По закону акселерации
Сегодня в разных регионах России возникают Школы социального предпринимательства, или акселераторы для социальных предпринимателей, создающие среду для появления и развития бизнеса «с социальным лицом». О школах, акселераторах и преимуществах займов перед грантами рассказывает один из создателей первой Школы социального предпринимательства в России генеральный директор Фонда социальных инвестиций, доцент РАНХиГС Сергей Голубев.
Мы с самого начала осознанно предпочли заниматься выращиванием социальных предпринимателей, а не их образованием – как показала практика, после традиционной образовательной программы потенциальный бизнесмен, конечно, становится очень умным и образованным... но он не превращается во владельца бизнеса. Можно привести аналогию: представьте себе, что желающий научиться готовить суп поступает в школу кулинаров, где его учат писать рецепты. Традиционные образовательные программы дают теорию бизнеса, а не механизмы его построения.
В России не хватает именно бизнес-акселерации, ориентированной на комплексное развитие и поддержку потенциального предпринимателя, тем более социального – человека, который, как правило, лично столкнулся с некой проблемой и хочет ее решать. Человека с горящими глазами.
Четыре ступени
Что такое Школа социального предпринимательства? Студент должен войти в школу с идеей и выйти с работающим бизнесом. На это мы и направляем наши усилия. В программу школы входят четыре компонента, которые мы сочли базовыми.
Первый – образование, но не академическое. Мы учим через опыт, через тренинги: слушатели должны не только знать технологии бизнес-планирования, управления проектами и взаимодействия со стейкхолдерами, инвесторами и волонтерами, но и уметь их задействовать в практике. Так что образовательная часть школы сочетает в себе новые знания, опыт слушателей, полученный ими «в поле», и анализ ошибок, допущенных на практике.
Далее – консультационное сопровождение. Иногда возникают вопросы, которые кто-то по неведению называет глупыми, по поводу, например, регистрации фирмы, налогообложения. На все эти вопросы мы отвечаем.
Третья часть обучения – менторское сопровождение: опытные предприниматели подсказывают стартаперам, как лучше выстроить бизнес на конкретном рынке. В рамках сессии мы собираем действующих представителей среднего бизнеса, которые в определенной степени задают правила игры на территории, рассказываем, что заходим с программой и хотели бы пригласить их в качестве менторов. Примерно 30% соглашаются – они уже состоялись и хотят поделиться опытом и знаниями, хотят улучшить качество городской среды. Они легко втягиваются в программу. Фактически для акселерации стартапов крупный бизнес собирает представителей среднего бизнеса, который и становится опорой для малого предпринимательства, в том числе социального. Со своей стороны слушатели школы понимают, что своего ментора нужно заинтересовать, ему должно быть интересно и комфортно работать с ними.
Одновременно в рамках менторского сопровождения мы помогаем отладить государственно-частное партнерство: при запуске программ акселерации мы обязательно создаем переговорные площадки, где начинающие предприниматели встречаются с представителями органов власти, со своими менторами и стейкхолдерами, чтобы обсудить, кто чем может помочь проекту. Среда вокруг малого бизнеса достаточно агрессивна, наша система выращивания социальных предпринимателей помогает сформировать поле, на котором последние могли бы не только появляться, но и развиваться. Особо это актуально для монотерриторий, где все друг друга знают.
Таким образом, на переговорной площадке мы показываем как муниципалитетам, так и стейкхолдерам новый формат решения социальных проблем: вот задумка, вот первый результат. Если поддержать проект, результаты будут выше.
Собственно, ресурсная поддержка – как финансовая, так и кадровая – и есть четвертая ступенька Школы социального предпринимательства.
Между займом и грантом
На первоначальном этапе предпринимателей чаще интересует финансовая поддержка в виде грантов, хотя, казалось бы, если вы показываете в бизнес-плане годовую прибыль в миллион рублей, довольно странно просить грант на 300 тысяч... Помню интересный кейс в одном из моногородов России: Фонд поддержки предпринимательства был готов предоставить гранты или займы под 6,5% годовых – это 2/3 ставки рефинансирования. Но предприниматели стремились именно к грантам.
Когда потенциальный соцпредприниматель ориентируется на гранты, он изначально не подходит к делу как к бизнесу. Он не готов формировать «продажную», экономически устойчивую модель. На мой же взгляд, из приемлемой ресурсной поддержки, предлагаемой предпринимателям на начальном этапе, лучше выбрать долевое участие, чем льготный заем. Ресурсы, получаемые предпринимателем, должны возвращаться. В определенном смысле дамоклов меч долга является стимулом к движению вперед.
Большие надежды
Изначально Школа социальных предпринимателей придумана и апробирована в Омске в 2011 году. Мы приглашали экспертов из Израиля и Финляндии, консультировались со специалистами в Бельгии... Первая школа была бесплатной, зачисляли всех желающих: пришли 60 человек, на выходе – 36 проектов, в итоге – порядка 20 социальных предприятий. Далее были введены отбор в школу – мотивационное письмо и собеседование – и небольшая плата, чтобы подстегнуть учеников к более усердной работе. Сейчас в Омске проходит, по-моему, уже восьмой набор школы, она действует на постоянной основе, набирая на каждый семестр 20–25 человек.
Модель школы в своей работе на сегодняшний день используют такие компании, как СУЭК, «Металлоинвест», ТВЭЛ, РУСАЛ. В Красноярске на территории присутствия компании СУЭК функционирует выездная Школа социального предпринимательства, собирающая людей с разных территорий. Под эгидой «Металлоинвеста» действует школа в Новотроицке Оренбургской области.
Предполагается, что в ближайшем будущем подобные школы будет запускать Агентство стратегических инициатив в рамках программы по развитию Центров инноваций социальной сферы.
Эффективность школ социального предпринимателя достаточно высока – порядка 70–80% прошедших подобное обучение открывают свой социальный бизнес, весьма успешный и устойчивый. Конечно, в тиражировании и масштабировании школ есть своя опасность, связанная с риском потери качества… И все же я считаю, что подобных программ, подобных центров обучения должно быть намного больше. Процесс запущен! У желающих заняться социальным предпринимательством появляются новые возможности – мы развиваем инфраструктуру, ту самую среду, в которой можно комфортно работать. Мы готовы вместе с ними идти от идеи до работающего бизнеса.
Автор: Мария Кригер, Валентина Петрова
Дата публикации: 19 мая 2014
#обучение #молодежь #школа сп #голубев1593 132