеть.
– Как, на ваш взгляд, должно выглядеть внедрение социальных франшиз в России?
– Мировой опыт показывает, что есть очень успешные социальные франшизы, например, сети детских клубов, частных детских садов или домов престарелых: они достаточно прибыльные и хорошо тиражируются. Основываясь на этих примерах, мы видим свою миссию в том, чтобы вести работу по двум направлениям.
Первое — необходимо заниматься уже существующими проектами, например, такими, как сеть пансионатов для пожилых людей «Опека». В случае с «Опекой» франшиза позволит иметь не 6-7 пансионатов, как сегодня, а 100-200 точек по всей России. Для этого подобные проекты надо «завернуть во франшизу».
Второе направление работы — это проекты, которые существуют сегодня в единственном экземпляре. Их надо довести до определенной кондиции и продвигать со знанием маркетинга и других рыночных механизмов через наши каналы именно в формате франшизы. Для этого нужна широкая сеть брокеров в регионах. Если вы создали франшизу в Екатеринбурге, не факт, что она появится, например, в Перми. Для этого нужна серьезная, связанная с другими офисами, система продвижения. У нас этим пока никто не занимается, и я надеюсь, мы с Фондом «Наше будущее» совместно это сделаем.
– Какая ситуация сейчас сложилась на рынке социальных франшиз в России?
– Судя по нашим исследованиям и опыту поддержки и развития франчайзинга, в России сегодня существует достаточно высокий спрос на социальные франшизы и одновременно — дефицит предложения.
– Какие области бизнеса наиболее перспективны для внедрения социальных франшиз?
– Прежде всего, это все, что связано с досугом детей: садики, детские клубы и т. д. Еще одна и практически не занятая ниша — спортивные клубы. Это очень широкое поле для развития и, с нашей точки зрения, очень прибыльное. Схожая ситуация — с услугами, связанными с уходом за престарелыми людьми. Опыт той же «Опеки» показывает, что данный вид бизнеса достаточно рентабельный, если его правильно организовать и грамотно оптимизировать все бизнес-процессы.
Социально важными бывают также различные сервисы. Например, сеть доставки еды в определенном районе может быть гораздо более социальной, чем сеть домов престарелых, потому что инвалиду или пожилому человеку комфортнее находиться в квартире, но у него нет возможности выходить, чтобы покупать продукты или медикаменты. Кроме того, очень хорошие концепции есть за рубежом. Их необходимо использовать в России, так как наша бизнес-среда к созданию подобных идей сама еще не пришла.
– В чем преимущества социальной франшизы перед соцпредприятиями, создаваемыми с нуля?
– Из ста проектов, реализуемых по франшизе, закрываются от пяти до пятнадцати. И пятнадцать – это исключительный случай. Стартапы закрываются в 90% случаев, а социальная франшиза с устойчивой и отработанной бизнес-моделью обладает устойчивостью в 85%.
– Какие российские предприятия уже удалось развить благодаря франшизе?
– У нас в Ассоциации есть проект «Крошка.ру» - сеть детских клубов, фактически детских садов, где детки пребывают по 3-5 часов в день. В это время с ними занимаются, их водят на экскурсии, обучают языкам. Этот проект очень прибыльный и быстроокупаемый, и поэтому он хорошо развивается. В этой же концепции работает и «Бэби-клуб».
Еще один успешный пример — детские футбольные клубы, которые по франшизе сейчас распространяются в разных районах Москвы. Так что примеры успешной социальной франшизы у нас есть, но их буквально по пальцам пересчитать можно.
– Повлияют ли недавно введенные экономические санкции на работу с зарубежными франчайзерами?
– Для франшизы практически не существует границ и национальных запретов. По той самой простой причине, что вы через границу везете не товар, а интеллектуальную собственность. Я думаю, что иностранные концепции, если они отвечают требованиям рынка и являются рентабельными, все равно будут кочевать, из какой бы страны они ни были.
– Как изменится география сотрудничества с зарубежными партнерами в рамках развития франчайзинга в России в ближайшие годы?
– Сегодня Азия и Бразилия занимают приблизительно две трети мирового рынка франчайзинга. Поэтому дальнейшая тенденция понятна. С ними у нас нет санкций, там есть хорошие концепции, много креативных идей.
Более того, мы считаем, что это перспективнейший рынок для наших франшиз. На этой территории проживает три миллиарда человек, которые готовы принять реализуемые нами франшизы. По крайней мере, пока что. Сейчас время для захвата рынка и экспансии российских брендов.
– Как экономические трудности повлияют на развитие франчайзинга в России?
– Здесь есть плюсы и минусы. С одной стороны, финансовые ресурсы становятся все менее и мене доступными для предпринимателей. Зарубежные деньги для российских банков становятся дороже, что, в свою очередь, влияет на кредитование и фондирование наших малых предприятий.
С другой стороны, открывается прекрасная ниша для поиска частных инвесторов. Создание механизмов фондирования и кредитования, которые ранее не работали, способно стимулировать внутренний рынок. Если до этого инвесторам было тяжело соревноваться с банками, особенно с государственными, то сейчас монополия банков будет ослабевать.
Сегодняшняя ситуация, нам мой взгляд, даст некую перезагрузку нашей внутренней кредитной системе и обеспечит нормальный доступ к деньгам. Я достаточно много путешествую по земному шару и вижу, какие условия у франчайзи и франчазеров на востоке, на западе, на юге и на севере. И я прекрасно понимаю, что кредитные ставки и условия доступа к деньгам в России очень отличаются от зарубежных. Поэтому я считаю, что за такими фондами как «Наше будущее», за частными трастовыми фондами, за инвесторами и бизнес-ангелами — будущее России. На них надо смотреть, опираться и использовать ресурсы для развития бизнеса.
– Какие преимущества сегодня есть у подобных фондов и подобных инвесторов?
– Сейчас в условиях кризиса и санкций рентабельность бизнеса упала примерно в два раза, с 18 % до 7-10%. В такой ситуации ни один банковский кредит не может быть возвращен. Поэтому нужно работать с фондами, с инвесторами, которые входят в бизнес, оборачивают свои деньги и стремятся их сохранить и немного приумножить.
Автор: Анастасия Сухорослова
Дата публикации: 13 октября 2014
#франшиза #михайличенко #фонд наше будущее #раф1407 111