Николай Николаев: Любой бизнес может быть социальным

По мере того, как понятие «социальное предпринимательство» внедряется в общественное сознание, оно становится более узнаваемым и… более узким. Под СП все чаще начинает пониматься социальная работа, оказание социальных услуг группам населения, исключенным из рынка. О том, почему подобное сужение является неоправданным, рассказывает вице-президент по внешним коммуникациям Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Николай Николаев

Что такое социальное предпринимательство?.. Сейчас «ОПОРА РОССИИ» занимается развитием программы «Территория бизнеса – территория жизни», внедряющей идеологически новые подходы к развитию территорий через развитие предпринимательства. Там, где есть предпринимательство, образуется жизнь, появляются новые рабочие места, зарплаты, возникает сфера услуг и так далее.

И, как показывает практика, очень многое зависит от того, где именно предпринимательство развивается, в каком регионе. Бизнес, являющийся совершенно рядовым для одной территории, может оказаться абсолютно социальным для другой.

Города и поселки российской глубинки буквально тают на глазах. С учетом этого виды предпринимательства, которые на первый взгляд не воспринимаются как социальные, приобретают социальный характер. Работая над своей программой, общаясь с региональными властями, с муниципалитетами, мы пришли к убеждению, что социальное предпринимательство не может быть дифференцировано по нишевому признаку. Если в деревне, куда хлеб завозится раз в три дня, появляется пекарня, она становится социальным предприятием. Поставить такую пекарню в центре Москвы – это будет обыкновенный бизнес, конкурентный, нужный, но обычный. А в этой деревне это социальное предприятие. Если рядовой бизнес (та же пекарня, продуктовый магазин, палатка с товарами первой необходимости) решает проблему удержания населения, способствует развитию инфраструктуры, созданию рабочих мест, он является социальным. В вопросе оценки необходимо отталкиваться от территории, от ее специфических особенностей.

Сегодня целью нашего взаимодействия с регионами является развитие территорий и нахождение практических точек приложения для социальных проектов. В данном случае речь идет не о моногородах, а об обычных городских поселениях, деревнях, поселках городского типа. Надо сказать, что серьезная доля успеха в данном сотрудничестве зависит от местных властей. Сегодня мы знаем несколько случаев (к сожалению, на настоящий момент их можно назвать уникальными), когда сами муниципалитеты активно поддерживают предпринимателей, когда власти готовы давать беспроцентные займы предпринимателям, которых они признают социальными.

Примером успешного сотрудничества «ОПОРЫ РОССИИ» и властей на местах может служить Саткинский район Челябинской области. За время нашей совместной работы количество предпринимателей выросло в нем в пять раз. При этом местные муниципалитеты ориентируются на потребности региона, они дают беспроцентные займы на развитие социального предпринимательства. В 2012 году по итогам конкурса «Бизнес-успех» Саткинский район был признан лучшим муниципальным образованием РФ по поддержке малого и среднего бизнеса (всего в конкурсе приняли участие 1822 муниципалитета). Сегодня мы продолжаем работу по развитию местной инфраструктуры, на данной территории создан и успешно действует бизнес-инкубатор для начинающих предпринимателей, ведётся работа по созданию фонда микрофинансирования, который будет кредитовать предприятия под 8% годовых (то есть по ставке, фактически равной ставке рефинансирования).

Главным социальным итогом работы в Саткинском районе является то, что в этом году из него прекратился отток населения. Вот простой и очень показательный пример того, как обычный бизнес, обычное предпринимательство может носить выраженный социальный характер.

Автор: Мария Кригер, Дарья Осина

Дата публикации: 7 октября 2013

#Опора России #николай николаев #социальный бизнес

 1125   115  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно