Надежда Куликова: Курс на интеграцию

В середине октября в Сеуле прошел седьмой международный соцпредпринимательский форум Social Enterprise World Forum 2014. Главным вопросом форума стала тема социальных изменений через социальное предпринимательство. В работе форума приняли участие несколько представителей России, в том числе — вице-президент НП «Коллегия аналитиков» Надежда Куликова. Своими наблюдениями и выводами, сделанными в ходе Social Enterprise World Forum 2014, Надежда Владимировна делится с читателями портала «Новый бизнес»
 

Я приняла участие в ряде секций форума — это были дискуссии, связанные с обсуждением моделей социального предпринимательства, партнерских отношений, вопросов законодательного регулирования данной сферы и государственной поддержки.
Очень интересной мне показалась секция «модели социального предпринимательства», участники которой через общие ценности пытались выстроить общую стратегию. В ходе дискуссий акцент делался на стратегические цели, которые были бы едины для бизнеса и для социальной сферы. Участники сошлись во мнении, что общие ценности должны создавать общие цели, объединяющие социальных предпринимателей. Это позволит объединить на единой платформе социальную деятельность и бизнес-направления данной работы.

Очень интересной мне показалась секция, посвященная законодательному регулированию. Одной из основных целей моей поездки в Корею было посмотреть, как работает законодательная база социального предпринимательства в этой стране. Корейский опыт в этой сфере оказался очень впечатляющим. Кроме того, очень хорошо  развита государственная поддержка социального предпринимательства в Тайланде.

Из практик, представленных на форуме, мне показался также очень интересным опыт предоставления социальным предпринимателям налоговых каникул. Если вы запускаете социальный стартап, — вы имеете право на трехгодичные налоговые каникулы. Предпринимателей, как правило, не поддерживают деньгами, но такой налоговой отсрочки обычно бывает достаточно, чтобы подняться на ноги. Также корейские соцпредприниматели могут получить бесплатное оборудование для собственного производства и образовательную поддержку. Существует специальное направление обучения, в ходе которого решается задача по формированию большого количества рабочих мест: людей переквалифицируют, дают им какие-то простые навыки, позволяющие выживать, иметь стабильный заработок.
У социального предпринимательства в Южной Корее есть интересная особенность – это уклон в кооперативную деятельность. Социальные предприятия формируются как кооперативы: проекты, относящиеся к разным сферам, разнопрофильный бизнес интегрируется на одной территории. Это дает социальным предпринимателям возможность поддерживать друг друга, оказывать взаимовыгодные услуги на бартерной основе. Это позволяет наладить безденежные отношения.
Еще одна особенность, которую выявил форум – современное социальное предпринимательство делает акцент на детях, они все чаще становятся во главу угла. Мы увидели много проектов, ориентированных в той или иной степени на подрастающее поколение. Это очень перспективно. Подобные проекты создают вокруг детей – с самого раннего возраста – такое ценностное поле, в котором первое место занимают социальные ориентиры, это помогает перенести акценты с идеологии общества потребления на более важные вещи. С другой стороны, энтузиазм детей, вовлеченных в подобные проекты, заражает взрослых, давая им импульс к развитию.

В Корее социальное предприятие — это любая парикмахерская, любая палатка с едой, любая мастерская по изготовлению какой-нибудь простейшей бижутерии, иными словами – все то, что дает возможность иметь занятость и заработок. Эти предприятия считаются социальными, потому что они ориентированы на социально незащищенные категории населения. Мы сегодня мыслим более глобально: у нас соцпредпринимательство – это деятельность, направленная на реализацию социально значимых проектов, с сохранением ориентации на социально незащищенные и маломобильные категории населения.

Также очень интересным и важным мне показался такой момент, как коммуникация и интеграция участников сферы – социальных предпринимателей, стейхолдеров в различные партнерские модели. В нашей стране хорошо прижились бы проекты, направленные на объединение участников, находящихся на разных территориях, в различные социумы, в так называемые экосистемы предпринимательства. На форуме часто звучала мысль ,что люди, которые занимаются социальным предпринимательством, должны знать друг друга, должны общаться друг с другом в наиболее широкой сети. Это даст больше уверенности, больше деловых контактов. В конечном счете, это сделает сам бизнес более устойчивым.

Я думаю, сегодня нам следует двигаться в сторону создания единого информационного пространства, в котором каждый мог бы найти себе какие-то возможности и предложить со своей стороны что-то другим участникам.
Сейчас люди стремятся к максимальной интеграции в экономическую ситуацию. Нам нужно обучать менеджеров, консультантов, преподавателей, — нужно расширять набор услуг, сопровождающих бизнес, помогающих ему стать успешным. Этот шаг позволил бы работать с более широкой аудиторией, вовлекая людей в участие в социальных проектах. Это модель кластерного взаимодействия, предполагающая выстраивание партнерских отношений социального предпринимателя с довольно широкой сетью выгодоприобретателей. Предприниматель с первых же шагов должен не только грамотно вести свой бизнес, но и формировать среду распространения своей продукции, услуг, лояльных клиентов, среду социализации своих идей и капитализации проектов.

Автор: Мария Кригер

Дата публикации: 31 октября 2014

#Social Enterprise World Forum #форум #куликова #корея #сеул

 1390   23  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно