Карта социального бизнеса Европы
Европейская комиссия выпустила в свет обзор социального предпринимательства в странах Европы — «Карту социальных предприятий и их экосистем» (A map of social enterprises and their ecosystems in Europe). Мы начинаем публиковать выдержки из этого масштабного труда, охватывающего разные стороны социального бизнеса.
За последние годы в Европе резко вырос интерес к социальному предпринимательству — все более очевидными становятся способность социального бизнеса влиять на устойчивость экономики, решение общественных проблем и вопросы охраны окружающей среды. Импульс этому процессу придал и глобальный экономический кризис 2009 года. Его результатом явилось повсеместное недовольство существующей сегодня глобальной экономической системой. Это, в свою очередь, повлекло за собой рост интереса к системам, в которых задействовано большое количество разнообразных и равноправных участников. Жесткие антикризисные меры, вкупе с обновляющимися общественными потребностями, породили одновременно и задачи, и возможности для развития социального бизнеса в Европе.
Детальные и разрозненные
В целом, несмотря на растущий интерес к теме и появление целого ряда вдохновляющих кейсов, о масштабе и характеристиках этого сектора европейской экономики сегодня известно достаточно мало. Ранее уже предпринимались исследования с целью детализировать формы и направления «семейства европейских социальных предприятий», обозначить границу между ними, традиционной экономикой и социальной сферой. Однако разнообразие национальных экономических структур, различия в законодательстве, уровне благосостояния и культурных традициях европейских стран существенно осложняли эту задачу. Отрицательную роль играло и то, что статистическая информация о социальном предпринимательстве не всегда доступна и систематизирована.
Первая карта
Чтобы восполнить существующий информационный пробел, в апреле 2013 года Европейская комиссия приступила к исследованию, результатом которого явилась Карта социального предпринимательства (A map of social enterprises and their ecosystems in Europe). Обзор содержит данные о соцпредпринимательской активности и экосистемах в 29 европейских стран (28 членов Евросоюза плюс Швейцария). Данные изложены в виде карт, отображающих положение дел в социальном предпринимательстве и отдельные свойства его экосистем (такие, как национальная политика и законодательство, касающееся соцбизнеса, инфраструктура и механизмы поддержки, рынки импакт-инвестирования, системы оценки влияния и отчетности, процедура сертификации и т.д.). Это – первый, но тем не менее, очень интересный опыт такого рода.
Определения и термины
В ходе работы составители отчета не вырабатывали нового определения социального бизнеса, а воспользовались уже существующим широко распространенным определением Social Business Initiative (SBI). К его трем ключевым измерениям, которые на протяжении последних 10 лет активно перерабатывались в европейской научной и политической литературе, они добавили критерии, отражающие минимум обязательных требований, которым должна отвечать организация, чтобы называться социальным предприятием.
В итоге в основу A map of social enterprises and their ecosystems in Europe легли следующие понятия.
Предпринимательское измерение: вовлечение в непрерывную экономическую активность, производство или обмен товаров или услуг. Именно эта особенность отличает социальные предприятия от традиционных некоммерческих организаций и объектов социальной экономики, которые преследуют социальные цели и вырабатывают некоторые формы самофинансирования, но не ведут систематизированной коммерческой деятельности.
Социальное измерение: главенствующая, четко определенная социальная (то есть идущая на благо обществу) цель. Это отличает социальные предприятия от традиционных бизнесов, работающих ради получения прибыли.
Управленческое измерение: существование механизмов, закрепляющих социальное измерение организации. Оно накладывает ограничения на распределение прибыли и активов организации. Таким образом утверждается главенство социальной цели над задачей получения прибыли. Социальное предприятие должно быть независимым от государства и других организаций, работающих ради прибыли. Решения в нем принимаются демократическим путем.
Основываясь на таком понимании социального предпринимательства, авторы Обзора проводили свое исследование, с наиболее интересными фрагментами которого мы познакомим наших читателей в ближайшее время.
Источник: ec.europa.eu
Перевод Екатерины Савостьяновой
Продолжение материала: "Карта социального бизнеса Европы, часть 2-я"
Дата публикации: 28 июля 2015
1530 35